Эпический цикл Золя «Ругон-Маккары». Идейно-художественное своеобразие романа Золя «Жерминаль».

- Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» - это самое главное литературное достижение Золя.

- «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи»

- Золя хочет показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров.

- Вся огромная эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвленной, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в глубочайшие её низы.

- Автор поставил две задачи: 1) «изучить на примере одной семьи вопросы крови и среды», 2) «изобразить всю Вторую империю, начиная с государственного переворота до наших дней».

- Золя стремился показать положение различных классов и социальных групп французского общества — народ, буржуазию, аристократию, духовенство.

- Характерной чертой этого смутного времени является разнузданность всяческих вожделений и честолюбия.

«Карьера Ругонов». Родоначальница семьи — нервнобольная Аделаида Фук, жизнь которой глубоко трагична. 13 романе действуют дети и внуки Аделаиды от первого брака с крестьянином Ругоном и от второго — с бродягой и пьяницей Маккаром. Автор прослеживает в дальнейшем влияние наследственности, невроза и алкоголизма родителей на потомство, хотя это и не становится главным. Ветвь Ругонов связана с буржуазией, Маккаров — по преимуществу с народом.

В предисловии к роману Золя заявляет: «Семья, которую я собираюсь изучать, характеризуется безудержностью вожделений, мощным стремлением нашего века, рвущегося к наслаждениям». Эти типично буржуазные, хищнические черты семьи Ругонов художник выявляет в поведении, героев в решающих судьбу Франции событиях 1851 г. Основным конфликтом романа является столкновение республиканцев и бонапартистов, социальный смысл романа — в правдивом изображении монархического переворота, расправы с Республикой в маленьком провинциальном городе Плассане, на юге Франции. По существу, в изображении Золя этот городок олицетворяет всю Францию.

Роман в основном был написан еще при империи, когда у Золя ненависть к бонапартизму сочеталась с горячей верой в Республику. В косном, захолустном городке все дела вершат буржуазия, дворяне, духовенство. Мелкие разногласия между ними исчезают при малейшей угрозе со стороны народа. Объединиться, чтобы «добить Республику»,— таков лозунг всех, кто дрожит за «свою мошну». В мирке богатых плассанских обывателей выделяется особенной ненавистью к Республике и чудовищной жадностью семья, бывшего лавочника Ругана и его жены — хитрой, честолюбивой Фелисите.

Сыновья Ругона — Эжен и Аристид, не удовлетворившись масштабами Плассана, отправляются в Париж. Преступления этих хищников в Париже столь же естественны в условиях империи, как и благоденствие их родителей в провинции. Здесь в более скромных масштабах, но с неменьшей жестокостью действуют старшие Руголы. Благодаря связям с сыном Эженом, который вращается в политических верхах, они узнают о готовящемся перевороте и захватывают власть в городе. Они становятся «благодетелями», «спасителями» города от «республиканской заразы». Их осыпает милостями победившая империя, они дорвались до «государственного пирога»: «Ругоны сумели возвыситься на развалинах свободы, ограбили Республику; когда ее умертвили, они приняли участие в дележе».

Золя изображает «зверинец», «желтый салон» Ругонов, объединяющий людей, у которых нет ничего святого, кроме денег. Характерна жестокость Пьера Ругана но отношению к своей старой, больной и ограбленной матери. Не случайно «ничего не имеющий общего с семьей» доктор Паскаль — третий сын Ругонов, наблюдая «желтый салон», уподобляет его посетителей насекомым и животным: маркиз де Карнаван напоминает ему большего зеленого кузнечика, Вюйе — тусклую, скользкую жабу, Рудье — жирного барана.

В романе своеобразно соединяются гневная сатира с высокой патетикой, овеянной дыханием революции. В нем сочетаются сатирическая обрисовка бонапартистской. юшки с романтикой народного восстания, серые тусклые краски — с пурпуром, цветом крови и знамен.

Золя связывает в этом романе судьбу своих положительных героев — внука Аделаиды Сильвера и его возлюбленной, юной Мьетты,— с республиканцами. Чистота Сил-ьвера,, его бескорыстие, доброта выделяют этого юношу из семьи Ругон-Маккаров. Единственный из всей семьи он заботится о больной старухе, своей бабке. Сильвер становится республиканцем, хотя этот бедняк, как многие другие, обнаружил в годы Республики, рожденной в 1848 г., что «не все к лучшему в этой лучшей аз Республик».

Гибель Сильвера и Мьотты как бы олицетворяет гибель Республики. Семья участвует и их убийстве: Аристид видит, как ведут-на расстрел Сильвера) и не препятствует этому. Обезумевшая от горя при виде смерти внука, Аделаида проклинает своих детей, называя их стаей клопов, сожравших ее единственного ребенка.

Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «Ругон Маккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль - месяц всходов по революционному календарю! - предвещает грядущее торжество социальной справедливости.

Золя упорно продвигался к завершению «Ругон-Маккаров». После романа «Жерминаль» ему оставалось создать еще семь произведений, подвести читателя к финалу эпопеи – крушению Второй империи. От частных вопросов социальной и политической жизни Золя все чаще и чаще переходит к решению общих вопросов, связанных с судьбами буржуазной Франции. Золя обращается к изображению индустриального пролетариата (роман «Жерминаль»), представителей новой финансовой олигархии (роман «Деньги»). Через два года после создания романа о рабочих Золя решает показать современную деревню, многомиллионную массу крестьян, которые кормят и одевают Францию (роман «Земля»). Современный рабочий, современный крестьянин, современный капиталист – три главные темы времени. Золя подошел к ним, умудренный большим жизненным и творческим опытом, и не случайно, что эти произведения создавались им с небольшими интервалами на подступах к окончанию социальной эпопеи.

Наши рекомендации