История возникновения Кемеровской росписи.

ОТЧЕТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

Тема: «Кемеровская роспись»

Выполнила: студентка

Группы ДПИ- 151

Моргушко Дарья Дмитриевна

Руководитель:

Заслуженный работник культуры РФ,

член Союза художников России,

член Союза дизайнеров России

Акимова Инна Петровна

2017, Кемерово

Содержание

Введение………………………………………………………….
1.История возникновения Кемеровской росписи……………..
2. Особенности процесса Кемеровская роспись………………
3. Творчество мастеров Кемеровской росписи………………..
4. Исследование творчества Спекторовой Н.А………………..
4.1 Поднос «Весенняя ночь»……………………….
4.2 Поднос «Снегири»……………………………...
5. Заключение……………………………………………………
6. Литература…………………………………………………….
7. Приложение…………………………………………………...

Введение.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Художественной росписью называют искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.

Систематизация различных видов росписи впервые была начата еще в 1876 году профессором А.А. Исаевым в его двухтомнике под названием «Промыслы Московской губернии». До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению.

В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни.

В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи.

В 20–30-е годы Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи.

Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса, как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами–художниками.

Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность.

Поднос «Весенняя ночь»

В основу композиции круглого подноса «Весенняя ночь» (диаметр 490мм) положен венок, который делится на 5 равных частей, повторяющихся элементов. Центром композиции являются огоньки. Рядом с ними расположены мелкие цветы первоцветы, фиалки, кандыки. Середина подноса, как бы, уходит в темноту и кандыки там растворяются. По краю поднос золоченый орнамент с добавлением цветов. Освещение сконцентрировано на краю подноса, а середина затемнена. В работе использовались каплевидные и крученые виды мазков. Каплевидными изображены листья, кандыки и первоцветы, а кручеными – огоньки и фиалки. По краю подноса нанесен зеленый фон, в середине – черный. На подносе "Весенняя ночь", который выполнен в теплых тонах, изображены сибирские травы, папоротник и кандык.

Поднос «Снегири»

Большой поднос «Снегири» выполнен в холодных тонах. Основа композиции ковровая с цветным фоном, бликовкой и копчением. Центр подноса освещен, край композиции написан приглушенным цветом. Среди холодных листьев рябины помещены три снегиря по центру. Красные грудки снегиря перекликаются с красными ягодами рябины. В работе использованы каплевидные и крученые виды мазков. Кручеными изображены ягодки, а каплевидными - листья и снегири. Роспись украшена ажурной травкой. По краю подноса использован сложный орнамент с добавлением листьев рябины и цветных элементов, так как борт широкий. В 2011 году на выставке-конкурсе "Лучшая работа года 2011" поднос "Снегири" Спекторовой Н.А. получил номинацию "За сохранение традиций".

Кемеровские ветки, букеты, венки до обыденности незатейливы и просты, но если приглядеться, можно увидеть таинственно мерцающие сибирские жаркие огоньки с серебристыми оттенками, которые в окружении таежных ягод, раскинувшихся хвойных веток создают самобытный образ южно-сибирской природы. Изображения калины, рябины, ромашек, яблочек-ранеток прочно поселились на кемеровском подносе.

В отличие от Нижнетагильской (которая раньше была более декоративной), Кемеровская роспись более реалистична. Разнообразие различных объемных форм дает простор фантазии.

В Нижнетагильской росписи применяют круглые беличьи кисти, а в Кемеровской – плоские синтетические кисти, что придаёт росписи индивидуальность.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. По форме они бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Заключение

Во время практики мы изучили историю возникновения росписи в Сибири. Узнали, что Кемеровская роспись – это одна из ветвей Урало-Сибирской росписи, которая возникла в начале 80-х годов XX века в городе Кемерово. Выделили отличия Кемеровской росписи от других разновидностей данного ремесла.

Узнали последовательность росписи декоративного изделия. Рассмотрели необходимые для работы инструменты и материалы.

Познакомились с ведущими художниками, развивающими самобытность Кемеровской росписи. Узнали о существовании фабрики «Весна», коллектив которой стремился к созданию своей Кемеровской школы декоративной росписи по металлу.

Провели анализ работ народного мастера России Спекторовой Н.А. .Её подносы отмечены высоким живописным мастерством и глубокой поэтичной задушевностью. Они изящны по форме, нежны по колориту, лиричны по настроению. Мотивы её росписи поражают разнообразием.

Выявили отличия работ Спекторовой Н.А. от Жостовской и Нижнетагильской росписи.

Литература

1. Алферов, Л. Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Алферов Л. Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 352 с.

2. Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство" / В. С. Бадаев. - Москва: Владос, 2004. - 32 с.

3. Полежаев, Ю. О. Художник росписи по дереву: учебное пособие / Ю. О. Полежаев. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр "Академия", 2012. - 192 с.

4. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учебное пособие для студентов вузов / М. С. Соколова. - Москва : Владос, 2002. - 303 с.

