Эрнст Юнгер и консервативные эстетические ценности.
Эрнст Ю́нгер (нем. Ernst Jünger; 29 марта 1895, Хайдельберг — 17 февраля 1998, Ридлинген) — немецкий писатель, мыслитель, и офицер. Один из главных теоретиков консервативной революции.
Одним из ярких представителей «консервативной революции» является Эрнст Юргер, чья концепция государства формулировалась в энергичном противопоставлении обществу бюргерского типа: «Общество - это государство, сущность которого стирается в той степени, в какой общество подгоняет его под свои мерки. Этот натиск обусловлен бюргерским понятием свободы, нацеленным на превращение всех связующих отношений ответственности в договорные отношения, которые можно расторгнуть».
Бюргерской свободе Юнгер противопоставляет свободу, соединенную с государственным порядком: «То качество, которое прежде всех остальных считают присущим немцу, а именно порядок, — всегда будут ценить слишком низко, если не смогут усмотреть в нем отражение свободы в зеркале стали. Послушание — это искусство слушать, а порядок — это готовность к слову, готовность к приказу, пронзающему подобно молнии от вершины до самых корней. Все и вся подчинено ленному порядку, и вождь узнается по тому, что он есть первый слуга, первый солдат, первый рабочий. Поэтому как свобода, так и порядок соотносятся не с обществом, а с государством, и образцом всякой организации является организация войска, а не общественный договор. Поэтому состояния предельной силы мы достигаем только тогда, когда перестаем сомневаться в отношении руководства и повиновения. Нужно понимать, что господство и служение — это одно и то же.»
Не смягчения, а обострения противоречий требовал Юнгер в своей доктрине политизации жизни: «…новый образ мира намечается не в размывании противоположностей, а в том, что они становятся более непримиримыми и что каждая, даже самая отдаленная область приобретает политический характер». Он предрекал, что мир вступил в эпоху конфликтов, побеждать в которых будет техническая мощь и неустанный труд рабочего-делателя. Жизнь в эту эпоху требует тотальной мобилизации и тотального государства.
Национал-социализм Юнгер противопоставлял либеральному капитализму и большевистскому социализму. Национал-социализм виделся как общность интересов нации, как интегральный национализм, во многом противоположный «старому» национализму вильгельмовской эпохи и ее ценностям. Новый национализм родился в окопах первой мировой войны и требовал иного состояния нации, в котором порядок является потребностью и учреждается нацией в виде авторитарного, тотального государства.
Как и другие представители «консервативной революции», Юнгер стоял на позициях национал-универсализма, во многом аналогичного русскому мессианизму. Он полагал, что новый национализм должен явить миру такую нацию, которая превзойдет понятие Европы и сделает немцев ведущей силой в мире. Консервативная революция должна превратить немцев в империю работников-деятелей, живущих в мире современных машин. Образ труженика-немца, предстающего в текстах Юнгера как новый тип человека, заставляет вспомнить героев произведений Андрея Платонова, столь же органично врастающих в современное производство. Всюду фабрика, массовое производство требует вполне определенной организации государственного управления, которое не может отдать производство на вольные ветра рыночных стихий с их узко-частными задачами и оторванностью от общенациональных интересов.
Юнгер не мог опереться на существующее государство и культуру — Веймарская Германия была безнадежно далека от имперского и героического типа цивилизации. Поэтому в его произведениях дается путь реализации героических взглядов через уничтожение “современного и временного”во имя создания новой иерархии, воздвигнутой на вечных принципах.
Отчасти книги Юнгера являются реакцией на послевоенное разочарование и пустоту, желанием разрушить призрачные формы кажущейся реальности, чтобы добраться до священной сути путем героического действия. “Наша надежда — на тех молодых людей, которые страдают от лихорадки, пожираемые зеленым гноем отвращения, на те молодые души, которые , будучи истинными господами, болезненно тащатся сквозь строй свиных корыт. Наша надежда — на их восстание, которое потребует великого разрушения мира форм, которое потребует взрывчатки, чтобы очистить жизненное пространство во имя новой иерархии”. Стиль Юнгера однозначно определяется его концепцией героизма и милитаризма, в которой, по словам А. Мёлера: “За защитой национальных территорий на заднем плане ощущается присутствие более глубинной потребности — ностальгии по иной, более напряженной, более цельной форме жизни”.
Идеи “военного возрождения” высказывал не только Юнгер, но и другие авторы, которые с надеждой восприняли начало войны, полагая, что она станет толчком к образованию новой, более совершенной культуры.