Кинетическое искусство в СССР.
Творчество братьев Ткачевых.
Сергей и Алексей Ткачевы получили первые навыки рисования у педагогов Н. Г. Васильева, В. И. Влазнева и А. И. Масленко.
Ткачевы работают как вместе (с 1952 года), так и самостоятельно;С.П. Ткачев – художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А.П. Ткачев – более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен "братьев Ткачевых", который включает в себя редкое мастерство в создании "большой картины" с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи.
В центре внимания художников, выросших в селе, – русская деревня. Герои их картин – реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны.
В своем творчестве художники обращались к историческим и современным им темам. В цикле картин «В трудные годы», «Между боями», «За землю, за волю!», «В колхоз», «Хлеб республики», «Свет» Ткачевы обращаются к истории времен Великой Октябрьской революции и первых лет Советской власти. Большое количество картин, конечно же, посвящено грозным годам Великой Отечественной войны.
Творчество братьев Ткачевых богато и разнообразно. Картины Ткачевых занимают видное место в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, музеев десятков городов России, зарубежных стран.
Творчество Э.Уорхолла.
Э. Уорхал был художником, скульптором, дизайнером, режиссером, продюсером, писателем.Одна из самых противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия.Его творчество оказало огромное влияние на направление развития современного искусства.В 60г создал известную серию полотен, на которых были изображены в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов и знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл» , ставшие впоследствии визитной карточкой Уорхола.В тех же годах покупает здание в Манхэттене, оно позже получает название «Фабрика», тут ставит на поток создание произведений искусства. В здании царит обстановка вседозволенности, проводятся всевозможные вечеринки. Здание нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте, где он творит свои шедевры.Уорхол стал создавать эпатажные произведения, выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, и тп.Также проявлял большой интерес к кино. Фильмы, которые он снимал- первые нотки сексуальной революции. Одна из самых ранних короткометражек изображает фелляцию двух мужчин. Большинство из его киноработ бессюжетные фильмы, продолжительностью до 25 часов, в течение которых на экране появляются голые участники его «фабрики», так называемые «суперзвезды» Э.Уорхола.По его предложению обложкой лучшего альбома группы TheRollingStones, StickyFingers (1971), был выбран снимок одетого в облегающие джинсы Далессандро. Застежка-молния джинсов была настоящей и при расстегивании открывала взору исподнее с метками участников.Хотя жизнь Уорхола и удалось спасти, в течение долгих лет он оставался инвалидом, а умер от последствий ранения.
17.Фотореализм в советском неофициальном искусстве. Представители.
Фотореализм в России - не вторичное и не заимствованное течение Он входит в мировое развитие фотореалистического искусства, вместе с тем обладая явным творческим своеобразием.В большей степени фотореализмом можно назвать Э. Булатова(«Слава КПСС» «Диагонал.Разрез»,»»Откуда я знаю куда»«Пейзаж»,картины из цикла «Русский ХХ век» изображают идиллический русский пейзаж, над которым угрожающе нависает графичная римская цифра ХХ. Пейзаж — воплощенное спокойствие русской жизни, перечеркнутой ХХ столетием: возвышается старинная церковь, вокруг — невысокие дома и избенки, на заднем плане извивается река. ХХ век вторгается бесцеремонно и символично. На картине под номером I цифры напоминают лучи прожектора компании «ХХ век FOX» на фоне страшного красного неба. Вода в реке тоже кровавого цвета — идиома, которой соответствует образ, не требует разъяснений. На работе № II Булатов поступает более лаконично и схематично: огромные красные цифры перечеркивают патриархальный пейзаж. Изображение важного круга сюжетов-толпы и уличных ситуаций,сценок(работы Ю.Пальма и С.Файбисовича «Глядя на солнце», «Из жизни бутылок»,»Праздник», «Весна начинается»),унифицированное, урбанистическое пространство с людьми-винтиками также открывает в фотореализме содержание социального смысла. Подчеркнуто реальное пространство пересекается закрывающим свет социально окрашенным знаком или текстом. В России особый метод фотореализма подхвачен отечественнми художниками к середине 1970-х годов, наиболее значительные выставки состоялись в 1980 годы. В начале это эстонские «документалисты» , затем москва и остальные регионы СССР.Художники действовали в составах групп :с конца 1960-х в Таллине ( А.Кесккюла, А.Толтсидр.), на рубеже 1970-80-х в Тарту объединились М.Кильк и И.Круузамяэ, Р.Таммик и Э.Тэгова) В Москве 1980-1985 работала так называемая гр-па «б»( А.Тегин, С.Шерстюк, С.Базилев, С.гета, Н.Филатов,И.Копыстинский), и последнее объединение - гр-па ленинградцев( Н.Мокина, В.Пахомкин, А.Блинов, М.Берзинг), обратившая на себя внимание в конце 1980х г. Потерянную ауричность фотографии, восстанавливается приложением таланта, превнося новые индивидуальные смыслы. Рамки фотореалистической констанции широки. Она неожиданно остра, как в сюжетном смысле, так и в расстановке акцентов,дает свободу ассоциативному творчеству и поднимает серьезную социально-нравтсвенную проблематику. Еще одна особенность советского фотореализма- нехватка технических средств (аэрограф, фототехника, проекторы, и т.д) приводит к усложнениям, аранжировке. Недостатток идеальности в копировании фотографии выливается в возникновение новых качеств( недостаток оборачивается достоинством). Задача отечественных мастеров фотореализма-обострение наше го времени в адекватный ему форме технических искусств, столь распространенных в нашу эпоху,.
