Своеобразие американского романтизма. Эстетические взгляды и поэзия Эдгара По.

Американский романтизм

- В 1775 году 13 английских колоний на Американском континенте поднялись на освободительную борьбу против метрополии. Война за независимость (1775-1783) была не только антиколониальной.

- Итогом победы колонистов в войне за независимость стало образование нового государства – Соединённых Штатов Америки, установление в стране буржуазно-демократической республики.

- Война за независимость и буржуазная революция стимулировали развитие американского обществ и заложили основы быстрого экономического и территориального роста страны в XIX веке.

- Победа в войне за независимость означала завершение длительного и сложного процесса формирования американской нации, начавшегося в первые десятилетия XVII Века, когда в Новый Свет прибыли первые поселенцы. Потомки «европейцев в Америке» осознали себя новым народом, чья историческая судьба не совпадает с судьбой тех стран, откуда прибыли их предки.

- В национальном сознании Американцев укрепляется вера в особый путь и высшее предназначение Америки. Америка представляется страной будущего, краем безграничных возможностей.

- Этот комплекс возможностей получил название «американская мечта».

- В период своего формирования «американская мечта» - мечта о свободном, справедливом и счастливом обществе, но постепенно она трансформируется и вырождается в страстную жажду материального успеха любой ценой и любыми средствами.

- Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведёт писателей Америки к поиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности, лежащего за пределами повседневной буржуазной практики.

- Хронологические рамки американского романтизма отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к 1820-1830м годам и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865)

- Столь долгое по сравнению с европейскими странами существование романтического метода в литературе США объясняется особенностями истории американского общества.

- Важнейший её фактор – постепенное продвижение американской нации с востока, где высадились «отцы-основатели», на запад, к побережью Тихого океана.

- В ходе колонизации материка, длившейся почти 3 столетия, в Америке существовал фронтир – чисто американское явление, подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка. За линией фронтира лежали «свободные земли» - нетронутая природа Америки, горы, леса и прерии, населённые индейскими племенами.

Первый этап - ранний (1820-1830 годы)

- Крупнейшие писатели раннего романтизма в США – В. Ирвинг, Д. Ф. Купер

- С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идёт процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведётся интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, жизнь индейцев, освоение континента и другие). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами.

- Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию.

Нативизм

( от английского native – родной, национальный)

- Освоение национального достояния

- Романтики с невиданным энтузиазмом предались исследованию своей родной страны, где ничего ещё не было осмыслено, а многое просто неизведанно, и открытия подстерегали на каждом шагу. Страна Америка располагала огромным разнообразием климатов и пейзажей, культур и жизненных укладов, специфических социальных институтов.

Национальная специфика

- Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через всё искусство американского романтизма.

- Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озёр, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям.

- В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Джеймс Фенимор Купер (17789-1851)

- Создатель шпионского романа

- Создатель исторического романа

- Создатель морского романа

- Создатель нативистского романа

Второй этап – зрелый американский романтизм (1840-1850 годы)

- Натаниэль Готорн, Эдгар Алан По, Герман Мелвилл, Генри Уодсворт Лонгфелло

- Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов.

- Большинство писателей испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идёт варварское уничтожение коренного населения материка – индейцев и хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-ч годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращаясь в пропасть.

- Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой, как По, Мелвилл.

- Преобладают драматические, трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл).

- Переход от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, философская глубина.

- Опора на современную идеалистическую философию Европы, прежде всего на немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте.

- Эти теории преломляются в учении американского трансцендентализма, поставившего перед современниками вопросы глобального характера – о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования.

- В художественных язык проникает символика. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап – поздний американский романтизм (1860 годы)

Период кризисных явлений в романтизма США. Романтизм как метод всё чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжёлого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто ещё продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример – судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

- Происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом.

- С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций.

- С другой стороны, литература Юга, романтизирую и идеализируя «южное рыцарство», встаёт на защиту исторически обречённого неправого дела и реакционного уклада жизни.

Герман Мелвилл

- Американский писатель и поэт, моряк, автор классического романа «Моби Дик» - итоговое произведение литературы американского романтизма. Длинный роман с многочисленными лирическими отступлениями, проникнутый библейской образностью и многослойный символизмом, не был понят и принят современниками. Переоткрытие «Моби Дика» произошло в 1920-е годы

Эдгар Аллан По (1809-1849)

- Писатель, поэт, литературный критик и редактор

- Предтеча символизма и декадентства

- Основоположник современного детектива и жанра научной фантастики

Поэзия:

- 4 сборника:

- «Тамерлан и другие стихотворения» (1827)

- «Ворон и другие стихотворения» (1845)

- Категория «высшей Красоты»

- Эмоционально-психологическое воздействие

- Принцип неопределённости, суггестии

- Музыкальность

Психологические рассказы:

- Безысходный ужас жизни, безраздельно господствующий над человеком мир как царство безумия, гибель и распад как предопределённый жестокой верховной силой удел человека – таково содержание «страшных рассказов» По.

- Главная тема – трагические последствия столкновения человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса буржуазной цивилизации.

- Угроза бездуховности

- Чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием, страх перед страхом жизни и смерти.

«Падение Дома Ашеров»

- Иносказание распада личности, в которой интеллектуально-духовное начало получило однобокое, болезненное развитие в ущерб физическому. Дух, отторгнутый от тела, не способен выжить.