5. Спекторова, Н. А. Кемеровская роспись: учебное наглядное пособие по направлению подготовки 54.03.02 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", профиль "Художественная керамика". Квалификация (степень) выпускника "бакалавр". Формы обучения: очная, заочная / Н. А. Спекторова, КемГИК. - Кемерово: КемГИК, 2016. - 81 с.

6. Богатство народных традиций [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://artorbita.ru/

7. Санникова, Н.Т. Декоративная роспись: Кемеровская роспись. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://vserisyut.mirtesen.ru/

Приложение

История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru

История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru

История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru

История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru История возникновения Кемеровской росписи. - student2.ru

ОТЧЕТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

Тема: «Кемеровская роспись»

Выполнила: студентка

Группы ДПИ- 151

Моргушко Дарья Дмитриевна

Руководитель:

Заслуженный работник культуры РФ,

член Союза художников России,

член Союза дизайнеров России

Акимова Инна Петровна

2017, Кемерово

Содержание

Введение………………………………………………………….
1.История возникновения Кемеровской росписи……………..
2. Особенности процесса Кемеровская роспись………………
3. Творчество мастеров Кемеровской росписи………………..
4. Исследование творчества Спекторовой Н.А………………..
4.1 Поднос «Весенняя ночь»……………………….
4.2 Поднос «Снегири»……………………………...
5. Заключение……………………………………………………
6. Литература…………………………………………………….
7. Приложение…………………………………………………...

Введение.

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует считать роспись. Художественной росписью называют искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.

Систематизация различных видов росписи впервые была начата еще в 1876 году профессором А.А. Исаевым в его двухтомнике под названием «Промыслы Московской губернии». До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению.

В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни.

В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи.

В 20–30-е годы Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи.

Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса, как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами–художниками.

Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность.

История возникновения Кемеровской росписи.

«Кемеровская роспись» - художественное направление, принадлежащее Кемеровской области с центром в городе Кемерово. Кемеровская роспись подносов отличается от других промыслов, наличием мотивов сибирской природы и своей техники росписи. Роспись имеет свой стиль, свою манеру выполнения.

В XVIII-XIX вв. происходила миграции русского населения на Урал. Освоение новых мест, отсутствие помещичьего землевладения, стремление к лучшей жизни сделали людей более деятельными, сметливыми. Несмотря на жестокую эксплуатацию рабочих и приписных крестьян заводов, простой люд жил здесь лучше, чем в центральных губерниях. Среди поселенцев было немало красильщиков и маляров. Профессии эти ценились еще с древности, всегда относились к творческому труду.

Народные художники красили на ярмарках торговые ряды, лавки, балаганы, царские палаты, хоромы бояр, дома богатых людей. В России живописные промыслы были широко развиты. Например, в д. Кокшарова Тугулымского района проживала династия иконописцев-старообрядцев Довольновых: Марк Варфоломеевич, Тимофей Варфоломеевич (1872-1936), Нисифор Маркович (1903-1962). Помимо иконописной работы, росписи церквей и часовен, они занимались декоративной росписью бытовой утвари и интерьеров. В избах мы нередко видим темно-пурпуровый цвет - символ тяжелой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зеленый - надежды, жизни, подвига; белый - чистоты, бессмертия; голубой - девственности; светло-желтый, золотистый - славы и царственности.

Из мебели в избе расписывали обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы). Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех». Обеденный стол окрашивался разными цветами, при этом доминировали: красный, синий, зеленый, светло-коричневый. В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг - символ жизни - с желтой окантовкой. Углы столешницы тоже окрашивались в желтые цвета.

Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал.

Так зародилась и начала свое распространение Урало-Сибирская роспись. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин). Самой распространенной композицией был букет. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалевок, затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило на самой работе, т.к. на непросохший еще подмалевок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.

Мы рассмотрим одну из школ Урало-Сибирской росписи: Кемеровскую. Ее отличительной особенностью является, двухцветный мазок, который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой – более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку.
Кемеровская роспись - одна из ветвей Урало - Сибирской росписи. Кемеровская роспись возникла в начале 80-х годов ХХ века в городе Кемерово. Группой художников во главе с В.Пантелеевой на фабрике "Весна" была разработана новая техника росписи на основе смешения жостовской и нижнетагильской техник.

Нижнетагильская роспись - народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области. Эта роспись была плоскостной, грубоватой по техники исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте.

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились. Уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Методом выколотки мастера придавали подносу самые сложные и причудливые формы. Все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

Жостовская роспись - русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Кистевая жостовская роспись на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты - цветочные и растительные орнаменты, а также бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.

Ведущие художники жостовского промысла — В.И Летков, М.В Лебедев, Н.Фролова, О.Кошкина, Т.Агеева, Е.Мешкова, О.Борисова, Т.Куракина.


Наши рекомендации