Сюжет и композиция литературного произведения. Сюжетно-композиционная организация новеллы И.А. Бунина «Легкое дыхание»
ЗАДАНИЕ
1. По справочным изданиям познакомиться с понятиями
«сюжет»
«перипетии»
«фабула»
«конфликт»
«композиция»
2. Выписать определения указанных понятий в тетрадь-словарь литературоведческих терминов.
3. К практическому занятию выполнить конспект работы Л.С.Выготского «Психология искусства» (М.,1965. Гл.7)
4. Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.
5. После практического занятия выполнить дополнительное задание (оформляется как самостоятельная домашняя контрольная работа): охарактеризовать особенности сюжета и композиции рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой».
Вопросы для обсуждения
1. Содержание понятия «сюжет». Конфликт как основа сюжета. Функции сюжета. Виды сюжетов. Сюжет и фабула.
2. Соотношение сюжета и фабулы в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание».
3. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, концовка) в рассказе И.А.Бунина. Какие особенности элементов сюжета (структура, расположение, функции) можно выделить в этой новелле?
4. Роль сюжета в реализации идейного замысла рассказа И.А. Бунина.
5. Содержание понятия «композиция». Два основных аспекта композиции – композицияпредметного мира и композиция текста.
6. Расстановка персонажей, расположение образов, компоновка образных деталей в рассказе И.А. Бунина как пространственный компонентпредметного мира композиции (портрет, пейзаж, интерьер и т.п.).
7. Сюжет как временной компонентпредметного мира композиции.
8. Основные элементы композиции текстав новелле И.А. Бунина (деление на части, главы, эпизоды, абзацы, рамочные компоненты, повторы, мотивы, формы речи, соотношение повествования и описания, приемы монтажной композиции и др.)
9. Композиция как способ проявления автора, авторского начала, авторской концепции произведения (анализ точки зрения в повествовательном тексте).
Литература
1. Лекции, учебники, справочная литература
2. Бунин И.А. Легкое дыхание (любое издание)
3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979. С.114-134
4. Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С. 103-118, 170-197, 217-230, 322-389 (или: М., 2012. С.107-124, 188-216, 240-253, 338-410).
5. Введение в литературоведение / под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. С.197-212
6. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. С.155-172
7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013. С.224-227,
8. Выготский Л.С. Психология искусства М., 1965. Гл.7 (конспект)
9. Смирнова Л.А. Проза Ивана Бунина. М., 1991
10. Сливицкая О.В. Фабула – композиция – деталь бунинской новеллы // Бунинский сборник. Орел, 1974. С.90-104
Практическое занятие
Художественная речь. Язык художественной литературы. Тропы. Фигуры
ЗАДАНИЕ
- Выписать в тетрадь-словарь определение следующих понятий:
эпитет параллелизм многосоюзие
сравнение повтор бессоюзие
олицетворение период многопадежие
метафора анафора градация
метонимия эпифора рефрен
синекдоха симплока гендиадис
аллегория анадиплосис алогизм
символ анаколуф амфиболия
перифраз эллипсис солецизм
гипербола силлепс плеоназм
литота эналлага тавтология
ирония инверсия анноминация
антономазия риторический вопрос
(восклицание,обращение)
парцелляция
сегментированные конструкции
присоединительные конструкции
- К практическому занятию выполнить конспекты источников из списка литературы.
- Используя указанную литературу, подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Функции художественной речи. Слово и образ. Понятие «поэтический словарь».
2. Теория «внутренней формы слова» А.А.Потебни. Изобразительно-выразительные средства языка. Термины «троп», «фигура».
3. Теория метафоры. Классификация метафор.
4. Функции тропов и фигур в рассказе В.Г.Короленко «Огоньки».
5. Функции тропов и фигур в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
6. Найти тропы и фигуры, определить их роль в стихотворениях Б.Л. Пастернака «Гамлет», «Март», «Август» (из цикла «Стихотворении Юрия Живаго»), «Во всем мне хочется дойти…», «Без названия», «Ночь», «В больнице» (из последнего цикла «Когда разгуляется»).
Литература
1. Лекции, учебники, справочная литература, художественные тексты.
2. Введение в литературоведение / под ред.Л.В. Чернец. М., 2004. С.389-488 (или: М., 2012. С.410-441, 468-517)
3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. (любое издание).
4. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986
5. Чернец Л.В. К теории поэтических тропов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2001. № 2. С. 7-19 (конспект)
6. Теория метафоры / под ред. Н.Д.Арутюновой. М., 1990
7. Потебня А.А. Мысль и язык // Хрестоматия по теории литературы / сост. Л.Н.Осьмакова. М., 1982. С.369-373
8. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986 (Ч.1. гл.3. «Тропы в поэзии начала XX века». С.78-106) (конспект)
Практическое занятие