Характерны для многих увлечение экзотерикой, экзистенциализмом и метафизикой. Это выразилось в живописной практике в виде условных аллегорических сюжетах.Целесообразна параллель с камерным направлением-метафизической живописью. Связь с ней носит умозрительный характер. Метафизический дух проявился через сталкивание в картинах подлинной реальности и «игры в жизнь»,оперирование жизненными фактами и доведение подлинной их до абсурда отражают парооксальностьскусства фотореализма. Фотореализм- это сюжетная живопись, легко классифицирующаяся по принципу «что» , а не «как» изображение. Главная идея-в контакте реальности с ее фиксацией. , в соединении психоэнергетической активности образа и взуальнойдостоверности.Проступание общего за частным , типиного за слуайным делает явление фотореализма живой системой.Фотореализм в пластическое искусство возвращает традиционную классификацию жанров:повествовательнаякомпазиция,портрет,пейзаж и натюрморт. Открылись огромные «умозрительные» возможности -способность посмотреть на мир иными глазами ,видеть в обыкновенных предметах жизненного обихода самое главное(первичную созидательную причину их возникновения и тщательно скрытую от взоров других людей).Искусство фотореализма т в том, чтобы в малом, скромном отыскать большое, безграниное по мысли и энергетическим запасам. Отечественный фотореализм создавал в своей практике просто мифы, отталкиваясь от неприглядности современности, пытаясь эстетизироватькичовые решения советской реальности. Фотореализм России -одна из немногих форм не подцензурного выживания искусства.
1. Ташизм в искусстве Франции.
ТАШИ́ЗМ ( «пятно, грязь») — течение абстрактного искусства,получившее распространение в странах Западной Европы и США в 50-60-х гг. Другое название — абстрактный экспрессионизм. Ташизм является крайним выражением принципов абстрактного экспрессионизма. «Новые экспрессионисты» провозгласили принцип спонтанного выражения субъективных ассоциаций, подсознания, «психической импровизации», что сближает данное течение с дадаизмом и сюрреализмом. Однако, в отличие от последних, абстрактные экспрессионисты выражают ассоциации в неорганизованных, хаотичных мазках, пятнах, линиях (сравн. психоделическое искусство). Своей «иконой» абстрактные экспрессионисты считают первую абстрактную акварель В. В. Кандинского, созданную в 1910 г. Термин «ташизм» впервые использовал французский критик Ф. Фенеон в Париже на выставке неоимпрессионистов. Он хотел подчеркнуть этим словом точечную технику мазка и «пятнистость» живописи дивизионистов. Спустя полвека термин вспомнили теоретики американского абстрактивизма, дабы показать преемственность нового искусства от живописи французских постимпрессионистов.
Жорж Матьё. Выходец из знатного рода, один из представителей так называемой «живописи действия». Считается основателем исторической абстрактной живописи. Среди характерных для художника тем — борьба династий, народные движения, государственное строительство («Битва при Бувине», «Капетинги повсюду»).
Графема-буквенный знак, начинает изучать восточную каллиграфию. Нередко художник накладывает свои «письмена» с помощью чистой краски, взятой прямо из тюбика, но также использует щетку, кисть или руку, чтобы покрыть более широкие поверхности.
