Обзор литературы по проблеме
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема творческих способностей и их реализации всегда изучалась и изучается в трудах искусствоведов и критиков. Эта тема изучается и представителями отечественного музыкального искусства.
Как известно, в нашей стране музыкальной психологией занимаются такие деятели, как Кирнарская и Теплов. В их трудах идет изучение восприятия, представления, мышления, памяти, характера и темперамента сквозь призму музыки.
Не существует способностей, которые не поддавались бы развитию. Общепринятое определение понятия «способности» - это индивидуальные особенности личности, которые позволяют ей лучше других справляться с теми или иными задачами.
Способности бывают общие и специфические. Общие – это например яркая речь, хорошая память, великолепные внешние данные. А бывают и специфические. В музыке, например, это хороший музыкальный слух, точность интонирования и воспроизведения мелодии голосом или на инструменте.
Таким образом, реализация способностей – это процесс практического применения способностей.
Труды в области музыкальной психологии и акмеологии: Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, А.А.Бодалев, Е. Гуренко А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.В. Запорожец, Н.П. Корыхалова, Н.В. Кузьмина, С.И.Савшинский.
Нам необходимо рассмотреть труд Борис Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей». В этом труде Б.М. Теплов формулирует определение понятия «музыкальная одаренность» и выявляет ее основные моменты. Такими моментами являются:
· Специфические индивидуально-психологические особенности,
например музыкальный слух
· Специальные виды деятельности. Это слушание, исполнение и
сочинение музыки.
Музыкальная одаренность – это, согласно позиции Теплова, целый комплекс личностных качеств, необходимый в музыкальной деятельности.
Борис Михайлович Теплов, исследуя биографии выдающихся композиторов, наводит читателей на вывод что совсем не обязательно, А в иных случаях и вовсе не стоит ограничиваться музыкальной деятельностью для того, чтобы достичь выдающихся достижений в сфере музыки. В качестве примера, автор приводит римского-Корсакова, который сочетал в своей биографии не только музыкальную, но и военную, и литературную карьеры.
Вообще многие композиторы для написания опер или других примеров крупной формы вынуждены помимо музыки заниматься изучением литературы и истории, чтобы наиболее достоверно описать сюжет программных произведений.
Рассмотрим материалы Д.К.Кирнарской из труда «психология музыкальных способностей». Здесь описываются риски нереализованности творческих людей и их замыслов. Типичная ситуация, связанная с риском – это творческий поиск, потому художник и музыкант рискует не найти средств для выражения собственного замысла, не сформировать свой собственный стиль. Бывают случаи, когда не получается подобрать необходимую форму для реализации творческого образа, а бывает и так, что получившееся произведение не вписывается в предпочтения публики. По словам самой Кирнарской – это творческий маятник «идея-отказ-идея-отказ».
Художник, а равно музыкант часто испытывает проблемы, связанные с публикой, которая будет результаты его деятельности. К творческим людям всегда такое отношение, что они остаются на заднем плане, музыка зачастую становится фоном для разных светских мероприятий. Проблемы не обходят, к сожалению, и финансовую сторону дела. Материальная нужда и бесконечные попытки доказать властям значимость своего творчества часто сопровождает людей искусства, история музыки знает немало таких примеров. Это наносит урон нервной системе, здоровью и организму в целом, и сокращает жизнь творческим людям.
Отсюда и один из способов компенсации творческой нереализованности представителей искусства – лень. Это верный способ защиты от стресса. Организм артиста защищается от стресса с помощью лени. Плюс такого подхода в том, что снижается уровень стресса для нервной системы, однако на самом деле это не выход. Достаточно подумать о возможных последствиях такого образа действий – и моментально возникает стимул продолжать бороться за свое дело, не падать духом. Лень – это способ отдыха только в одном случае – когда человек достиг определенных успехов, определенного запаса денег для дальнейшей жизни в ленивом положении.
Творческий стресс вызывает еще один способ компенсации своего состояния – это забвение от ответственности и совершение безрассудных поступков. Однако психологи допускают такую циничную версию, что стресс, испытанный человеком в детстве, возбуждает творческую энергию, повышает показатель творчества. Да и вообще, стрессовые события более успешно находят свое воплощение в художественных произведениях.
Самый страшный метод компенсации творческой нереализованности, как следует из книги Д.К. Кирнарской – это самоубийство. У творцов таких случаев больше всего.
Рецензия на научную статью доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Ю. Л. Колесниковой на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ».
В этой статье автор акцентирует свое внимание именно на самой сути понятия творческой деятельности. По мнению автора, творческая деятельность – это деятельность, свободная от шаблонов и стереотипов. С такой позицией легко согласиться, потому что шаблоны и штампы делают творческую деятельность человека однообразной, именно по этой причине он рискует не состояться как музыкант. И в этом кроется одна из причин творческой нереализованности.
Совсем другая ситуация, когда человек делает больший упор на воображение, формирует свои собственные, субъективные образы того или иного музыкального произведения – в этом случае, вне зависимости от инструмента, на котором играет школьник или студент, произведение приобретает оригинальный, специфический оттенок, и поэтому более охотно прослушивается публикой, находящейся в зале чем приевшаяся и неоднократная повторенная манера.
