Й этап: практический. Делаем в цвете эскизы пастельными карандашами.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого есть...» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»).

Занятие 3. 2 ч.

Й этап: психологическое вхождение. Веселые песенки про детей; прыгаем, бегаем, поем.

2-й этап: познавательный. Игра «Зогенция» (см. раздел «Игро­вая сказкотерапия»).

Й этап: практический. Начало работы над композицией по эскизу на большом листе и в цвете пастообразной краской.

4-й этап: завершающий. Игра «Отгадай, кто я» (у педагога карточки с изображением мимики человека, по этим кар­точкам надо определить, какое выражение лица у человека или какой у него характер).

Занятие 4.2 ч.

Й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Медитационный танец; просмотр слайд-фильма.

Й этап: практический. Продолжение работы (разная фактура мазка, можно использовать самодельные кисти из соломы, ваты и т.д.).

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Озорные ребя­та» (борьба подушками).

Занятие 5.2 ч.

Й этап: психологическое вхождение. Видеотренинг. 2-й этап: практический. Продолжение и завершение работы. 3-й этап: познавательный. Обобщение проделанной работы, советы друг другу.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки с предоставлением слова каждому юному художнику.

Тема «Батик»

Занятие 1. «Сказочный зимний лес». 2 ч.

Й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.

Й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Зимний лес»; репродукции фотографий с изображением зимнего леса.

3-й этап: практический. Делаем эскизы (канцелярским клеем из бутылочки с маленьким отверстием наносим контур ком­позиции; дав просохнуть, работаем акварелью. Резерв из канцелярского клея останется белым и незакрашенным).

Й этап: психофизической разгрузки — рассказываем зимние истории.

Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой белой тканью, надеть одежду, которую не жалко испачкать.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Путеше­ствие на Северный полюс».

Й этап: игровой. Игры «Снежки» (сминаем листы бумаги в комок и кидаемся), «Выпускание пара».

3-й этап: практический. Начало работы на ткани, карандаш­ный рисунок композиции и резервом в технике холодного батика.

4-й этап: психофизической разгрузки — загадки о зиме; об­мен чувствами и ощущениями.

Занятие 3. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Прослушивание «зим­ней» музыки.

2-й этап: познавательно-игровой. Берем шифоновую ткань и изображаем танцующих снежинок, имитируем лепку снежной бабы, катание на лыжах, коньках; лежа на ковре, слу­шаем отрывки музыки и определяем, какому «зимнему» цвету они соответствуют.

3-й этап: практический. Работа на ткани — завершение резер­вирования; начало работы красителями (для эффекта пада­ющего снега кладем на сырую цветную ткань мочевину).

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...» (оттенки зимних цветов).

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: познавательный. Смотрим иллюстрации в книгах с изображением зимнего леса.

3-й этап: практический. Завершаем работу (обобщаем, обме­ниваемся советами).

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Путаница»; пре­зентация выставки родителям с рассказом зимней истории.

Домашнее задание. Принести зеркало, крем, вату, салфетки.

Тема «Арт-терапевтическая техника, работа с гримом»Занятие 1. «Карнавальная маска». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем себя в зеркале.

2-й этап: практический. Смазываем лицо кремом; задумав об­раз, гримируем себя. 3-й этап: познавательно-игровой. Представляем себя в роли героя истории, рассказа с танцем, песней; устраиваем весе­лый карнавал; дети могут выйти за пределы аудитории и пройтись по всему зданию (с озвучиванием своего героя). 4-й этап: психофизической разгрузки — снятие грима; обмен

впечатлениями, чувствами и ощущениями. Домашнее задание. Принести замешенное дома тесто: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1—2 чайные ложки сухого обойного клея, У4 стакана воды.

Тема «Работа с тестом»

Занятие 1. «Образ природы» (времена года). 2 ч.

Для работы необходимы: валик; сухие цветы, травинки, ко­лосья; пуговицы, гребень, чесноковыжималка.

