Й этап: практический. Делаем в цвете эскизы пастельными карандашами.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого есть...» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»).
Занятие 3. 2 ч.
Й этап: психологическое вхождение. Веселые песенки про детей; прыгаем, бегаем, поем.
2-й этап: познавательный. Игра «Зогенция» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»).
Й этап: практический. Начало работы над композицией по эскизу на большом листе и в цвете пастообразной краской.
4-й этап: завершающий. Игра «Отгадай, кто я» (у педагога карточки с изображением мимики человека, по этим карточкам надо определить, какое выражение лица у человека или какой у него характер).
Занятие 4.2 ч.
Й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Медитационный танец; просмотр слайд-фильма.
Й этап: практический. Продолжение работы (разная фактура мазка, можно использовать самодельные кисти из соломы, ваты и т.д.).
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Озорные ребята» (борьба подушками).
Занятие 5.2 ч.
Й этап: психологическое вхождение. Видеотренинг. 2-й этап: практический. Продолжение и завершение работы. 3-й этап: познавательный. Обобщение проделанной работы, советы друг другу.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки с предоставлением слова каждому юному художнику.
Тема «Батик»
Занятие 1. «Сказочный зимний лес». 2 ч.
Й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.
Й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Зимний лес»; репродукции фотографий с изображением зимнего леса.
3-й этап: практический. Делаем эскизы (канцелярским клеем из бутылочки с маленьким отверстием наносим контур композиции; дав просохнуть, работаем акварелью. Резерв из канцелярского клея останется белым и незакрашенным).
Й этап: психофизической разгрузки — рассказываем зимние истории.
Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой белой тканью, надеть одежду, которую не жалко испачкать.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Путешествие на Северный полюс».
Й этап: игровой. Игры «Снежки» (сминаем листы бумаги в комок и кидаемся), «Выпускание пара».
3-й этап: практический. Начало работы на ткани, карандашный рисунок композиции и резервом в технике холодного батика.
4-й этап: психофизической разгрузки — загадки о зиме; обмен чувствами и ощущениями.
Занятие 3. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Прослушивание «зимней» музыки.
2-й этап: познавательно-игровой. Берем шифоновую ткань и изображаем танцующих снежинок, имитируем лепку снежной бабы, катание на лыжах, коньках; лежа на ковре, слушаем отрывки музыки и определяем, какому «зимнему» цвету они соответствуют.
3-й этап: практический. Работа на ткани — завершение резервирования; начало работы красителями (для эффекта падающего снега кладем на сырую цветную ткань мочевину).
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...» (оттенки зимних цветов).
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: познавательный. Смотрим иллюстрации в книгах с изображением зимнего леса.
3-й этап: практический. Завершаем работу (обобщаем, обмениваемся советами).
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Путаница»; презентация выставки родителям с рассказом зимней истории.
Домашнее задание. Принести зеркало, крем, вату, салфетки.
Тема «Арт-терапевтическая техника, работа с гримом»Занятие 1. «Карнавальная маска». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем себя в зеркале.
2-й этап: практический. Смазываем лицо кремом; задумав образ, гримируем себя. 3-й этап: познавательно-игровой. Представляем себя в роли героя истории, рассказа с танцем, песней; устраиваем веселый карнавал; дети могут выйти за пределы аудитории и пройтись по всему зданию (с озвучиванием своего героя). 4-й этап: психофизической разгрузки — снятие грима; обмен
впечатлениями, чувствами и ощущениями. Домашнее задание. Принести замешенное дома тесто: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1—2 чайные ложки сухого обойного клея, У4 стакана воды.
Тема «Работа с тестом»
Занятие 1. «Образ природы» (времена года). 2 ч.
Для работы необходимы: валик; сухие цветы, травинки, колосья; пуговицы, гребень, чесноковыжималка.
1-й этап: психологическое вхождение. Приготовленное тесто делим на две части; из одной части раскатываем шар; валиком для раскатки теста превращаем шар в овальную пластинку; вверху пластинки проделываем отверстие для того, чтобы потом изделие можно было повесить на стену.
2-й этап: познавательный. Дети рассказывают, что характерно для каждого времени года, как или в виде кого можно представить зиму, весну, осень и лето.
3-й этап: практический. Делаем эскизы в овале; накладываем на пластину сухие растения, прокатываем на валике, пинцетом аккуратно извлекаем их.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Фантазинка» (с помощью ткани, музыки, голоса, движений тела представляем образ своего времени года).