Дюбуффе. В семнадцатилетнем возрасте приехал в Париж. Занимался виноторговством
. В 41 год начал собирать коллекцию картин душевнобольных, назвал её ар брют (в настоящее время находится в Лозанне).
Сам начинает работать, используя пасту (высоко поднятое тесто) и дрнехудожеств материалы. В это время открывают пещеру Альтамира—изображение бизонов и тп. Также рисует на подсознании, например, говоря по телефону.
В общей сложности художник создал около 10 000 работ, которые чаще всего образуют серии: «Женские тела» (1950), «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), «Маленькие изваяния ненадежной жизни» (1954), «Феномены» (1958), «Урлуп» (1967) и др. Работы Дюбюффе представлены в крупнейших музеях мира.
Оскар Яковлевич Рабин
-один из организаторов знаменитой «Бульдозерной выставки».
-В 60-е годы имя Рабина уже было хорошо известно за рубежом. Французская критика называла его «Солженицыным от живописи».
-Оскар Рабин более всего известен своими натюрмортами
-Для Рабина характерно применение коллажей и ассамбляжей, часто повторяющийся мотив в его картинах – обрывки газет, листовок, документов (прежде всего, паспорт) или этикеток.
-Его работы политизированы, но при этом остаются чрезвычайно эмоциональными, глубоко личными. Так, частое изображение паспорта объясняется переживаниями юности художника, когда ему приходилось странствовать по Союзу, не имея при себе никаких личных документов.
-Рабин много писал свою жену Валентину Кропивницкую. Он изображал любимую в образе СимонеттыВеспуччи («Моя жена», 1964) или благочестивой Мадонны («Мадонна. Лианозово», ок. 1967) и помещал ее на фоне мрачных советских пейзажей городских окраин.
Ли́дияАлексе́евнаМастерко́ва С середины 1950-х гг. Мастеркова вместе со своим мужем, художником В.Н. Немухиным, вошла в нонконформистскую художественную среду и входила в «Лианозовскую группу», в 1950-е одной из первых начала заниматься абстрактным искусством.
Увлекалась живописью Сезанна, Эль Греко.
В конце 1950-х начала разрабатывать собственный нефигуративный стиль; писала в манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского андеграунда последовательно работала с чистой абстракцией, создавая циклы, серии. Во время общения с «лианозовцами» делала коллажи из вещей, «пропитанных мистикой веков», использовала старые ткани, кружево, парчу.
«Собор», «Дворец», «Абстрактная композиция», скульптура «Подсвечник»
Немухин Владимир Николаевич
Развил своеобразный вариантинформеля, сделав картину не столько изображением, сколько предметом. Отсюда тяготение Немухина к контррельефу, а позже, в 1980-х, к трёхмерным композициям.
«Композиция с картами», «Пасьянс»-разрезанный холст
ВЕЧТОМОВ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
-неоабстрактныетенденциивживписи
Художник работает с пластическими формами, напоминающими иногда части архаических скульптур, иногда - знаки или сигналы, посланные из других миров. Его работы насыщены тяжелыми плоскостными формами, им свойственен интенсивный, часто пронзительный колорит.
«Реквием», «Пришелец», «Мой робот»
6. Абстрактный экспрессионизм – течение в абстрактном искусстве, возникшее в США в 1940-х г.г. и представленное главным образом творчеством художников так называемой Нью-Йоркской школы.
Абстрактный экспрессионизм сформировался под влиянием сюрреализма и его основополагающего принципа психического автоматизма, воспринятого американскими художниками от европейских мастеров, эмигрировавших за океан в годы Второй Мировой войны: П.Мондриана, А.Бретона, С.Дали, М.Эрнста, Р.Матта. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками, в буквальном смысле слова выплескивая на него потоки «свободно струящегося цвета». При этом нередко прибегали к приему дриппинга(разбрызгивание краски или выдавливание из тюбика), изобретателем которого был Дж.Поллок. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение, поэтому процесс создания картины часто происходил публично. Перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль, в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль, как и потоки краски, падающие и разливающиеся по холсту. Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960-х гг., объединив очень разных в творческих исканиях мастеров, что, однако, не помешало ему стать одним их первых серьезных течений в американской живописи и повлиять на процесс развития европейского искусства. Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Аршиль Горки, ХансХофман, Вильям де Куннинг, Марк Ротко, Роберт Мазеруэлл и др.
