Заключительный (городской) этап. Практический тур.

Класс

Растворимость солей в воде и признаки протекающих реакций представлены ниже в таблице:

  CaCO3 Na2CO3 NaCl MgSO4
H2O р р р
HCl Р р
NaOH р р

CaCO3 + 2 HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Na2CO3 + 2 HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O

MgSO4 + 2 NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SO4

Реакции, которые можно провести между веществами:

Na2CO3 + MgSO4 =MgCO3 + Na2SO4

CaCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl

MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na2SO4

Класс

Признаки протекающих реакций представлены ниже в таблице:

  Al2(SO4)3 FeCl3 HCl Na2CO3 NaI
Al2(SO4)3       осадок и газ  
FeCl3       осадок и газ Бурый цвет
HCl       газ  
Na2CO3 осадок и газ осадок и газ газ    
NaI   Бурый цвет      

Al2(SO4)3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3↓ + 3 CO2↑ + 3Na2SO4

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3↓ + 3 CO2↑ + 6NaCl

2FeCl3 + 2NaI = 2 FeCl2 + I2 + 2NaCl

2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + CO2↑ + H2O

Класс

Реакции, протекающие при титровании:

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + CO2↑ + H2O

Ka2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + CO2↑ + H2O

Выбор индикатора:

При титровании в точки эквивалентности образуются соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием и слабая кислота, поэтому среда раствора – слабокислая. Подходящие индикаторы – метиловый оранжевый или метиловый красный.

Ход работы:

1) Навеску смеси из химического стакана через воронку без потерь перевести в мерную колбу.

2) Задачу в мерной колбе довести до метки дистиллированной водой, тщательно перемешать.

3) Отобрать пипеткой на 20 мл исследуемый раствор и перенести его в коническую колбу или химический стакан для титрования.

4) Добавить 3 капли выбранного индикатора и титровать раствором H2SO4 до точки эквивалентности.

5) Заполнить таблицу.

  Объем исследуемого раствора Объем раствора H2SO4
20 мл  
20 мл  
20 мл  
     

6) Провести расчеты

Формула для расчета количества карбонатов:

n =_N ∙Vr ∙Vм.к.

2 ∙1000 ∙Vп

N – нормальная концентрация раствора кислоты

Vк - объем раствора кислоты

V м.к. – вместимость мерной колбы

Vп – вместимость пипетки

Класс

Метод анализа:

Иодометрия, обратное титрование. К определяемому веществу добавляют избыток раствора иода, который оттитровывают раствором тиосульфата натрия.

I2 + Na2S2O3 = 2NaI + Na2S4O6

Ход работы:

1. Провести прямое титрование (титрование А)

А) Отобрать в химический стакан или коническую колбу 20 мл раствора I2.

Б) Титровать раствор иода раствором тиосульфата натрия до бледно- желтой окраски.

В) Добавить 1 мл индикатора (раствор крахмала) и титровать раствор дальше до обесцвечивания раствора.

2. Задачу в мерной колбе довести до метки, тщательно перемешать.

3. Провести обратное титрование (титрование В)

А) Отобрать пипеткой 20 мл раствора аскорбиновой кислоты в хим. стакан или коническую колбу.

Б) В ту же колбу или стакан из бюретки или пипеткой добавить 20 мл раствора I2

В) Титровать раствором Na2S2O3 до бледно- желтой окраски раствора, добавить 1 мл раствора крахмала и титровать дальше до обесцвечивания раствора.

4. Данные титрования занести в таблицу.

Титрование А

  Объем раствора I2 Объем раствора Na2S2O3
20 мл  
20 мл  
20 мл  
     

Титрование В

  Объем раствора I2 Объем раствора аскорбиновой кислоты Объем раствора Na2S2O3
20 мл 20 мл  
20 мл 20 мл  
20 мл 20 мл  

5. Рассчитать содержание аскорбиновой кислоты (в г) в объеме мерной колбы.

Формула для расчета

m =_N Э ∙(VA – VB) ∙Vм.к.

1000 ∙Vп

N – нормальная концентрация р-ра Na2S2O3

Э – эквивалентная масса аскорбиновой кислоты

VA - объем раствора Na2S2O3, пошедший на прямое титрование

VBобъем раствора Na2S2O3, пошедший на обратное титрование

V м.к. – вместимость мерной колбы

Vп – вместимость пипетки

Итоги олимпиады

Победители олимпиады

Фамилия, имя, отчество Регион Школа
8 класс
Беляев Вадим Евгеньевич г. Вологда БОУ ВО ВМЛ
Думпис Сергей Янович г. Санкт-Петербург ГБОУ ПФМЛ № 239
Ежов Максим Вячеславович г. Бор, Нижегородская область МБОУ СОШ № 8
Каралаш Сергей Андреевич г. Вологда БОУ ВО ВМЛ
Малыгин Кирилл Юрьевич г. Вологда БОУ ВО ВМЛ
Рябков Антон Игоревич г. Тихвин, Лен.область МОУ СОШ № 1
Хлопотин Николай Викторович г. Санкт-Петербург ГОУ СОШ №318
9 класс
Блинова Дарья Владимировна г. Самара МБОУ Лицей "Классический"
Журавлев Глеб Сергеевич г. Тихвин, Лен. область МОУ Лицей № 8
Львова Елизавета Яковлевна г. Самара МБОУ Лицей "Классический"
Мартынов Дмитрий Кузьмич г. Саранск ГБНОУ РМ "Республикан-ский лицей - центр для одаренных детей"
Мельникова Катя Александровна г. Самара МБОУ Лицей "Классический"
Рябкова Варвара Александровна г. Санкт-Петербург ГБОУ СОШ № 45
Шершнев Иван Алексеевич г. Санкт-Петербург МБОУ Гимназия № 261
10 класс
Дмитриев Игорь Андреевич г. Санкт-Петербург ГБОУ ПФМЛ № 239
Котюргин Александр Павлович г. Санкт-Петербург ГБОУ ЦО "СПбГДТЮ" - Аничков лицей
Кренин Глеб Игоревич г. Саранск ГБНОУ РМ "Республикан-ский лицей - центр для одаренных детей"
Лентин Иван Ильич г. Вологда БОУ ВО ВМЛ
Павлова Анжела Владимировна г. Санкт-Петербург ГБОУ Гимназия № 526
Соловьев Арсений Сергеевич г. Санкт-Петербург ГБОУ ПФМЛ № 239
11 класс
Ботин Андрей Арсеньевич г. Ярославль МОУ СОШ № 33
Гаврон Анна Сергеевна г. Санкт-Петербург АГ СПбГУ
Лебедева Таисия Антоновна г. Санкт-Петербург ГБОУ Гимназия № 92
Митичева Елизавета Александровна г. Вологда БОУ ВО ВМЛ
Поспелов Александр Алексеевич г. Вологда МОУ Гимназия № 2
Сидорова Ксения Сергеевна г. Великий Новгород МАОУ "Первая универ-ситетская гимназия"
Тепаева Анна Алексеевна г. Саранск ГБНОУ РМ "Республикан-ский лицей - центр для одаренных детей"
Чапля Владислава Олеговна г. Миасс, Челябинская область МАОУ Лицей № 6


Наши рекомендации