Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль.

Признаки геометрического стиля:

· Ясная соподчиненность орнамента конструкции

· Иерархия орнаментальных и изобразительных мотивов

· Стремление к созданию сложного синтеза архитектоники сосуда с его зрительным оформлением

Монументальный ха­рактер:

· Тектоническая ясность,

· замкнутая вели­чавость,

· господствует суровое, немного мрачное ограничение колорита — желтым фоном глины и черно-бурым лаком орнамента.

Орнамент геометрического стиля сводится к простым, прямолинейным элементам:

· зигзагу,

· треугольнику,

· меандру,

· кресту,

· шашечному узо­ру.

Сюда присоединяются еще точно проведенные циркулем круги и розетки, тогда как спирали и волнообразные линии постепенно исчезают.

Постепенно к орнаментальным мотивам начинает присоединяться изображение животных и человека. Это—или лесные северные животные или, еще чаще, животные из домашнего окружения — козы, лошади, аисты, гуси.

Точно так же и в фигурных композициях, изоб­ражаются темы, связанные с реальным бытом.

Вазы геометрического стиля иногда достигают высоты свыше полутора метров— поставленные на могилу, они заменяют собой могильный памятник.

Сюжеты:

· Так как большинство известных нам сосудов геометрического стиля предназначено было для заупокойного культа, то в фигурных композициях чаще всего встречаются сцены погребения.

· Позднее - стилизованные композиции морских битв,

· К концу развития геометрического стиля - образы мифов и легенд.

Распределение орнамента - общие принципы геометрического стиля:

· 1 — способ горизонтальных полос с непре­рывным рядом повторяющихся орнаментальных элементов.

· 2 — «метопный» способ, в котором горизонтальные полосы делятся вертикальными рамками на ряд прямоугольных полей, похожих на метопы дорийского храма.

«Метопный» способ композиции способствовал изоляции отдельных орна­ментальных элементов, превращая их в самостоятельные композиционные организмы.

Следующим шагом развития является геральдическое противопоставление двух фи­гур, связанных символическим, или орнаментальным мотивом: две лошади, сцепив­шиеся передними ногами, две птицы, держащие в клюве рыбу или змею и т. н.

По­степенное превращение орнамента в фигурную композицию привело к расширению по­ля изображения. Так создалась совершенно незнакомая крито-микенскому искус­ству идея картины — законченного и обрамленного со всех сторон изображения. Тем самым уничтожалась столь характерная для ранней керамики всесторонность сосуда, и декор вазы как бы разбивался на ряд самостоятельных точек зрения.

Наибольшего богатства фигурной декорации и наибольшей монументальности формы керамика геометрического стиля достигает в Аттике.

Сосуды этого типа носят название «дипилонского» стиля, так как наилучшие образцы были найдены в Афинском некрополе близ так называемых «Дипилонских» врат.

В формах - резкое отделение функциональных эле­ментов;

· короткая, волнообразная ножка расширяется в обратном направлении, чем корпус;

· резко приставлена к корпусу высокая, расширяющаяся кверху шея;

· ручки сосуда очень маленькие и тесно к нему примыкают — чтобы не нарушить мо­нументальной цельности силуэта и общего вертикального устремления.

· Пропорции чрезвычайно просты — вышина шеи равна половине вышины корпуса.

Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru

Дипилонская амфора. Аттика Около 760–750 гг. до н. э. Глина. Высота 162 см Афины, Национальный Археологический музей

Распределение орнамента на вазе:

· Самая широкая двойная полоса меандра помещена на шейке сосуда, подчеркивая ее верти­кальную тенденцию.

· Сверху и снизу от двойного меандра расположено по одной полосе лежащего меандра и одному фризу с животными.

Расположены не симметрично — от центра к краям, а в ритмическом чередовании: чтобы подчеркнуть, что шейка сосуда является только частью некоего тектони­ческого целого.

С таким же тонким расчетом верхнему фризу дана более просторная композиция и более высокие размеры.

· Главное место — на плечах между ручками — занимает фигурная композиция.

· Сверху и снизу от нее — по по­лосе меандра. Следует отметить тонкость расчета — эти по­лосы включают не два, а только полтора меандра, так как помещены как раз в местах сужения корпуса вазы.

· С большим тектоническим чутьем проведено также посте­пенное уменьшение и учащение орнаментальных единиц к ножке сосуда: сначала про­стой горизонтальный меандр, потом частый вертикальный меандр, потом ланцетный орнамент и, наконец, пунктир.

· Фигурные композиции рас­пределены по обеим сторонам сосуда, но одна композиция ясно подчеркнута как глав­ная, фасадная — и обрамлением, и размерами фигур.

На этой амфоре изображена, в крайне стилизованном виде, любимая тема геометрической керамики — сцена по­гребения, с обнаженными фигурами плакальщиков вокруг покойника на носилках. Композиция имеет абсолютно плоскостной характер.

Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru

Дипилонский кратер. Аттика Вторая половина VIII в. до н. э. Глина. Высота 108,25 см Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Сцены оплакивания покойного («прóтесис») и выезда погребальной колесницы («экфóра»).

К 8 в до н.э. в узор абстрактного орнамента включаются фигуры людей и животных.

Ваза устанавливалась на надгробии, в дне отверстия, через которые стекали в могилу жертвенные возлияния.

Сцена:выставленное для прощания тело покаойного.по обеим сторонам от нее – фигуры с воздетыми руками. Погребальная процессия из пеших воинов и колесниц.

Отсутствие деталей, говорящих о загробной жизни

Задача – увековечить добрую память о покойном.

Про эти вазы ничего не нашла. Скорее всего протогеометрический стиль. - student2.ru

Наши рекомендации