1-й этап: психологическое вхождение. Приготовленное тесто делим на две части; из одной части раскатываем шар; вали­ком для раскатки теста превращаем шар в овальную плас­тинку; вверху пластинки проделываем отверстие для того, чтобы потом изделие можно было повесить на стену.

2-й этап: познавательный. Дети рассказывают, что характерно для каждого времени года, как или в виде кого можно представить зиму, весну, осень и лето.

3-й этап: практический. Делаем эскизы в овале; накладываем на пластину сухие растения, прокатываем на валике, пин­цетом аккуратно извлекаем их.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Фантазинка» (с помощью ткани, музыки, голоса, движений тела представ­ляем образ своего времени года).

Домашнее задание. Принести темперные краски, кисти.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Времена года».

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Угадайка» (на стене висят четыре символа времени года, которые важно уга­дать, на столе карточки с прилагательными яркий, холодный, теплый, приятный, урожайный и т.п.). Если дети сами не мо­гут прочитать, педагог им помогает; далее они прикрепля­ют свою карточку к времени года.

Й этап: практический. Делаем в цвете эскизы пастельными карандашами. - student2.ru

3-й этап: практический. Полученные рельефы на пластине за­крашиваем; наносим тонкой кисточкой цветной рисунок на тесто.

4-й этап: психофизической разгрузки — сочиняем историю. Домашнее задание. Принести интересные бутылки.

Тема «Натюрморт»

Занятие 1. «Разговорразных сосудов». Необычная техника. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.

2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим слайд-фильм «На­тюрморт»; играем в «Угадайку» (разные сосуды — банки, флаконы, бутылки, пробирки и т.п. — собраны в группы по 2—3 штуки одного назначения, например духи, одеколон, крем; молоко, сметана, йогурт; бензин, краска, раствори­тель. Нужно отгадать, кому принадлежат эти банки); игра «Оживи натюрморт» (выбираем себе роль — любой объект в натюрморте художника — и озвучиваем ее).

3-й этап: практический. Делаем эскизы натюрмортов (сначала наносим контур сосудов маркером синего или черного цве­та, затем покрываем плоскость рисунка акварелью).

4-й этап: психофизической разгрузки — делимся своими чув­ствами и ощущениями.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Живая скульпту­ра» (один ведущий конструирует из детей «сосуд», затем прикасается к скульптуре, и она «разбивается» на мелкие кусочки — дети разъединяются и бегают, веселятся под му­зыку. Когда музыка прекращается, все бегут на свое место, снова образуя «сосуд»).

2-й этап: познавательно-игровой. Дети рисуют себя в виде сосуда на маркерной доске и рассказывают о себе от имени сосуда.

3-й этап: практический. На большом листе рисуем свою ком­позицию «Натюрморт» по эскизу.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация и медитация.

Занятие 3.2 ч.

Педагог заранее готовит краску-клей: смешивает 1 чайную ложку черной акриловой краски с 3 чайными ложками канцелярского клея, и переливает смесь в пластиковую бутылку, чуть срезает наконечник у крышки.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм «Натюрморт».

2-й этап: практический. Краской-клеем обводим из бутылочки весь карандашный рисунок; обязательно даем просохнуть до следующего занятия.

3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Домашнее задание. Принести акварель и кисти.

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Наливаем в стеклянные бутылки краску разного цвета, рассматриваем их.

2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим на банки, поставив сзади темный фон, на спектр, пластикой движений изоб­ражаем каждый цвет.

3-й этап: практический. Работаем в цвете акварелью (для большего эффекта на серую акварель кладем кристаллы соли, разные по размеру).

4-й этап: презентация выставки.

Арт-терапевтическая техника Занятие 1.2 ч.

Ребята приносят мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», не­большие веточки, листочки, камешки и пр.

1 -й этап: психологическое вхождение. Составить 4 стола (плос­кость для работы); все принесенные игрушки сложить в одну кучу.