В работах Хофманна кубизм сочетается с энергичностью и смелостью фовизма. Несмотря на то, что обычно ядром картины у него является какой-нибудь узнаваемый предмет, разработка темы осуществляется с помощью множества ярких разлетающихся мазков. Для достижения драматического эффекта Хофманн использовал очень яркие краски основных цветов. Порой толщина слоя краски достигает у него полутора сантиметров
Кинетическое искусство в СССР.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — в ХХ веке вид пластического искусства, в котором используются мобильные и трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом или мотором. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Кинетизм стремится к синтезу искусств.
Кинетическое искусство зародилось в 20—30-х гг., когда В. Е Татлин в СССР(«ЛЕТАТЛИН)(А.Родченко, В. Татлина, Н. Габо и др.), придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытался преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию со средой. «Мобили» –конструкции, вращающиеся от электричества. Чтобы привлечь внимание зрителей, к некоторым «мобилям» присоединялись звуковоспроизводящие устройства, и «мобили» издавали писк. Очередным изобретением явилось самоубийственное или самоуничтожающее искусство. Двигающееся устройство из колес, шестеренок, массы различных деталей работало некоторое время, а потом в одночасье загоралось, а потом расплющивало себя молотками, которые входили в комплект конструкции. Приемы «самоубийственного искусства» распространились на книгопечатанье: выпускались альбомы с репродукциями , на печатанными специальными красками, которые через некоторое время бесследно исчезали с листов альбома.
Группа "Движение"
В сентябре 1962 года пять молодых художников, которых возглавил 25-летний Лев Нусберг, основали группу «Движение». Первыми участниками были Ф. Инфантэ, А. Кривчиков, В. Акулинин, В. Щербаков, Р. Заневская, М. Дорохов. Движение трактовалось авторами как изменение, перемещение, взаимопроникновение, развитие, состояние всего, что движется и в биологическом, и в эстетическом смыслах. Важной стороной было синтезирование различных технических средств и форм искусства. Группа занималась проектированием синтетических мистерий с использованием движения света, газа, трехмерных элементов и кинопроекций (проекты в основном не были осуществлены). Это был первый после тридцатилетней паузы коллектив, выдвинувший свою программу («Манифест русских кинетов», 1966), смело обратившийся к новым формам творчества.
Группа «Движение», состоявшая к середине 1960х из примерно 30 участников, включала, помимо художников, актеров, музыкантов, инженеров, физиков, специалистов в области электроники и психологов.
10. Леттризм — французское авангардное движение, основанное румынским иммигрантом Исидором Изу(французский поэт, кинокритик, кинорежиссёр и артист) в середине 40-х годов XX века в Париже. Основа леттризма — систематизация и классификация буквы (lettre) во всех сферах культуры и творчества. Под леттризмом понимается создание изображений, похожих на шрифтовые, а также композиций на их основе.
Изу переезжает в августе 1945 года в Париж. В это время знакомится с Габриэлем Помераном, они основывают группировку леттристов и активно пропагандируют.
Леттристы заменят визуальное искусство и повествовательную прозу метаграфикой (позже «гиперграфикой»), неоиероглифами, в которых изречения были смешаны или дополнены картинками и наоборот, «таким образом, вводя в азбучное письмо не только искусство рисования, но и графику всех людей и всех социальных категорий прошлого и будущего, а также графику или антиграфику каждого индивидуального воображения».
Творческое кредо Леттризма сводилось к «теоретической и практической систематики Буквы (Lettre) во всех сферах эстетики. Буква — основной элемент всех видов художественного творчества — визуального, звукового, пластического, архитектурного, жестуального.
«Грязь и вечность» — фильм-манифест: на протяжении четырех часов за кадром Изу декламирует текст, в котором излагает свою концепцию культуры и искусства и обосновывает леттризм. Изу придумал леттризм для того, чтобы явить миру новое универсальное слово — слово-пароль, своего рода ключ ко всем сферам человеческой деятельности, главная из которых — создание искусства. В леттризме Буква (lettre) — царь и бог, она творит мир. В каком-то смысле Изу воспроизвел легенду о сотворении мира из Буквы.
Амбиции Изу были далеко не только поэтического свойства. Он был заряжен энергией преобразователя — той же энергией, что движет настоящими революционерами, одержимыми Идеей. Первой акцией, которой он заявил о себе, стал срыв премьерного спектакля по пьесе Тристана Тцары «Побег» в левобережном театре «Старая голубятня». Изу и его друзья остановили едва начавшееся действие, выкрикивая леттристские лозунги.