Творческая деятельность – это целый комплекс психологических явлений, существующих во взаимосвязи. Для успешного и убедительного исполнения нужно проводить серьезную работу, в том числе при помощи музыкального ощущения, восприятия, представления и мышления. В частности. Необходимо мысленно расставить логическое ударение в каждой фразе над конкретной нотой, представить возможные оркестровки произведения, и это поможет наиболее ярко выразить его характер и смысл, зашифрованный композитором в музыкальном языке.
Не менее важной работой над собственным профессионализмом является и формирование комплекса видов памяти. И зрительная, и слуховая, и двигательная, и логическая – эти виды музыкальной памяти должны быть в тесном взаимодействии и в прочной взаимосвязи. И тогда во время концерта, даже если один вид памяти подведет студента, остальные три сделают свое дело и помогут исполнить музыкальное произведение стабильно, без срывов и провалов.
Обобщая вышесказанное, надо признать, данная статья будет полезна для преподавателей и особенно для студентов. Для студентов она может послужить информацией к размышлению, покажется убедительной, и будет принята на «вооружение» в будущем.
Подсчет результатов опроса.
При ответе на первый вопрос первый вариант ответа - три балла, второй – два балла, третий – один балл, четвертый – ноль баллов.
При ответе на второй вопрос - первый вариант – 1 балл, второй вариант – 2 балла, третий вариант – 3 балла, четвертый вариант – ноль.
При ответе на третий вопрос –первый вариант ответа – три балла, второй вариант ответа – ноль баллов.
Четвертый вопрос – 1 вариант – 3 балла, второй вариант – ноль.
Пятый вопрос - 1 вариант – 1 балл, второй – 2 балла, третий – 3 балла.
Шестой вопрос – 1,2,3 вариант ответа – 1 балл, 4 – 2 балла, 5 – три балла.
Седьмой вопрос 1) – 2 балла, 2) – 3 балла.
Восьмой вопрос: 1) - 1 балл, 2) – 2, 3) – 3.
Результаты опроса среди респондентов.
Номера респондентов | ||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||
Люди наиболее реализованные – набрали от 18 до 24 баллов
Люди со средней степенью реализованности – от 12 до 17 баллов.
Меньше 12 – люди наименее реализованные в творческом плане.
В итоге получилось 9 человек наименее реализованных, 18 человек средней реализованности и 3 человек наиболее высшего проявления реализованности.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ.
Я, Аккуратов Никита Николаевич, проходил производственную практику с 10 мая по 5 июня 2017 года в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Костромской областной музыкальный колледж», а также в Костромском государственном университете.
Целью нашей работы стало определение степени творческой реализованности музыкальных способностей среди студентов КОМК и КГУ. Для опроса студентов, из которых состояла выборка, был разработан авторский опросник по теме исследования. Для выявления категории реализованности творческих способностей мы выявили балльный диапазон ( ниже 12 баллов – низкая реализованность, от 12 до 17 – средняя от 18 до 24 – высокая степень реализованности задатков и способностей у представителей искусства).
Основная наша задача была выполнена, и необходимые показатели были выявлены. Однако на наш взгляд, эта методика недостаточно валидна, нужно и ее усовершенствовать. А также выработать еще несколько методик в дополнение к ней. Основная причина такого результата – ограниченность во времени, а также размытость и условность понятия «творческая нереализованность». Но тем не менее. Мы все равно испытали движение вперед и ощутимый прирост эмпирических фактов в данном исследовании. Мы и дальше намерены двигаться в этом направлении, и по мере необходимости корректировать вектор своей деятельности.
В дальнейшем мы намерены провести тестирование, и в ходе его выявить, как люди понимают сам термин «творческая нереализованность».
Библиографический список .
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема творческих способностей и их реализации всегда изучалась и изучается в трудах искусствоведов и критиков. Эта тема изучается и представителями отечественного музыкального искусства.
Как известно, в нашей стране музыкальной психологией занимаются такие деятели, как Кирнарская и Теплов. В их трудах идет изучение восприятия, представления, мышления, памяти, характера и темперамента сквозь призму музыки.
Не существует способностей, которые не поддавались бы развитию. Общепринятое определение понятия «способности» - это индивидуальные особенности личности, которые позволяют ей лучше других справляться с теми или иными задачами.
Способности бывают общие и специфические. Общие – это например яркая речь, хорошая память, великолепные внешние данные. А бывают и специфические. В музыке, например, это хороший музыкальный слух, точность интонирования и воспроизведения мелодии голосом или на инструменте.
Таким образом, реализация способностей – это процесс практического применения способностей.
Труды в области музыкальной психологии и акмеологии: Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, А.А.Бодалев, Е. Гуренко А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.В. Запорожец, Н.П. Корыхалова, Н.В. Кузьмина, С.И.Савшинский.