2-й этап: игровой. Взять каждому по одному предмету и начать его двигать (молча); взять еще один предмет и играть им, можно брать и чужие (молча); еще раз взять предмет и проде­лать с ним то же самое; озвучить свои предметы (монолог); далее общение строится с помощью речи (вербально) — мо­нолог и диалог; в завершение делать то, что хочется, от лица игрушки; каждый участник рассказывает о своих пережива­ниях (анализирует их); педагог активно включается в анализ.

3-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релакса­ция или педагог просит детей нарисовать свое ощущение, свое настроение.

Домашнее задание. Принести ножницы, скотч и пенал со всем содержимым.

Занятие 2. «Предметная скульптура». 2 ч.

У ребенка на столе должны быть ластик, карандаш, линейка, транспортир, кнопки и прочее содержимое пенала. 1-й этап: психологическое вхождение.

2-й этап: игровой. Дети по просьбе педагога создают с помо­щью скотча какую-то композицию — скульптуру, комби­нируя предметы.

3-й этап: познавательный. Дети от имени скульптуры произ­носят монолог, обязательно придумывая ей имя; рассказы­вают о своих эмоциях во время работы.

4-й этап: практический. Нарисовать портрет своей скульпту­ры.

5-й этап: психофизической разгрузки — хороводы, песни.

Занятие 3. «Музыка и живопись». 2 ч.

Весь пол застлан большими листами бумаги, тут же стоят вед­ра с водой, большие кисти, гуашь.

1-й этап: психологическое вхождение. Включается музыка (же­лательно малоизвестная, передающая различные оттенки эмоциональных состояний).

2-й этап: практический. Детям предлагается делать то, что им хочется (можно лежать, рисовать, слушать, танцевать, петь и т.д.).

3-й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о том, что с ними происходило, что они нарисовали, о своих чувствах и впечатлениях. Занятие 4. «Мой страх». 2 ч.

Для работы потребуются разные «музыкальные инструменты»: банки с водой, ложки, металлическая бумага, дудки, банки с горохом, емкости с водой, камнями, расчески, надувные шары (еще не надутые) и пр., а также краски, кисти, ткань.

1-й этап: психологическое вхождение. Дети рассматривают и

пробуют музыкальные инструменты. 2-й этап: практическо-игровой. Детям предлагается нарисовать свой страх, спеть его; сочинить музыку своего страха, стан­цевать, продудеть его, прокричать, изменить рисунок так, чтобы страх стал смешным; покормить свой страх; подру­житься с враждебной символической фигурой. 3-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатлениями.

Тема «Зимний город»

Занятие 1. «Как красив наш город зимой» (работа в технике батика). 2 ч.

Занятию предшествует экскурсия по зимнему городу с акцен­тированием внимания на вид зданий, деревьев, автотранспорта, горожан.

1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр книг с фотогра­фиями или видеофильма о своем городе, беседа с чаепитием.

2-й этап: познавательно-игровой. Знакомство с новыми поня­тиями и словами — архитектура, церковь, архитектурный ансамбль, здание, храм, часовня, купол и др.; игра «Живая скуль­птура» (коллективное изображение храма, купола с крес­том, машины, дерева, куста, птицы и др.).

3-й этап: практический. Делаем эскизы восковым мелком бе­лого, голубого или розового цвета; затем прокрываем си­ней, фиолетовой, ярко-голубой краской.

4-й этап: слушаем песни про свой город.

Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой тканью, щетинные кисти, ватные палочки.

Занятие 2.2 ч.

Педагог готовит голубой резервирующий состав для холодного батика.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: практический. Начало работы на ткани; по эскизу стро­ится композиция простым или голубым цветным карандашом.

3-й этап: познавательно-игровой. Видеорелаксация.

4-й этап: практический. Начало работы цветным резервом (об­водим все, что нарисовано карандашом).

5-й этап: психофизической разгрузки — рассматриваем рабо­ты друг друга; отмечаем их положительные качества.

