Творческие игры, упражнения, задачи для формирования воображения.

«Закончи рисунок»

Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Проба О.М.Дьяченко «Художник»

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.

Материал к заданию представлен на рисунке.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. в каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.

Игра «Волшебные кляксы».

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Нарисуй предмет, используя круг, квадрат, треугольник, трапецию.

Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.

«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)

Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Нелепицы»

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Рисование по замыслу: «Медвежонок-лакомка».

Цель: развивать фантазию, творческую активность, воображение. Учить задумывать сюжет своего рисунка. Закреплять умение рассказывать ясно и понятно, способность придавать своим мыслям точную оформленность, излагать события в определенной последовательности. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок.

Предложить ребенку подумать, что хотел бы нарисовать про медвежонка-лакомку, какой для этого нужен материал (бумага, карандаши, цветные мелки, краски), помочь в выборе материала. После окончания рисования предложить придумать название к своему рисунку и сочинить небольшой рассказ.

Упражнение «Три краски».

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ребенку предлагается взять три краски которые, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист.

Затем предложено обсудить, на что похож рисунок и придумать название своей картине, рассказав при этом, что ребенок изобразил.

Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника». При выполнении этого задания дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

Игра «Удивительный квадрат»

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Технолгическая карта урока Изобрательного искусства класс 4 на тему

" Волшебная клакса".

Цели урока:научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!

  • Образовательная:
  • сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;
  • расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности;
  • научить использовать различные способы рисования монотипии.
  • Развивающая: развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
  • Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Оборудование и материал:

  • для учителя: детские работы, музыка: «Времена года» Чайковский, два листа А4; методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»;
  • ХОД УРОКА
Этап урока Содержание Задача этапа, педагогические технологии, методы и приемы
1. Организационный момент Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Проверка осанки. Создание благоприятной обстановки, настроя на урок. Здоровье сберегательная технология.
2. Формулировка темы и целей урока .Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Эпиграф: Слайд «Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного! Представь, насколько жизнь была б бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных» Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии. Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией (кляксографией). Слайд Тема нашего урока, звучит так – «Волшебные кляксы» – живопись. Создание условий для ознакомления с новой темой. Сообщение темы урока.
3. Основной этап Вводная беседа Учитель:Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения. Давайте вспомним: – Что такое хроматические цвета и ахроматическиецвета? Творческие игры, упражнения, задачи для формирования воображения. - student2.ru – Какие основныецвета вы знаете? – Какие составныецвета вы знаете? Посмотрите внимательно, получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? – Какие цвета называют теплыми, а какие холодными? Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета. Тёплыми считают красный, оранжевый, желтый, и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держаться вместе. Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси. Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да. Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ – (кляксография) Монотипия – это графическая техника. Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. Монотипия относится к разновидности плоской печати. Ее можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, маслом). Оттиски монотипии в точности скопировать или повторить невозможно, – это единственное в своем роде произведение, о чем свидетельствует и само ее название monos – один, typos – отпечаток (греч.). Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Слайд Сегодня вы увидите работы современных художников Екатерины Шемяк. Слайд Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи Проблемно – поисковый метод обучения. Стимуляция самостоятельной деятельности учащихся. Исследовательский метод.
4. Физкультминутка   Здоровье сберегающая технология, снятие утомляемости.
5. Продолжение основного этапа урока. Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Учитель:А сейчас мы с вами поколдуеем 1. Сложенный лист попалам разверните. 2. Подумайте что изображенно на листе ? Напишите на втором листе что видите . И так ребята рассказываем ,что же вы увидели на ваших листках? Молодцы! Все справились! С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (Монотипией, кпяксографией) Какие материалы мы использовали для этого? (Краски, бумагу) Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства? (Своей непредсказуемостью) Разно уровневое обучение. Повышение уровня самооценки и мотивации обучения. Личностно ориентированный подход. Развитие творческих способностей и навыков.
6. Итог урока. Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать сами и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно. Оценка работ на уроке. Молодцы! Всем спасибо за урок. Развитие самоанализа, оценки собственной деятельности. Личностно ориентированная технология.

Наши рекомендации