Домашнее задание. Принести темперные краски, кисти.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Времена года».
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Угадайка» (на стене висят четыре символа времени года, которые важно угадать, на столе карточки с прилагательными яркий, холодный, теплый, приятный, урожайный и т.п.). Если дети сами не могут прочитать, педагог им помогает; далее они прикрепляют свою карточку к времени года.
3-й этап: практический. Полученные рельефы на пластине закрашиваем; наносим тонкой кисточкой цветной рисунок на тесто.
4-й этап: психофизической разгрузки — сочиняем историю. Домашнее задание. Принести интересные бутылки.
Тема «Натюрморт»
Занятие 1. «Разговорразных сосудов». Необычная техника. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.
2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим слайд-фильм «Натюрморт»; играем в «Угадайку» (разные сосуды — банки, флаконы, бутылки, пробирки и т.п. — собраны в группы по 2—3 штуки одного назначения, например духи, одеколон, крем; молоко, сметана, йогурт; бензин, краска, растворитель. Нужно отгадать, кому принадлежат эти банки); игра «Оживи натюрморт» (выбираем себе роль — любой объект в натюрморте художника — и озвучиваем ее).
3-й этап: практический. Делаем эскизы натюрмортов (сначала наносим контур сосудов маркером синего или черного цвета, затем покрываем плоскость рисунка акварелью).
4-й этап: психофизической разгрузки — делимся своими чувствами и ощущениями.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Живая скульптура» (один ведущий конструирует из детей «сосуд», затем прикасается к скульптуре, и она «разбивается» на мелкие кусочки — дети разъединяются и бегают, веселятся под музыку. Когда музыка прекращается, все бегут на свое место, снова образуя «сосуд»).
2-й этап: познавательно-игровой. Дети рисуют себя в виде сосуда на маркерной доске и рассказывают о себе от имени сосуда.
3-й этап: практический. На большом листе рисуем свою композицию «Натюрморт» по эскизу.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация и медитация.
Занятие 3.2 ч.
Педагог заранее готовит краску-клей: смешивает 1 чайную ложку черной акриловой краски с 3 чайными ложками канцелярского клея, и переливает смесь в пластиковую бутылку, чуть срезает наконечник у крышки.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм «Натюрморт».
2-й этап: практический. Краской-клеем обводим из бутылочки весь карандашный рисунок; обязательно даем просохнуть до следующего занятия.
3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Домашнее задание. Принести акварель и кисти.
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Наливаем в стеклянные бутылки краску разного цвета, рассматриваем их.
2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим на банки, поставив сзади темный фон, на спектр, пластикой движений изображаем каждый цвет.
3-й этап: практический. Работаем в цвете акварелью (для большего эффекта на серую акварель кладем кристаллы соли, разные по размеру).
4-й этап: презентация выставки.
Арт-терапевтическая техника Занятие 1.2 ч.
Ребята приносят мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», небольшие веточки, листочки, камешки и пр.
1 -й этап: психологическое вхождение. Составить 4 стола (плоскость для работы); все принесенные игрушки сложить в одну кучу.
2-й этап: игровой. Взять каждому по одному предмету и начать его двигать (молча); взять еще один предмет и играть им, можно брать и чужие (молча); еще раз взять предмет и проделать с ним то же самое; озвучить свои предметы (монолог); далее общение строится с помощью речи (вербально) — монолог и диалог; в завершение делать то, что хочется, от лица игрушки; каждый участник рассказывает о своих переживаниях (анализирует их); педагог активно включается в анализ.
3-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация или педагог просит детей нарисовать свое ощущение, свое настроение.
Домашнее задание. Принести ножницы, скотч и пенал со всем содержимым.
Занятие 2. «Предметная скульптура». 2 ч.
У ребенка на столе должны быть ластик, карандаш, линейка, транспортир, кнопки и прочее содержимое пенала. 1-й этап: психологическое вхождение.
2-й этап: игровой. Дети по просьбе педагога создают с помощью скотча какую-то композицию — скульптуру, комбинируя предметы.
3-й этап: познавательный. Дети от имени скульптуры произносят монолог, обязательно придумывая ей имя; рассказывают о своих эмоциях во время работы.
4-й этап: практический. Нарисовать портрет своей скульптуры.
