Характеристика действующих лиц
Сценический характер-сценический тип (образ, индивидуальность),который создает актер, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося в повседневной жизни, сценический характер отличается своим эстетическим качеством. В нем, все элементы внутренней и внешней характеристики подчинены художественному замыслу , выступают в строгом единстве . Правда и выразительность сценического характера проверяются общим замыслом роли, главной идеей спектакля. Создавая сценический характер, актер не может не принимать во внимания художественного направления, которому принадлежит пьеса(реалистическое ,романтическое и т.д.),ее жанровых особенностей (драма, комедия, трагедия),авторской манеры , методов , приемов и стиля (Шекспир, Чехов).
В театре , где жизнь изображается посредством действия , то есть через столкновение и становление характеров людей , их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены в образе людей, в их сознании, психологии. А. Д. Попов так говорил по поводу необходимости создания актером сценического характера:» Верно и тонко воплотить человеческий характер актер может только в системе сценических образов, осознав свою зависимость от них.
Есть испытанный способ поиска характерности через действие , предложенный К.С. Станиславским. Для этого нужно поставить перед собой вопрос: как бы я действовал, «если бы» бы был , например , старым ,больным ,ленивым , трусливым.
Отбор всех внутренних и внешних элементов характерности происходит с помощью уже знакомого нам « если бы» , то есть постановки ряда вопросов и ответа на них действие.
Мать – она сильная женщина, которая пережила столько сложности, но она не сдается, она сильна духом, терпимая, она не любит своего мужа , но все же не оставляет его, она видит, что бабка ее не любит ее, потому что винит ее в том , что ее сын стал таким из-за нее, но мать сдерживает себя. Она измучалась, она не чувствует себя женщиной, несчастная судьба у нее.
Я думаю, что не любая сможет выдержать такое, лишь те женщины, у кого есть сила воли.
Бабка –сильная, мудрая, закаленная, она хочет жить и жить.
6.Сквозное действие. Сверхзадача
В 1912-1913 гг. К.С. Станиславский понимает , что при дроблении пьесы и роли «на куски» и «задачи» , большое значение приобретает «лейтмотив», то есть «сквозное действие» пьесы. К.С. Станиславский создает учение о сквозном действии: «действенное внутреннее стремление» через всю пьесу двигателей психической артисто-роли . мы называем на нашем языке … «сквозное действие артисто-роли»
Не будь сквозного действия « на куски» и «задачи» пьесы , все предлагаемые обстоятельства, общение , приспособления , моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой надежды ожить , но линия сквозного действия соединят воедино ,
пронизывает точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.
Сверхзадача- это глубокое проникновение в духовный мир писателя, в его замысел, в те побудительные причины , которые двигали пером автора.
Сверхзадача по Станиславскому должна быть сознательной, идущей от ума , от творческой мысли актера , эмоциональной ,возбуждающей всю его человеческую природу.
И наконец , волевой , идущий от его «душевного и физического существа» .и добиваться или не добиваться
Сверхзадача- должна пробудить творческое воображение артиста , возбудить веру и всю его психическую жизнь .
Путь воплощения сверхзадачи –сквозное действие-это та реальная , конкретная борьба , происходящая на глазах зрителей в результате которой утверждается сверхзадача.
Для артиста, сквозное действие- прямым предложение линии стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума , воли и чувства творящего артиста.
Согласно Станиславскому ,актер ,выходя на сцену ,выполняет определенную задачу в рамках логики персонажа , то есть герой хочет что-то сказать , сделать, и добиваться этого или не добиваться этого.
По сути сверхзадачей является режиссерский замысел –индивидуальное толкование главной идеи произведения , той цели , ради которой оно было написано , или собственная цель режиссера , иногда отличается от авторской ,в любом случаи –та общая задача, ради которой произведение ставится на сцене.
Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает все элементы и направляет их к общей сверхзадаче .
Сквозное действие, создается из длинного ряда больших задач , в каждой из которых огромное количество маленьких задач .Таким образом , логика всех действий объединяется в единое сквозное действие .