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Играем в «Жмурки», «Кошки-мышки».

2-й этап: познавательный. Просмотр книги с цветными фото­графиями.

3-й этап: практический. Завершаем работы резервом; начинаем работы красителями с применением кристаллов мочевины и соли разной величины для создания эффекта падающего снега.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Путешествие по спектру.

2-й этап: игровой. Игра «Синестезия» (у ребят завязаны глаза, они сидят за столом, педагог подносит к каждому ребенку емкость с холодной, теплой и горячей (чтобы не обжечься) водой. Дети по очереди опускают руки в емкость и сразу говорят те слова, которые приходят на ум, передают свои внутренние ощущения); игра «Отправь в свое царство» (на столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости — с холодной, теплой или горячей водой — и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, пото­му что...» опускают кружок).

3-й этап: практический. Продолжаем работу красителями; за­вершаем ее (обобщение, смотрим на расстоянии, делимся советами).

Примечание. Важно, чтобы в композиции был первый и вто­рой план, возможна линия горизонта, цветом выделен центр композиции и передний план.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки родителям.

Арт-терапевтическая техника (продолжение)

Занятие 5. «Мои ощущения». 2 ч.

Для работы необходимы плоскости с разными поверхностями: меховая, металлическая, бархатная, наждачная, шелковая, фла­нелевая, плоскость с приклеенными спичками, мятой бумагой и др. Размер — стандартный лист.

Одежда для детей — удобная для работы: футболка, штаниш­ки и носочки (позволяющая быстро освободить ступни ног).

1-й этап: психологическое вхождение. Освобождаем ступни ног от носочков.

2-й этап: познавательный. По очереди прикасаемся ступнями ног к одной и той же поверхности и пытаемся запомнить свои ощущения, рассказываем о них; таким образом пробу­ем все поверхности.

3-й этап: практический. Любым материалом (краски, пастель, карандаши, фломастеры) выражаем на листе бумаги, кар­тона самое яркое впечатление-ощущение.

4-й этап: психофизической разгрузки — сочиняем сказку, рас­сказываем историю.

Домашнее задание. Принести кисти, акварель. Занятие 6. «Музыка нам нарисует». 2 ч.

Для занятия готовим 4 фрагмента музыки: летние звуки при­роды; дождя и грома; снежной вьюги, завываний ветра; льющей­ся воды.

1-й этап: психологическое вхождение. Лежа на ковре 5 мин слушаем музыкальный фрагмент.

2-й этап: практический. Встаем, садимся за стол и 10 мин рисуем картину, возникшую в нашем воображении.

3-й этап: озвучиваем нарисованную картину, делимся впечат­лениями.

На 4 музыкальных фрагмента приходится 4 рисунка. Тема «Насекомые»

Занятие 1. «Букашки-таракашки» (иллюстрация к сказкам «Муха-Цокотуха» или «Тараканище»). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием о насекомых, просмотр цветных фотографий, чтение вслух сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2-й этап: игровой. Инсценируем сказку: распределяем и за­учиваем роли.

3-й этап: познавательный. Повторяем понятия иллюстрация, ху­дожник-иллюстратор; рассматриваем фотографии насекомых, сравниваем их с нарисованными в книжке, рассуждаем, чем отличаются сказочные насекомые от настоящих.

4-й этап: практический. Делаем эскизы к сказке «Муха-Цоко­туха».

5-й этап: рассматриваем работы друг друга и говорим комп­лименты.

Домашнее задание. Принести акварель, черный маркер, про­стой карандаш. Занятие 2. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенки о насеко­мых («В траве сидел кузнечик...»).

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебные картинки» (на столе лежат картинки, фотографии разных насекомых, каждый ребенок выбирает себе одну картинку и рассказы­вает историю или сказку про свою букашку, обязательно дав ей имя и обозначив характер); изучение форм насеко­мых; игра «Скульптор» (передаем внешний вид насекомых с помощью движений тела); повторяем сказку «Муха-Цо­котуха».