5-й этап: психофизической разгрузки — хороводы, песни.
Занятие 3. «Музыка и живопись». 2 ч.
Весь пол застлан большими листами бумаги, тут же стоят ведра с водой, большие кисти, гуашь.
1-й этап: психологическое вхождение. Включается музыка (желательно малоизвестная, передающая различные оттенки эмоциональных состояний).
2-й этап: практический. Детям предлагается делать то, что им хочется (можно лежать, рисовать, слушать, танцевать, петь и т.д.).
3-й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о том, что с ними происходило, что они нарисовали, о своих чувствах и впечатлениях. Занятие 4. «Мой страх». 2 ч.
Для работы потребуются разные «музыкальные инструменты»: банки с водой, ложки, металлическая бумага, дудки, банки с горохом, емкости с водой, камнями, расчески, надувные шары (еще не надутые) и пр., а также краски, кисти, ткань.
1-й этап: психологическое вхождение. Дети рассматривают и
пробуют музыкальные инструменты. 2-й этап: практическо-игровой. Детям предлагается нарисовать свой страх, спеть его; сочинить музыку своего страха, станцевать, продудеть его, прокричать, изменить рисунок так, чтобы страх стал смешным; покормить свой страх; подружиться с враждебной символической фигурой. 3-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатлениями.
Тема «Зимний город»
Занятие 1. «Как красив наш город зимой» (работа в технике батика). 2 ч.
Занятию предшествует экскурсия по зимнему городу с акцентированием внимания на вид зданий, деревьев, автотранспорта, горожан.
1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр книг с фотографиями или видеофильма о своем городе, беседа с чаепитием.
2-й этап: познавательно-игровой. Знакомство с новыми понятиями и словами — архитектура, церковь, архитектурный ансамбль, здание, храм, часовня, купол и др.; игра «Живая скульптура» (коллективное изображение храма, купола с крестом, машины, дерева, куста, птицы и др.).
3-й этап: практический. Делаем эскизы восковым мелком белого, голубого или розового цвета; затем прокрываем синей, фиолетовой, ярко-голубой краской.
4-й этап: слушаем песни про свой город.
Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой тканью, щетинные кисти, ватные палочки.
Занятие 2.2 ч.
Педагог готовит голубой резервирующий состав для холодного батика.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.
2-й этап: практический. Начало работы на ткани; по эскизу строится композиция простым или голубым цветным карандашом.
3-й этап: познавательно-игровой. Видеорелаксация.
4-й этап: практический. Начало работы цветным резервом (обводим все, что нарисовано карандашом).
5-й этап: психофизической разгрузки — рассматриваем работы друг друга; отмечаем их положительные качества.
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Играем в «Жмурки», «Кошки-мышки».
2-й этап: познавательный. Просмотр книги с цветными фотографиями.
3-й этап: практический. Завершаем работы резервом; начинаем работы красителями с применением кристаллов мочевины и соли разной величины для создания эффекта падающего снега.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Путешествие по спектру.
2-й этап: игровой. Игра «Синестезия» (у ребят завязаны глаза, они сидят за столом, педагог подносит к каждому ребенку емкость с холодной, теплой и горячей (чтобы не обжечься) водой. Дети по очереди опускают руки в емкость и сразу говорят те слова, которые приходят на ум, передают свои внутренние ощущения); игра «Отправь в свое царство» (на столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости — с холодной, теплой или горячей водой — и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, потому что...» опускают кружок).
3-й этап: практический. Продолжаем работу красителями; завершаем ее (обобщение, смотрим на расстоянии, делимся советами).
Примечание. Важно, чтобы в композиции был первый и второй план, возможна линия горизонта, цветом выделен центр композиции и передний план.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки родителям.
Арт-терапевтическая техника (продолжение)
Занятие 5. «Мои ощущения». 2 ч.
Для работы необходимы плоскости с разными поверхностями: меховая, металлическая, бархатная, наждачная, шелковая, фланелевая, плоскость с приклеенными спичками, мятой бумагой и др. Размер — стандартный лист.
Одежда для детей — удобная для работы: футболка, штанишки и носочки (позволяющая быстро освободить ступни ног).
1-й этап: психологическое вхождение. Освобождаем ступни ног от носочков.
2-й этап: познавательный. По очереди прикасаемся ступнями ног к одной и той же поверхности и пытаемся запомнить свои ощущения, рассказываем о них; таким образом пробуем все поверхности.