- В древнем, мрачном, полном какой-то особой гнетущей атмосферы замке живёт последний его владелец – Родерик Ашер; с болезненно-нервной, изощрённой восприимчивостью он сквозь шум грозы слышит, как пытается вырваться из гроба заживо похороненная им в фамильном склепе сестра, но не в силах пойти и помочь ей – у него маниакальная «боязнь» ужаса. Сестра появляется в окровавленном саване, ужас убивает её брата, они оба умирают, и замок Ашер падает, разрушенный грозой.

- Родерик – по сути основной и единственный герой По, по-разному повторённый в других рассказах: это – нервный, болезненно-восприимчивый созерцатель, любящий редкие книги, отшельник, боящийся жизни; он так же условен, как и излюбленная героиня По – загадочная, таинственно-мудрая, угасающая прекрасная женщина. Герои По – во власти рока, предопределившего их гибель; они безвольны, в них нет силы для протеста против жизни, ощущаемой как кошмар и зло. Каждый из них – жертва какой-нибудь навязчивой идеи, они не живые люди с реальными чувствами и страстями, а отвлечённые фигуры, почти схемы, которым только исключительное мастерство художника придаёт жизненность.

Раздвоенное сознание

- Рассказчик – воплощение нормы, герой – отклонение от неё. Часто – одно и то же лицо: самонаблюдение

- Проблема борьбы добра со злом, раздвоения психики, тяги человека ко злу поставлена в рассказе о двойнике «Вильям Вильсон», «Чёрный кот» и др.

- Сверхъестественное у По – это рассудочно избранный путь для достижения эффекта. Эффектами же определено условное изображение героев у По, которое соответствует условному реализму его диких и безлюдных пейзажей («Свидание», «Лигейя», «падение дома Ашеров и другие). Гофман, например, в отличие от По, не избирает нарочито неестественного антуража средневековья – у него самые невероятные события совершаются в обычной обывательски-брюгерской обстановке.

- Характерна также любовь По к показу мира через вещи, драгоценности и т. д. – черта, которую унаследовал Уайльд.

Логические рассказы:

- «Убийство на улице Морг» (The Murders in the Rue Morgue, 1841)

- «Тайна Мари Роже» (The Mystery of Marie Roget, 1842)

- «Золотой жук» (1843)

- «Похищенное письмо» (The Purloined Letter, 1845)

- По старается придать своим детективным рассказам характер фактов, имевших место в действительности, вводя в повествование полицейский протоколы, точные даты, ссылки на периодическую прессу и т. д.

- Два типа сознания: тривиальное и нетривиальное.

- Тривиальное – все персонажи, кроме Дюпена и Леграна, наделённых аналитическими способностями.

- Основной мотив: раскрытие тайны или преступления

- Рассказ – задача, подлежащая логическому решению

- Пара характеров: Герой – человек широкообразованный, наделённый мощными логическими способностями. Рассказчик – симпатичный, энергичный, простоватый. Функция героя – раскрывать тайну, функция рассказчика – строить неверные предположения.

- Два слоя: поверхностный и глубинный

- Поверхностный – поступки

- Глубинный – работа мысли героя, который анализирует, сопоставляет и находит логическое решение задачи.

- Его Дюпен – предтеча и конан-дойлевского Шерлока Холмса и честерновского пастора Брауна и Эркюля Пуаро Агаты Кристи.

Научно-фантастические рассказы:

- «приключения некоего Ганса Пфалля», «Небывалый аэростат», «Низвержение в Мальстрем» и единственный роман «повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838) – обнаруживают чрезвычайно большую изобретательность и обычное мастерство стиля;

- Иногда – логическое развёртывание уже известных изобретений («небывалый аэростат») или перечислению фактов («1002 сказка Шехерезады», 1845).

- Наука для По – лишь средство проявления непостижимого, помогающее придать этому непостижимому большую долю вероятности благодаря использованию точных географических данных, химических рецептов, сведений о морском деле и т.д.

- Наука здесь играет декоративную роль, поскольку По стремится лишь к наукообразности и мистифицированию читателя, причём в научно-фантастических рассказах развёртывается та же тема неизбежной гибели героев.

Влияние

- Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке.

- Творчество По нашло отражение в поэзии французского поэта Бодлера, который переводит По, знакомит с ним Европу, и отсюда начинается влияние По на литературу декаданса и символизма – на Малларме, Метерлинка, Уайльда, русских символистов.

- Бодлер, в творчестве которого принцип одновременности восприятия играет ведущую роль ( неслучайно он очень любил творчество Эдгара По), писал: «соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, - громадным варварским загоном, освещаемым газом». А. Дж. Б. шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

- По, будучи в «страшных рассказах» и поэзии завершителем романтизма, оказал в области фантастики влияние на ряд западноевропейских писателей. От «Золотого жука» с поисками клада и криптограммами литература приходит к «Острову сокровищ» Стивенсона, от «Ганса Пфалля» - к путешествию на луну Жюля Верна, к географической декоративности ряда романов и пр.

- Много внимания По уделяли русские декаденты («Ворон», перевод Дмитрия Мережковского, в «северном вестнике», 1890; «Баллады и фантазии», «таинственные рассказы», перевод Константина Бальмонта, 1895; «Ворон», перевод Валерия Брюсова в «Вопросах жизни», 1905).

- Особенно популярен у декадентов был размер «Ворона» (Бальмонт, Брюсов).

Наши рекомендации