3-й этап: практический. Начало работы на большом листе; простым карандашом строим композицию. 4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под «весен­не-летнюю» музыку с голосами живой природы.

2-й этап: практический. Начало работы пастельными и воско­выми карандашами над композицией.

3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ожившие букаш­ки» (маркером на стандартных листах рисуем крупно, во весь лист, насекомых и руками вместо ножниц «вырезаем», затем каждый играет со своей букашкой, подкидывает, беседует).

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем сказку «Муха-Цокотуха», анализируем.

2-й этап: познавательно-практический. Сравниваем свой рису­нок и строки из сказки, исправляем неточности; рассказы­ваем о характере нарисованного персонажа; работаем в цве­те акварелью.

3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Веселые бу­кашки» (все «букашки» летают, а один водящий ловит их сачком: пойманной «букашке» придумываем смешное весе­лое задание).

Занятие 5.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: практический. Завершение работы в цвете акваре­лью, уточнение мелких деталей черным маркером. 3-й этап: познавательный. Анализируем работу издалека. 4-й этап: презентация выставки родителям.

Арт-терапевтическая техника (продолжение)

Занятие 7. «Волшебница глина». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Из куска глины дети лепят фигурки, объединяются в группы и начинают играть. Если для их совместной игры чего-то не хватает, они лепят недостающую фигурку сообща (эта техника активизирует групповую динамику).

2-й этап: практический. Работа с глиной.

3-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатлениями.

Во время занятия звучит неназойливая, но динамичная музыка.

Домашнее задание. Принести игрушки из «киндер-сюрпризы в».

Занятие 8. «Золотой песок». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация 10—15 мин.

2-й этап: практический. Работа с песком и водой индивиду­ально в емкостях; строительство задуманных объектов; размещение внутри игрушечных фигурок.

3-й этап: игровой. Каждый показывает мини-спектакль, озвучивая свои игрушки и манипулируя ими.

4-й этап: обмен чувствами и ощущениями.

Тема «Транспорт»

Занятие 1. «Фантастический транспорт» (работа рельефной краской). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием.

2-й этап: познавательный. Экскурс в историю транспорта с показом фотографий и рисунков.

3-й этап: игровой. Игры «Паровозик», «Кораблик».

4-й этап: практический. Делаем эскизы волшебного транспорта.

5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Живая скульп­тура».

Домашнее задание. Принести гуашь, кисти, простой карандаш.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Веселые песенки о транс­порте.

2-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.

3-й этап: практический. Колеровка большого листа одним цветом.

4-й этап: игровой. Игры «Хвост дракона» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»), «Соломинка на ветру»; просмотр рисун­ков транспорта.

5-й этап: практический. Делаем карандашный рисунок транс­порта по эскизу на большом листе.

6-й этап: психофизической разгрузки — делимся ощущения­ми и чувствами.

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем веселые песенки о транспорте.

2-й этап: познавательно-игровой. Каждый по очереди задумы­вает какой-либо вид транспорта, изображает его движения­ми тела, озвучивает, а все остальные отгадывают. 3-й этап: практический. Начало работы в цвете. 4-й этап психофизической разгрузки: релаксация. Домашнее задание. Каждый ребенок приносит по стакану муки, воды и соли. Занятие 4.2 ч.

Педагог заранее готовит рельефную краску для завершения работы (смешать по стакану муки, воды и соли). Раскладывает смесь по разным блюдцам. В каждую смесь добавляет пищевой

краситель разного цвета. Наполняет пустые пластмассовые буты­лочки из-под клея красками разных цветов. Бутылочка должна быть с длинным

наконечником. Для группы детей достаточно по 2—3 бутылочки каждого цвета.

1-й этап: психологическое вхождение. Дети рассматривают все, что принесли.