3-й этап: практический. Любым материалом (краски, пастель, карандаши, фломастеры) выражаем на листе бумаги, картона самое яркое впечатление-ощущение.
4-й этап: психофизической разгрузки — сочиняем сказку, рассказываем историю.
Домашнее задание. Принести кисти, акварель. Занятие 6. «Музыка нам нарисует». 2 ч.
Для занятия готовим 4 фрагмента музыки: летние звуки природы; дождя и грома; снежной вьюги, завываний ветра; льющейся воды.
1-й этап: психологическое вхождение. Лежа на ковре 5 мин слушаем музыкальный фрагмент.
2-й этап: практический. Встаем, садимся за стол и 10 мин рисуем картину, возникшую в нашем воображении.
3-й этап: озвучиваем нарисованную картину, делимся впечатлениями.
На 4 музыкальных фрагмента приходится 4 рисунка. Тема «Насекомые»
Занятие 1. «Букашки-таракашки» (иллюстрация к сказкам «Муха-Цокотуха» или «Тараканище»). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием о насекомых, просмотр цветных фотографий, чтение вслух сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
2-й этап: игровой. Инсценируем сказку: распределяем и заучиваем роли.
3-й этап: познавательный. Повторяем понятия иллюстрация, художник-иллюстратор; рассматриваем фотографии насекомых, сравниваем их с нарисованными в книжке, рассуждаем, чем отличаются сказочные насекомые от настоящих.
4-й этап: практический. Делаем эскизы к сказке «Муха-Цокотуха».
5-й этап: рассматриваем работы друг друга и говорим комплименты.
Домашнее задание. Принести акварель, черный маркер, простой карандаш. Занятие 2. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенки о насекомых («В траве сидел кузнечик...»).
2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебные картинки» (на столе лежат картинки, фотографии разных насекомых, каждый ребенок выбирает себе одну картинку и рассказывает историю или сказку про свою букашку, обязательно дав ей имя и обозначив характер); изучение форм насекомых; игра «Скульптор» (передаем внешний вид насекомых с помощью движений тела); повторяем сказку «Муха-Цокотуха».
3-й этап: практический. Начало работы на большом листе; простым карандашом строим композицию. 4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под «весенне-летнюю» музыку с голосами живой природы.
2-й этап: практический. Начало работы пастельными и восковыми карандашами над композицией.
3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ожившие букашки» (маркером на стандартных листах рисуем крупно, во весь лист, насекомых и руками вместо ножниц «вырезаем», затем каждый играет со своей букашкой, подкидывает, беседует).
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем сказку «Муха-Цокотуха», анализируем.
2-й этап: познавательно-практический. Сравниваем свой рисунок и строки из сказки, исправляем неточности; рассказываем о характере нарисованного персонажа; работаем в цвете акварелью.
3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Веселые букашки» (все «букашки» летают, а один водящий ловит их сачком: пойманной «букашке» придумываем смешное веселое задание).
Занятие 5.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: практический. Завершение работы в цвете акварелью, уточнение мелких деталей черным маркером. 3-й этап: познавательный. Анализируем работу издалека. 4-й этап: презентация выставки родителям.
Арт-терапевтическая техника (продолжение)
Занятие 7. «Волшебница глина». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Из куска глины дети лепят фигурки, объединяются в группы и начинают играть. Если для их совместной игры чего-то не хватает, они лепят недостающую фигурку сообща (эта техника активизирует групповую динамику).
2-й этап: практический. Работа с глиной.
3-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатлениями.
Во время занятия звучит неназойливая, но динамичная музыка.
Домашнее задание. Принести игрушки из «киндер-сюрпризы в».
Занятие 8. «Золотой песок». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация 10—15 мин.
2-й этап: практический. Работа с песком и водой индивидуально в емкостях; строительство задуманных объектов; размещение внутри игрушечных фигурок.
3-й этап: игровой. Каждый показывает мини-спектакль, озвучивая свои игрушки и манипулируя ими.
4-й этап: обмен чувствами и ощущениями.
Тема «Транспорт»
Занятие 1. «Фантастический транспорт» (работа рельефной краской). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.
2-й этап: познавательный. Экскурс в историю транспорта с показом фотографий и рисунков.
3-й этап: игровой. Игры «Паровозик», «Кораблик».
4-й этап: практический. Делаем эскизы волшебного транспорта.