Нам необходимо рассмотреть труд Борис Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей». В этом труде Б.М. Теплов формулирует определение понятия «музыкальная одаренность» и выявляет ее основные моменты. Такими моментами являются:
· Специфические индивидуально-психологические особенности,
например музыкальный слух
· Специальные виды деятельности. Это слушание, исполнение и
сочинение музыки.
Музыкальная одаренность – это, согласно позиции Теплова, целый комплекс личностных качеств, необходимый в музыкальной деятельности.
Борис Михайлович Теплов, исследуя биографии выдающихся композиторов, наводит читателей на вывод что совсем не обязательно, А в иных случаях и вовсе не стоит ограничиваться музыкальной деятельностью для того, чтобы достичь выдающихся достижений в сфере музыки. В качестве примера, автор приводит римского-Корсакова, который сочетал в своей биографии не только музыкальную, но и военную, и литературную карьеры.
Вообще многие композиторы для написания опер или других примеров крупной формы вынуждены помимо музыки заниматься изучением литературы и истории, чтобы наиболее достоверно описать сюжет программных произведений.
Рассмотрим материалы Д.К.Кирнарской из труда «психология музыкальных способностей». Здесь описываются риски нереализованности творческих людей и их замыслов. Типичная ситуация, связанная с риском – это творческий поиск, потому художник и музыкант рискует не найти средств для выражения собственного замысла, не сформировать свой собственный стиль. Бывают случаи, когда не получается подобрать необходимую форму для реализации творческого образа, а бывает и так, что получившееся произведение не вписывается в предпочтения публики. По словам самой Кирнарской – это творческий маятник «идея-отказ-идея-отказ».
Художник, а равно музыкант часто испытывает проблемы, связанные с публикой, которая будет результаты его деятельности. К творческим людям всегда такое отношение, что они остаются на заднем плане, музыка зачастую становится фоном для разных светских мероприятий. Проблемы не обходят, к сожалению, и финансовую сторону дела. Материальная нужда и бесконечные попытки доказать властям значимость своего творчества часто сопровождает людей искусства, история музыки знает немало таких примеров. Это наносит урон нервной системе, здоровью и организму в целом, и сокращает жизнь творческим людям.
Отсюда и один из способов компенсации творческой нереализованности представителей искусства – лень. Это верный способ защиты от стресса. Организм артиста защищается от стресса с помощью лени. Плюс такого подхода в том, что снижается уровень стресса для нервной системы, однако на самом деле это не выход. Достаточно подумать о возможных последствиях такого образа действий – и моментально возникает стимул продолжать бороться за свое дело, не падать духом. Лень – это способ отдыха только в одном случае – когда человек достиг определенных успехов, определенного запаса денег для дальнейшей жизни в ленивом положении.
Творческий стресс вызывает еще один способ компенсации своего состояния – это забвение от ответственности и совершение безрассудных поступков. Однако психологи допускают такую циничную версию, что стресс, испытанный человеком в детстве, возбуждает творческую энергию, повышает показатель творчества. Да и вообще, стрессовые события более успешно находят свое воплощение в художественных произведениях.
Самый страшный метод компенсации творческой нереализованности, как следует из книги Д.К. Кирнарской – это самоубийство. У творцов таких случаев больше всего.
Рецензия на научную статью доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Ю. Л. Колесниковой на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ».
В этой статье автор акцентирует свое внимание именно на самой сути понятия творческой деятельности. По мнению автора, творческая деятельность – это деятельность, свободная от шаблонов и стереотипов. С такой позицией легко согласиться, потому что шаблоны и штампы делают творческую деятельность человека однообразной, именно по этой причине он рискует не состояться как музыкант. И в этом кроется одна из причин творческой нереализованности.
Совсем другая ситуация, когда человек делает больший упор на воображение, формирует свои собственные, субъективные образы того или иного музыкального произведения – в этом случае, вне зависимости от инструмента, на котором играет школьник или студент, произведение приобретает оригинальный, специфический оттенок, и поэтому более охотно прослушивается публикой, находящейся в зале чем приевшаяся и неоднократная повторенная манера.
Творческая деятельность – это целый комплекс психологических явлений, существующих во взаимосвязи. Для успешного и убедительного исполнения нужно проводить серьезную работу, в том числе при помощи музыкального ощущения, восприятия, представления и мышления. В частности. Необходимо мысленно расставить логическое ударение в каждой фразе над конкретной нотой, представить возможные оркестровки произведения, и это поможет наиболее ярко выразить его характер и смысл, зашифрованный композитором в музыкальном языке.
Не менее важной работой над собственным профессионализмом является и формирование комплекса видов памяти. И зрительная, и слуховая, и двигательная, и логическая – эти виды музыкальной памяти должны быть в тесном взаимодействии и в прочной взаимосвязи. И тогда во время концерта, даже если один вид памяти подведет студента, остальные три сделают свое дело и помогут исполнить музыкальное произведение стабильно, без срывов и провалов.
Обобщая вышесказанное, надо признать, данная статья будет полезна для преподавателей и особенно для студентов. Для студентов она может послужить информацией к размышлению, покажется убедительной, и будет принята на «вооружение» в будущем.