Проблематика и поэтика романа Флобера «Госпожа Бовари».
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Мадам Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851 года. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала были привлечены к судебной ответственности за оскорбление морали.
- Роман оказался манифестом литературного натурализма, но помимо этого в нем отчетливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.
- Роман имеет ряд формальных особенностей: очень длинная экспозиция, отсутствие традиционно положительного героя.
- Перенесение действия в провинцию (при её резко негативном изображении) ставит Флобера в ряд писателей, в творчестве которых антипровинциальная тема была одной из основных.
Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857).
«Госпожа Бовари» 1856
- Главная героиня романа — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни.
- Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета.
- Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.
- «Я думаю, впервые читатели получат книгу, которая издевается и над героиней, и над героем» - писал Флобер.
- Главная особенность эпохи — пошлость. Флобер стремится показать пошлость мещанской среды и невозможность счастья в жизни.
- Для Флобера провинция — это вся Франция.
- Шарль - воплощение мещанства.
Эмма
- типичная представительница своей среды, но её незаурядность в том, что она не хочет примириться с её убожеством.
- Вкусы Эммы, её представления о жизни порождены пошлой буржуазной средой.
- У неё два идеала — внешне красивая жизнь и всепоглощающая любовь. Но поиски такой любви оборачиваются заурядностью и пошлостью: оба её любовника далеки от идеальных образов её воображения. Но любовь для неё — единственный способ существования.
- Она представляет себе любовь только в роскоши и богатстве, и потому высокие чувства в ней легко уживаются с векселями и долговыми расписками. Настоящим смертным приговором для неё становится письмо-счет от ростовщика Лере.
В этом мире
- деньги олицетворены хищным ростовщиком Лере
- церковь — жалким священником
- интеллигенция — глупым Шарлем
Символом вырождения общества стал образ аптекаря Омэ — образ торжествующей и всепобеждающей пошлости.
- Реализм Флобера - в умении поднять единичное до общества, увидеть в заурядном случае типический.
- Роман считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одни из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.
- Скепсис Флобера по отношению к человеку проявился в отсутствии для традиционного романа положительных героев.
- Тщательная прорисовка характеров обусловила и очень длинную экспозицию романа, позволяющую лучше понять характер главной героини и мотивацию её поступков.
- Жесткий детерминизм в поступках героев стал обязательной чертой французского романа первой половины 19 века.
- Тщательность изображения героев, точная до беспощадности прорисовка деталей были отмечены критикой как особенность писательской манеры Флобера.
25. Американская литература второй половины 19 века. Творчество Марка Твена.
Становление реализма — 1870-е годы
- регионалистические тенденции: достоверное изображение повседневной жизни разных уголков Америки
- Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
- Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
- Ф. Брет Гарт «Габриэль Конрой»
После победы кандидата республиканцев Авраама Линкольна на выборах 1860 года, одиннадцать южных штатов объявили о выходе из состава США, образовав новое мятежное государство, Конфедеративные Штаты Америки. Начинается Гражданская война (1861-1865) между Севером и Югом, в результате которой Юг потерпел поражение, и рабовладение было отменено на всей территории США.
Со второй половины 19 века американская литература получила широкое развитие и самобытное значение.
Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (1835-1910) — юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др.
Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор его наследники». Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекельберри Финна».
Сборники рассказов и эссе
- «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867
- путешествие по Европе - «Простаки за границей» 1869
Трилогия о Миссисипи
- «Приключения Тома Сойера» 1876
- «Жизнь Миссисипи» 1883
- «Приключения Гекельберри Финна» 1884
Исторические романы
- «Принц и нищий» 1881
- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» 1889
- «Личные воспоминания о Жанне дАрк сьера Луи де Канта, её пажа и секретаря» 1896
Сатирические памфлеты
- «Соединенные линчующие штаты» - проблема расовой дискриминации
- «Грандиозная международная процессия», «Приветствие 19 века 20 веку» - критика империалистической политики США
- «Исправленный катехизис», «Таинственный незнакомец» - критика религии