5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Живая скульптура».
Домашнее задание. Принести гуашь, кисти, простой карандаш.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Веселые песенки о транспорте.
2-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.
3-й этап: практический. Колеровка большого листа одним цветом.
4-й этап: игровой. Игры «Хвост дракона» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»), «Соломинка на ветру»; просмотр рисунков транспорта.
5-й этап: практический. Делаем карандашный рисунок транспорта по эскизу на большом листе.
6-й этап: психофизической разгрузки — делимся ощущениями и чувствами.
Занятие 3.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем веселые песенки о транспорте.
2-й этап: познавательно-игровой. Каждый по очереди задумывает какой-либо вид транспорта, изображает его движениями тела, озвучивает, а все остальные отгадывают. 3-й этап: практический. Начало работы в цвете. 4-й этап психофизической разгрузки: релаксация. Домашнее задание. Каждый ребенок приносит по стакану муки, воды и соли. Занятие 4.2 ч.
Педагог заранее готовит рельефную краску для завершения работы (смешать по стакану муки, воды и соли). Раскладывает смесь по разным блюдцам. В каждую смесь добавляет пищевой
краситель разного цвета. Наполняет пустые пластмассовые бутылочки из-под клея красками разных цветов. Бутылочка должна быть с длинным
наконечником. Для группы детей достаточно по 2—3 бутылочки каждого цвета.
1-й этап: психологическое вхождение. Дети рассматривают все, что принесли.
2-й этап: практический. Завершаем работу в цвете, соблюдаем законы композиции; применяем рельефную краску для окончательного завершения работы: придаем транспорту особую фантастичность, тщательно прорисовываем детали.
3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Подушечный бой»; презентация выставки родителям.
Тема «Кошки»
Занятие 1. «Наша любимица кошка» (коллаж). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Котенок» (дети движениями копируют котят).
2-й этап: познавательный. Делимся историями о своих котах и кошках; изучаем форму (просмотр фотографий и рисунков, изображающих кошек).
3-й этап: практический. Делаем эскизы пастельными карандашами.
4-й этап: делимся чувствами и ощущениями.
Домашнее задание. Принести материалы для коллажа: разной фактуры бумагу, картон, ткань, мех, палочки, пуговицы, кнопки, сухие макароны, рис, горох, сухие травинки, клей, ножницы.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Выкладываем все, что принесли, просматриваем.
2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим слайд-фильм «Кошачий вернисаж».
3-й этап: практический. Работа над коллажем на большом листе.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Кошки-мышки».
Занятие 3. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенки о кошках.
2-й этап: игровой. Играем в «Воображаемый театр» (изображение веселых котят, умывающейся кошки, кота в засаде, спящего, дерущегося с собакой; пьющего молоко, охотящегося за птицами, мухами).
3-й этап: практический. Работа над коллажем.
4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим репродукции картин художников, изображающих кошек.
2-й этап: познавательный. Говорим о кошачьих повадках, особенностях слуха, зрения, подушечках на лапках, усах и т.д.
3-й этап: практический. Работа над коллажем с использованием красок.
4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Жмурки». Занятие 5. 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Котенок».
2-й этап: познавательный. Смотрим на работы с некоторого расстояния, даем друг другу советы.
3-й этап: практический. Завершаем работу.
4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки родителям с рассказом историй об изображенном персонаже.
Тема «Птицы»
Занятие 1. «Синяя птица» (работа в технике батика). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Беседа об экзотических
птицах с чаепитием. 2-й этап: познавательный. Смотрим фотографии и рисунки;
релаксируем (лежим и слушаем сказку «Синяя птица»). 3-й этап: практический. Работа над образом Синей птицы в
эскизе.
4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...».
Домашнее задание. Принести подрамники с натянутой синей или голубой тканью, щетинные кисти, простой карандаш; соответственно одеться.
Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Полет птицы». 2-й этап: познавательный. Внимательно смотрим, как художники изображают волшебное птичье оперение. 3-й этап: практический. Работа на ткани над карандашным рисунком композиции. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Изобрази, как птица...» (пьет, летит, ловит мошку, улетает от кошки, спит, клюет зернышки, строит гнездо и т.п.). Занятие 3. 2 ч.
К занятию заранее готовим прозрачный резерв для холодного батика.