2-й этап: практический. Завершаем работу в цвете, соблюдаем законы композиции; применяем рельефную краску для окон­чательного завершения работы: придаем транспорту особую фантастичность, тщательно прорисовываем детали.

3-й этап: психофизической разгрузки — игра «Подушечный бой»; презентация выставки родителям.

Тема «Кошки»

Занятие 1. «Наша любимица кошка» (коллаж). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Коте­нок» (дети движениями копируют котят).

2-й этап: познавательный. Делимся историями о своих котах и кошках; изучаем форму (просмотр фотографий и рисун­ков, изображающих кошек).

3-й этап: практический. Делаем эскизы пастельными каранда­шами.

4-й этап: делимся чувствами и ощущениями.

Домашнее задание. Принести материалы для коллажа: разной фактуры бумагу, картон, ткань, мех, палочки, пуговицы, кнопки, сухие макароны, рис, горох, сухие травинки, клей, ножницы.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Выкладываем все, что принесли, просматриваем.

2-й этап: познавательно-игровой. Смотрим слайд-фильм «Ко­шачий вернисаж».

3-й этап: практический. Работа над коллажем на большом листе.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Кошки-мышки».

Занятие 3. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песенки о кошках.

2-й этап: игровой. Играем в «Воображаемый театр» (изображе­ние веселых котят, умывающейся кошки, кота в засаде, спящего, дерущегося с собакой; пьющего молоко, охотя­щегося за птицами, мухами).

3-й этап: практический. Работа над коллажем.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим репродукции картин художников, изображающих кошек.

2-й этап: познавательный. Говорим о кошачьих повадках, осо­бенностях слуха, зрения, подушечках на лапках, усах и т.д.

3-й этап: практический. Работа над коллажем с использовани­ем красок.

4-й этап: психофизической разгрузки. Игра «Жмурки». Занятие 5. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Котенок».

2-й этап: познавательный. Смотрим на работы с некоторого расстояния, даем друг другу советы.

3-й этап: практический. Завершаем работу.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки родителям с рассказом историй об изображенном персо­наже.

Тема «Птицы»

Занятие 1. «Синяя птица» (работа в технике батика). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа об экзотических

птицах с чаепитием. 2-й этап: познавательный. Смотрим фотографии и рисунки;

релаксируем (лежим и слушаем сказку «Синяя птица»). 3-й этап: практический. Работа над образом Синей птицы в

эскизе.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...».

Домашнее задание. Принести подрамники с натянутой синей или голубой тканью, щетинные кисти, простой карандаш; соот­ветственно одеться.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Полет птицы». 2-й этап: познавательный. Внимательно смотрим, как худож­ники изображают волшебное птичье оперение. 3-й этап: практический. Работа на ткани над карандашным ри­сунком композиции. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Изобрази, как птица...» (пьет, летит, ловит мошку, улетает от кошки, спит, клюет зернышки, строит гнездо и т.п.). Занятие 3. 2 ч.

К занятию заранее готовим прозрачный резерв для холодного батика.

1-й этап: психологическое вхождение. Двигательная фантазия

«Крылья» с шифоновой тканью. 2-й этап: практический. Начало работы над резервированием. 3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Изобрази харак­тер полета»: дети берут два куска шифоновой ткани, дела­ют себе крылья, слушают музыку и «летают» (3 варианта музыки).

2-й этап: познавательный. Смотрим изображения птиц худож­никами, обращаем внимание на цвет оперения, вспомина­ем все синие оттенки (голубой, сиреневый, фиолетовый, лазурный).

3-й этап: практический. Смешиваем необходимые цвета в ба­ночках из красителей; начинаем работать ими над фоном.

4-й этап: психофизической разгрузки — поем песни о птицах, водим хороводы.

Занятие 5.21ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Готовим рабочее место.

2-й этап: практический. Продолжаем работу в цвете; релакси­руем; оканчиваем ее, обобщаем результаты.

3-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки родителям.

Домашнее задание. Принести акварель, гуашь, кисти, марке­ры, фломастеры, пастель.

