Тема: ФРАНЦУЗСКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Задания.
1. При подготовке к занятию вспомните следующие литературоведческие понятия: стиль, жанр, трагедия, комедия, характер, сюжет.
2. Составьте сравнительную таблицу барокко и классицизма по следующим параметрам: время существования, ведущие страны; представления о мире и способах его изображения в искусстве; представления о человеке и способах его изображения в искусстве; жанровая система; язык, стиль; представители (в архитектуре, живописи, литературе).
3. Выпишите из текста трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» цитаты о:
· роли разума в искусстве;
· принципах «разумного искусства»;
· иерархии и требованиях к лирическим жанрам;
· иерархии и требованиях к драматическим жанрам;
· требованиях к эпопее;
· принципах писательской этики;
· миссии искусства и роли литературной критики.
Вопросы.
1. Классицизм как литературное направление, его становление и поэтика:
а) социально-историческая и мировоззренческая база классицизма;
б) роль образцов: ориентация на опыт античной культуры;
в) принцип правдоподобия;
г) связь с философией Р. Декарта;
д) жанровая система;
е) ведущий конфликт.
2. Классицизм во Франции: периодизация, социально-исторические условия.
3. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» как итог эстетики классицизма.
а) творческий путь Н. Буало;
б) композиция и основная идея трактата «Поэтическое искусство»;
в) основные принципы классицизма в трактате.
Литература
Текст: Н. Буало «Поэтическое искусство» (перевод Э.Л. Линецкой).
Обязательная
1. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – Москва, 2007. – С. 25-64.
2. История всемирной литературы. – Москва: Наука, 1987. – Т. 4. – С. 45-48, 102-120.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – Москва, 2001. – С. 363-366.
Дополнительная
1. Виппер, Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история / Ю. Б. Виппер. – Москва, 1990. – С. 5-28.
2. Баранов, С. Ю. Классицизм / С. Ю. Баранов. – Вологда: Русь, 1993. – 22 с.
3. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм / Д. Д. Обломиевский. – Москва, 1968. – 140 с.
4. Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. – Киев: Мистецтво, 1981. – 288 с.
5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. – Москва: Наука, 1966. – 349 с.
Занятие № 2
Тема: ТЕАТР ПЬЕРА КОРНЕЛЯ
Задания.
1. Разнесите по графам принципы классицизма в трагедии «Сид», поясните примерами.
Соответствует нормам классицизма | Не соответствует нормам классицизма |
2. Найдите в тексте трагедии цитаты, выражающие жизненную позицию каждого из персонажей: Родриго, Химена, дон Дьего, дон Гомес, инфанта Уррака, дон Санчо, король Фернандо.
Вопросы.
1. Творческий путь П. Корнеля, ключевые произведения.
2. Основные идейно-художественные принципы театра Корнеля.
3. «Сид» как трагедия французского классицизма:
а) исторические и литературные источники сюжета пьесы;
б) основной конфликт трагедии, особенности его художественной разработки;
в) система персонажей: особенности построения их характеров;
г) две сюжетные линии в пьесе: Родриго и Химена, линия инфанты.
4. Споры вокруг «Сида».
Литература
Текст: П. Корнель «Сид» (перевод М. Лозинского).
Обязательная
1. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – Москва, 2007. – С. 274-287.
2. Адан, А. Театр Корнеля и Расина / А. Адан // Театр французского классицизма. – Москва, 1970. – С. 5-18.
3. Козлова, Н. П. Классицизм Пьера Корнеля [Электронный ресурс] // Пьер Корнель. Пьесы. – Москва: Московский рабочий, 1984. – Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/KORNEL
4. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Театр Корнеля).
Дополнительная
5. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. – Москва, 1987. – С. 120-127 – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
1. Большаков, В. П. Корнель / В. П. Большаков. – Москва: Пекрспектива, 2001. – 308 с.
2. Ищук-Фадеева, Н. И. От сюжета к жанру: трагикомедия Пьера Корнеля «Сид» / Н. И. Ищук-Фадеева // Филологические науки. – 1992. – № 4. – С. 44-51.
3. Фридлиндер, Г. М. Пушкин и Корнель / Г. М. Фридлиндер// Известия РАН: сер. Лит. и яз. – 1992. – Т. 52. – С. 3-8.
4. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. – Москва: Знание, 1956. – 160 с.
5. Михайлов, А. Д. Театр Корнеля / А. Д. Михайлов // Корнель П. Театр. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 605-666.
6. Сигал, Н. А. Пьер Корнель 1606-1684 / Н. А. Сигал. – Москва; Ленинград: Искусство, 1957. – 123 с.
Занятие № 3
Тема: ТРАГЕДИЯ ЖАНА РАСИНА «ФЕДРА»
Задания
1. Познакомьтесь с древнегреческим мифом о Федре и Ипполите по статье в энциклопедии «Мифы народов мира» и/или трагедии Еврипида «Ипполит».
2. Заполните таблицу:
автор | сюжет | конфликт | главный герой |
П. Корнель | |||
Ж. Расин |
Вопросы:
1. Театр Жана Расина (общая характеристика)
2. Трагедия «Федра»:
а) мифологический сюжет о Федре. Интерпретация античности в трагедии Расина;
б) образ Федры. Тема рока и античности у Расина (в связи с янсенистским видением мира). «Оправдание» «высокой» героини классицизма. Классицистический характер конфликта;
в) новые черты образа Ипполита, объясняемые изменением представлений о трагическом;
г) «низкая» героиня классицизма и ее роль в развитии основного конфликта (линия Эноны);
д) «Федра» Расина как трагедия классицизма (обобщение).
Литература
Тексты: Ж. Расин «Федра» (перевод М.А. Донского), Еврипид «Ипполит».
Обязательная
1. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – Москва, 2007. – С. 288-295.
2. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года: учебник для студентов театральных вузов / А. К. Дживелегов, Г. Н. Бояджиев. – Москва: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013. – 528 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru (гл. «Театр Расина»)
3. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. – Москва: Сов. энциклопедия, 1991. – С.559-560 (статья «Ипполит»)
4. Жирмунская, Н. А. Трагедии Расина [Электронный ресурс] / Н. А. Жирмунская // Расин Ж. Трагедии. – Новосибирск: Наука, 1977. – Режим доступа: http://lib.ru
Дополнительная
5. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Т. 4. – Москва, 1987. – С. 146-152. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru
6. Барт, Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика / Р. Барт. – Москва, 1989. – С. 142-233. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru
7. Оганесян, М. Ю. Проблема жанра и трагическое в театре XVII: Кальдерон и Расин / М. Ю. Оганесян // Филологические науки. – 1990. – № 5. – С. 30-38.
8. Жирмунская, Н. А. Творчество Жана Расина / Н. А. Жирмунская // Расин Ж. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. – Москва, 1984. – С. 397-439.
9. Кадышев, В. С. Расин / В. С. Кадышев. – Москва: Наука, 1990. – 272 с.
10. Мокульский, С. С. Расин. К 300-летию со дня рождения / С. С. Мокульский. – Ленинград: ГИХЛ, 1940. – 108 с.
Занятие № 4