1-й этап: психологическое вхождение. Двигательная фантазия
«Крылья» с шифоновой тканью. 2-й этап: практический. Начало работы над резервированием. 3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.
Занятие 4.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Изобрази характер полета»: дети берут два куска шифоновой ткани, делают себе крылья, слушают музыку и «летают» (3 варианта музыки).
2-й этап: познавательный. Смотрим изображения птиц художниками, обращаем внимание на цвет оперения, вспоминаем все синие оттенки (голубой, сиреневый, фиолетовый, лазурный).
3-й этап: практический. Смешиваем необходимые цвета в баночках из красителей; начинаем работать ими над фоном.
4-й этап: психофизической разгрузки — поем песни о птицах, водим хороводы.
Занятие 5.21ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Готовим рабочее место.
2-й этап: практический. Продолжаем работу в цвете; релаксируем; оканчиваем ее, обобщаем результаты.
3-й этап: психофизической разгрузки — презентация выставки родителям.
Домашнее задание. Принести акварель, гуашь, кисти, маркеры, фломастеры, пастель.
Итоговое занятие «Путешествие» (совместно с родителями). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Все усаживаются в круг, в центре зажигается свеча, приглушается свет; закрываем глаза, входим в свое внутреннее пространство, следим за дыханием.
2-й этап: познавательно-игровой (техника заимствована у В. Ок-лендер). Слушаем историю:
«Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я вам расскажу, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока делаете это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следите за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит.
Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке. По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете, что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору. Когда вы доберетесь до вершины, вы присядете на большой камень, чтобы отдохнуть.
Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину, высится другая гора. Вы можете видеть, чтов горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно вы осознаете, что можете превратиться в птицу. Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать. Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону (пауза, чтобы дать время для полета).
На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру, и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Вы прохаживаетесь, рассматривая стены, и вдруг замечаете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь внутри комнаты. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое узнаете вновь, место, о котором вы мечтаете, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было, это будет ваше место.
Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете, или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте? Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите (пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате. Я хотела бы, чтобы вы, когда откроете глаза, взяли бумагу, карандаши, краски с кистями или пастель и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше».
3-й этап: практический. Начало работы над рисунком.
4-й этап: познавательный. Усаживаемся в круг, рисунок кладем на пол нижней частью к середине; начинаем по очереди делиться своими ощущениями, чувствами, переживаниями, которые были во время путешествия или есть сейчас; говорим о том, о чем хочется сказать.
5-й этап психофизической разгрузки: делимся своими впечатлениями, которые возникли в ходе занятия.
Важно, чтобы в ходе занятия участвовали все дети и родители.
Педагог должен быть очень внимательным и чутким к мыслям и высказываниям детей и взрослых. Родители имеют право задать любой вопрос.
Педагог, прощаясь с детьми и родителями на летние каникулы, дает задание: как можно больше наблюдать за природой и людьми, делать зарисовки с натуры или по памяти. Ребенок вместе с родителями получает задание сделать три работы на темы (по выбору): «Мир, в котором я живу», «Полет на другую планету», «Жизнь на другой планете», «Я в стране лилипутов», «Мы — фантастические животные».
Все фотографируются на память.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
Занятие 1. «Мои наблюдения за лето». 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Обмен впечатлениями о
лете, о том, что интересного увидели. 2-й этап: познавательный. Релаксация под звуки лета. 3-й этап: практический. Гуашью или акварелью рисуем свои
ощущения.
4-й этап: психофизической разгрузки — придумываем историю.
Тема «Травы»
Занятие 1. «Травка-муравка зелененькая» (работа гелевыми ручками и пастельными карандашами). 2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Экскурсия на полянку.
2-й этап: практический. Делаем зарисовки разных трав и растений с натуры.
3-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин художников, изображающих травы.
4-й этап: практический. Работа над эскизом.
5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Соломинка на ветру».
Домашнее задание. Принести гелевые ручки (черного цвета) и небольшой букет из травы. Занятие 2.2 ч.
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Изобрази».
2-й этап: игровой. Игра с шифоновой тканью (танец спокойного легкого ветерка — ветерок может говорить, петь, издавать любые звуки).
3-й этап: познавательный. Рассматриваем букеты из травы-муравы (у каждого свой).
4-й этап: практический. Начало работы гелиевыми ручками (по эскизу) на большом листе.
5-й этап: психофизической разгрузки — делимся впечатлениями.
Занятие 3.2 ч.