Итоговое занятие «Путешествие» (совместно с родителями). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Все усаживаются в круг, в центре зажигается свеча, приглушается свет; закрываем глаза, входим в свое внутреннее пространство, следим за дыханием.

2-й этап: познавательно-игровой (техника заимствована у В. Ок-лендер). Слушаем историю:

«Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совер­шить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я вам расскажу, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока делаете это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нуж­но его продолжать. Просто слушайте мой голос, следите за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит.

Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке. По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, навер­ное кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете, что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору. Когда вы добере­тесь до вершины, вы присядете на большой камень, чтобы отдохнуть.

Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину, высится другая гора. Вы можете видеть, чтов горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно вы осо­знаете, что можете превратиться в птицу. Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать. Вы взлетаете и легко переле­таете на другую сторону (пауза, чтобы дать время для полета).

На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь пре­вращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пе­щеру, и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказывае­тесь в пещере. Вы прохаживаетесь, рассматривая стены, и вдруг замеча­ете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь внутри комнаты. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, кото­рое узнаете вновь, место, о котором вы мечтаете, место, которое нра­вится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, ме­сто внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было, это будет ваше место.

Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ни­чего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что нахо­дится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете, или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте? Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? По­смотрите вокруг себя, походите (пауза).

Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в на­шей общей комнате. Я хотела бы, чтобы вы, когда откроете глаза, взяли бумагу, карандаши, краски с кистями или пастель и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста, не разговари­вайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуй­ста, делайте это шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше».

3-й этап: практический. Начало работы над рисунком.

4-й этап: познавательный. Усаживаемся в круг, рисунок кла­дем на пол нижней частью к середине; начинаем по очере­ди делиться своими ощущениями, чувствами, переживани­ями, которые были во время путешествия или есть сейчас; говорим о том, о чем хочется сказать.

5-й этап психофизической разгрузки: делимся своими впечат­лениями, которые возникли в ходе занятия.

Важно, чтобы в ходе занятия участвовали все дети и родители.

Педагог должен быть очень внимательным и чутким к мыслям и высказываниям детей и взрослых. Родители имеют право задать любой вопрос.

Педагог, прощаясь с детьми и родителями на летние канику­лы, дает задание: как можно больше наблюдать за природой и людьми, делать зарисовки с натуры или по памяти. Ребенок вме­сте с родителями получает задание сделать три работы на темы (по выбору): «Мир, в котором я живу», «Полет на другую плане­ту», «Жизнь на другой планете», «Я в стране лилипутов», «Мы — фантастические животные».

Все фотографируются на память.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

Занятие 1. «Мои наблюдения за лето». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Обмен впечатлениями о

лете, о том, что интересного увидели. 2-й этап: познавательный. Релаксация под звуки лета. 3-й этап: практический. Гуашью или акварелью рисуем свои

ощущения.

4-й этап: психофизической разгрузки — придумываем исто­рию.

Тема «Травы»

Занятие 1. «Травка-муравка зелененькая» (работа гелевыми ручками и пастельными карандашами). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Экскурсия на полянку.

2-й этап: практический. Делаем зарисовки разных трав и рас­тений с натуры.

3-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин ху­дожников, изображающих травы.

4-й этап: практический. Работа над эскизом.

5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Соломинка на ветру».

Домашнее задание. Принести гелевые ручки (черного цвета) и небольшой букет из травы. Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Изобрази».

2-й этап: игровой. Игра с шифоновой тканью (танец спокой­ного легкого ветерка — ветерок может говорить, петь, из­давать любые звуки).

3-й этап: познавательный. Рассматриваем букеты из травы-му­равы (у каждого свой).

4-й этап: практический. Начало работы гелиевыми ручками (по эскизу) на большом листе.

5-й этап: психофизической разгрузки — делимся впечатле­ниями.

Занятие 3.2 ч.

Наши рекомендации