Творческие игры, упражнения, задачи для формирования воображения.
«Закончи рисунок»
Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.
Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.
Проба О.М.Дьяченко «Художник»
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.
Материал к заданию представлен на рисунке.
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. в каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.
Игра «Волшебные кляксы».
До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Нарисуй предмет, используя круг, квадрат, треугольник, трапецию.
Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый ученик делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй ученик, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
«Нелепицы»
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
Рисование по замыслу: «Медвежонок-лакомка».
Цель: развивать фантазию, творческую активность, воображение. Учить задумывать сюжет своего рисунка. Закреплять умение рассказывать ясно и понятно, способность придавать своим мыслям точную оформленность, излагать события в определенной последовательности. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок.
Предложить ребенку подумать, что хотел бы нарисовать про медвежонка-лакомку, какой для этого нужен материал (бумага, карандаши, цветные мелки, краски), помочь в выборе материала. После окончания рисования предложить придумать название к своему рисунку и сочинить небольшой рассказ.
Упражнение «Три краски».
Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.
Оборудование: краски и бумага.
Ребенку предлагается взять три краски которые, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист.
Затем предложено обсудить, на что похож рисунок и придумать название своей картине, рассказав при этом, что ребенок изобразил.
Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.
Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.
Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника». При выполнении этого задания дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.
Игра «Удивительный квадрат»
Цель: развитие внимания, мышления, воображения.
Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.
Задача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.
Игра «Линейка-чудодейка»
Цель: развитие творческого воображения.
Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Технолгическая карта урока Изобрательного искусства класс 4 на тему
" Волшебная клакса".
Цели урока:научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!
- Образовательная:
- сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;
- расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности;
- научить использовать различные способы рисования монотипии.
- Развивающая: развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
- Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.
Оборудование и материал:
- для учителя: детские работы, музыка: «Времена года» Чайковский, два листа А4; методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»;
- ХОД УРОКА
Этап урока | Содержание | Задача этапа, педагогические технологии, методы и приемы |
1. Организационный момент | Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Проверка осанки. | Создание благоприятной обстановки, настроя на урок. Здоровье сберегательная технология. |
2. Формулировка темы и целей урока | .Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Эпиграф: Слайд «Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного! Представь, насколько жизнь была б бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных» Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии. Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией (кляксографией). Слайд Тема нашего урока, звучит так – «Волшебные кляксы» – живопись. | Создание условий для ознакомления с новой темой. Сообщение темы урока. |
3. Основной этап | Вводная беседа Учитель:Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения. Давайте вспомним: – Что такое хроматические цвета и ахроматическиецвета? – Какие основныецвета вы знаете? – Какие составныецвета вы знаете? Посмотрите внимательно, получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? – Какие цвета называют теплыми, а какие холодными? Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета. Тёплыми считают красный, оранжевый, желтый, и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держаться вместе. Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси. Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да. Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ – (кляксография) Монотипия – это графическая техника. Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. Монотипия относится к разновидности плоской печати. Ее можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, маслом). Оттиски монотипии в точности скопировать или повторить невозможно, – это единственное в своем роде произведение, о чем свидетельствует и само ее название monos – один, typos – отпечаток (греч.). Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Слайд Сегодня вы увидите работы современных художников Екатерины Шемяк. Слайд Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи | Проблемно – поисковый метод обучения. Стимуляция самостоятельной деятельности учащихся. Исследовательский метод. |
4. Физкультминутка | Здоровье сберегающая технология, снятие утомляемости. | |
5. Продолжение основного этапа урока. | Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Учитель:А сейчас мы с вами поколдуеем 1. Сложенный лист попалам разверните. 2. Подумайте что изображенно на листе ? Напишите на втором листе что видите . И так ребята рассказываем ,что же вы увидели на ваших листках? Молодцы! Все справились! С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (Монотипией, кпяксографией) Какие материалы мы использовали для этого? (Краски, бумагу) Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства? (Своей непредсказуемостью) | Разно уровневое обучение. Повышение уровня самооценки и мотивации обучения. Личностно ориентированный подход. Развитие творческих способностей и навыков. |
6. Итог урока. | Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать сами и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно. Оценка работ на уроке. Молодцы! Всем спасибо за урок. | Развитие самоанализа, оценки собственной деятельности. Личностно ориентированная технология. |