Основы стиховедения. Системы стихосложения. Метрические и ритмические определители силлабо-тонического стиха
ЗАДАНИЕ
- По справочным изданиям познакомиться с определениями понятий
«метр» «икт», «сильное и слабое место»
«ритм» «анакруза»
«размер» «эпикруза»
«стопа» «клаузула»
2. На основе учебного пособия В.Е.Холшевникова «Основы стиховедения» подготовить индивидуальные доклады по темам:
· «Силлабическая (слоговая) система. Особенности русской силлабики».
· «Реформа Тредиаковского – Ломоносова» (тексты трактатов в сокращении см.: Русская литература XVIII века. 1700-1775. Хрестоматия. / сост. В.А. Западов. М.,1979. С.83-85, 93-97).
3. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания, предложенные для обсуждения на практическом занятии.
Вопросы для обсуждения
1. Понятия метра и ритма. Проблема поэтического языка, оппозиция «стих / проза». Системы стихосложения в русской поэзии.
2. Силлабическая (слоговая) система. Особенности русской силлабики.
3. Реформа Тредиаковского - Ломоносова.
4. Силлабо-тоническое стихосложение. Метрические и ритмические определители стиха. Двухсложные и трехсложные размеры. Стопа.
5. Определить метро-ритмические параметры стихотворения А.С.Пушкина «Зорю бьют…из рук моих…» (1829). Провести структурный и целостный анализ пушкинского текста, опираясь на работу Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста» (Л., 1972).
6. Определить особенности метра и ритма стихотворений А.А.Фета «Над озером лебедь в тростник потянул…» (1854), «Певице» (1857), «Alter ego» (1878), «Сад весь в цвету…»(1884), «Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури…»(60-е гг.), «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»(1877), «Одним толчком согнать ладью живую…»(1887), «Как трудно повторять живую красоту»(1888).
Литература
1. Лекции, учебники, справочная литература, художественные тексты
2. Введение в литературоведение /под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 416-442 (или: М., 2012. С.441-468)
3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С. 352-364, 368-381
4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.172-197
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 172-196 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.155-163)
6. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 2002 (и др. издания)
7. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.313-332
8. Илюшин А.А. Русское стихосложение М., 1988.
9. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М.,1998. С.64-65, 68-69, 79-93
10. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.237-240 (или: М., 2013. С.235-239 )
Практическое занятие
Основы стиховедения. Эволюция русского стихосложения. Неклассические формы стиха. Переходные случаи от силлабо-тоники к тонической системе. Акцентный стих
ЗАДАНИЕ
1. По справочным изданиям познакомиться с определениями понятий
«трехсложник с вариациями анакруз» «вольный стих»
«дольник» «разностопный стих»
«логаэд» «белый стих»
«паузник» «верлибр»
«тактовик»
«акцентный стих»
2. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания, предложенные для обсуждения на практическом занятии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Общая формула тонического стиха, предложенная В.М.Жирмунским.
2. Трехсложник с вариациями анакруз – одна из начальных форм «расшатывания» силлабо-тонического стиха.
3. Дольники и логаэды – разновидности переходных форм от силлабо-тонической системы к тонической.
4. Тактовик и его разновидности.
5. Основные характеристики чисто тонического, или акцентного стиха.
6. Понятие полиметрической композиции (ПМК)
7. Проанализировать ритмическую структуру стихотворений
А.Блока «Вхожу я в темные храмы», «Девушка пела в церковном хоре»
С. Есенина «Я последний поэт деревни», «Шаганэ ты моя, Шаганэ»
А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью», «Смятение (Не любишь, не хочешь смотреть…)», «Настоящую нежность не спутаешь…»
М. Цветаевой «Маяковскому»
В. Маяковского «Парижанке», «Наш марш», «Послушайте».
Литература
1. Лекции, учебники, справочные материалы, художественные тексты
2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.197-201
3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С.385-392
4. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975
5. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. М., 2002. С.53-57, 60-75
6. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 2002. С. 282-296
7. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998. С.94-99
8. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.333-340
Практическое занятие
Лирика как род литературы. Принципы анализа поэтического текста
ЗАДАНИЕ
1. Выписать в словарь определение понятий
«лирика», «автопсихологическая лирика»,
«лирический герой», «ролевая лирика»,
«суггестивность»,
«медитация».
2. Законспектировать статью В.Г.Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».
3. Познакомиться с видами анализа поэтического текста, изложенными в монографии Ю.М.Лотмана.
Выполнить конспект: Лотман Ю.М. «Анализ поэтического текста». Л.,1972. С.3-18 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.18-31)
4. Осуществить целостный и структурный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Определить соотношение субъективного и объективного в данном лирическом тексте. Охарактеризовать образ лирического героя.
5. Определить метро-ритмические, рифменные и строфические параметры стихотворения М.Ю.Лермонтова.
6. Провести структурный и целостный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Два голоса».
Литература
1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1953-1959. Т.5. С.7-67 (или любое другое издание) (конспект раздела о лирике)
2. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С.153-161, 310-322 (или: М., 2012. С.162-171, 325-338)
3. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1988. С.257-271
4. Гинзбург Л.Я. О лирике Л., 1974
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста Л., 1972. С.180-186 (или: Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С.18-31) (конспект)
6. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976. Гл.2
Практическое занятие