Французский классицизм как литературное направление

XVII век - время формирования единого французского государства, французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе.

Классицизм образован от латинского слова classicum, что обозначает образцовый. В XVII - XVIII веках образцовыми, достойными подражания считались произведения античного (древнегреческого и римского) искусства. Классицизм выдвинул своих теоретиков - таких, как Ж. де ла Тай, Н. Буало, П. Карнель и др. На основе глубокого изучения античного искусства они выработали общие правила. Это строгое деление литературных жанров на высокие (ода, трагедия, героическая поэма) и низкие (сатира, комедия, басня). В высоких жанрах было принято изображать возвышенных героев - сильные героические личности, монархов, знатных граждан, пекущихся о судьбе отечества и служащих ему, в низких - всех остальных. Согласно теории классицизма искусства должно оказывать на граждан нравственное воздействие, воспитывать благородные чувства. В драматической лит-ре эти правила вели к формулировке законов об единстве времени, места и действия, в области повествования — к требованию строгой эпической композиции, не допускавшей «лирического беспорядка», в поэзии — к четко установленным законам стихосложения, как напр. к «александрийскому» стиху (двенадцатисложному) с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слогах и с обязательным расположением двух мужских и женских рифм, причем цезура устанавливалась после шестого слога (передвижение ее у романтиков — В. Гюго — вызвало резкий отпор со стороны классиков). Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных героев, особенно в произведениях драматических жанров. Требование простоты, стройности и логичности касалось как группировки персонажей, так и композиционных произведений. Отсюда требования соблюдения в драме трёх единств - времени, места и действия. 3 основные категории эстетики классицистов (Буало): разум, образец и вкус. Они считались объективными категориями художественности. Каждый жанр выступал как особая система отражения жизни, т.е. в основе положен был принцип иерархии. Абстрактность художественного образа; дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом; соблюдение правил трех единств (времени, места, действия) и др. Классицизм как стиль – система избразительно-выразительных средств, типизирующих действительность ч\з античные образы, воспринятые как идеал гармонии, красоты, упорядоченной симметрии.Трагедия Сид (по определению Корнеля – трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные.

Вопрос

«Сид» Корнеля и его место в драматургии классицизма

Корнель (1606-1684). Славу Корнелю приносят его трагедии, в которых веление разума всегда связано с высшим долгом перед государством, отечеством, королем. В дни Корнеля только начинали складываться нормы класси­цистического театра, в частности правила о трех единствах — вре­мени, места и действия. Но если это вызывалось необходимос­тью, смело их нарушал.

Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. «Сид» (сред­невековая Испания), «Гораций» (эпоха царей в римской исто­рии), «Цинна» (императорский Рим) и т. д. — все эти трагедии, как и другие, построены на использовании ис­торических фактов. Корнель по преимуществу писатель политический. Психологические конфликты, история чувств, перипетии люб­ви в его трагедии отходили на второй план.

Трагедия Сид (по определению Корнеля — трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характерысоздаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Герои Корнеля выше обыкновенного человека, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и они люди большой воли… Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну — историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев. Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт — борьбу между чувством и долгом — через систему более конкретных конфликтов. Первый из них — конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом.Второй — конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий — конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены — первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, — второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо — третий. Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др. Винили в плагиате, не соблюдение 3 единств, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, за то, что она выходит замуж за убийцу отца. Против пьесы было образовано и специальное «Мнение французской академии о «Сиде», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Упреки, брошенные «Сиду», отражали реальные особенности, отличавшие его от современных «правильных» трагедий. Но именно эти особенности определили драматическое напряжение, динамизм, обеспечившие пьесе долгую сценическую жизнь. «Сид» и поныне входит в мировой театральный репертуар. Эти же «недостатки» пьесы были два века спустя после ее создания высоко оценены романтиками, исключившими «Сида» из числа отвергаемых ими классицистских трагедий. Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. Мнение Французской Академии о трагикомедии «Сид» стало одним из программных манифестов классической школы.

Вопрос

Наши рекомендации