Примечание о цитатах из Вэй Дэханя
Удивительная судьба бывает у рукописей, которые, как известно, не горят. Трудно сейчас сказать, где бродили эти тексты, написанные рукой мудреца, через какие времена и судьбы прошли они за те приблизительно семнадцать веков, что пролетели, как один миг, со времени жизни бродячего даоса Вэй Дэханя.
Сам текст пришел ко мне тоже более тридцати лет назад, и понадобилось немало сил и времени, чтобы разобраться в его структуре и понять, что за удивительная сущность подарила эти строки, а заодно и китайское имя, которое я взял и которым называю себя в китайской среде уже около тридцати лет.
Книга, точнее рукопись, которая, конечно же, неоднократно переписывалась за время своего существования, пришла ко мне из рук ныне покойного Виктора Ионичевского, врача и исследователя традиционной китайской медицины. А к нему она, по его словам, попала из рук корейского гадателя, который жил в Хабаровском крае и который оставил ее своим детям. Дети его уже ничего не понимали в древнем языке и потому отдали книгу Виктору, который попросил меня разобраться в том, что это за знаки и какие смыслы они несут. Вот я и разбираюсь.
Список, который был у меня в руках, относится ко второй половине XIX века, а сам Вэй Дэхань жил и творил в первой половине III века нашей эры, во времена Троецарствия. Был он бродячим даосом и странствовал от одного правителя к другому, где иногда выполнял работу советника и придворного гадателя.
Цитаты,[2]которые я перевожу из книги, на самом деле представляют собой взятые из более широкого контекста мудрости, которые Вэй Дэхань использовал в своей работе гадателя. Они невероятно созвучны моему видению мира, которое я представляю в книге «Игры с миром», и потому я проиллюстрировал, или, точнее, дополнил ими свои тексты, которые в значительной степени появились под влиянием текстов Вэй Дэханя.
Инкрустирование цитатами из Вэй Дэханя основного текста книги вполне двусмысленно, потому что трудно точно сказать, что иллюстрирует и что объясняет каждое слово в этой книге.
Творчество как основной элемент обучения игровым подходам управления миром
Рисунки на страницах книги – пример работы с творческим состоянием, так как каждый рисунок представляет собой игровую технологию создания творческих объектов. Для того чтобы создавать подобные работы, необходимо быть в игровом состоянии сознания.
Каждая работа выполнена с применением нескольких традиционных подходов к творчеству. Это, во-первых, спонтанная каллиграфия, а во-вторых, последующая семиотическая проработка с целью создания законченных композиций, в которых помимо поля значений должна быть целостность идеи и состояния.
Подобное творчество позволяет научиться достигать соединения спонтанного состояния с разработкой целостности в выражении идей и замыслов. Эти иллюстрации предназначены для спокойного созерцания и порождения идей в сознании созерцающего.
Введение
Теория общего устройства
Как нужно рассматривать игру
1.1.1
Речь пойдет об устройстве законов изменений переживаемого пространства ощущений времени мира.
Я говорю о том, что мир – это ладно скроенное пространство ощущений. Но что же мы ощущаем в мире перед тем, как обозначить его теми или иными понятиями, придать ценность и стоимость этим понятиям, начать ими обмениваться, начать их менять?
Ощущаем мы время.
ВДХ | 0613
Жизнь сама по себе не повод для беспокойства, а вот твое беспокойство по поводу жизни – это настоящий повод для беспокойства.
ВДХ | 0231
Страха своего бояться не нужно. Есть и другие поводы переживать, если уже не можешь удержаться.
ВДХ | 0963
Уверенность – чувство основательное, но всего лишь чувство. Чувства легко приходят и уходят. Не пытайся на них построить что-то вечное.
1.1.2
Все случайности случаются во времени.
Время – это поток ощущений в пространстве сознания. Проще говоря, в пространстве души, а еще проще – в сердце как центре средоточия пульсации сущего, движения Вселенной в тебе.
Переживаемое пространство ощущений времени – это и есть твой мир, то есть это твое сознание, которое делится для удобства на две части, внутреннюю и внешнюю.
ВДХ | 0364
Раздражаешься? Печально. Печалишься? Раздражает.
ВДХ | 0636
Даже если все это что-то значит, это ничего не значит.
ВДХ | 0372
Глубина мысли обратно пропорциональна глубине чувств. Или наоборот, то есть прямо. Скорее наоборот, то есть обратно.
Внутреннее и внешнее
1.2.1
Это состояния дела и обстоятельства изнутри вовне, пронизанные движением духа, и наоборот, обстоятельства дела и состояния, когда дух возвращается обратно к точке своего исхода.
Движение, направленное вовне, и возвратное движение внутрь происходят постоянно, это и есть пульсация движения времени, вызывающая все переживания, доступные человеческому существу.
ВДХ | 1115
Мудрые мысли нужны, но это всего лишь мысли. А вот смех! А что смех? А смех – это смех. А при чем здесь мысли?
ВДХ | 1387
Так уж ты устроен. Прими мои соболезнования. Никакого сочувствия, просто по воле Неба.
ВДХ | 0535
Переживай чувства, если ничего больше с ними делать не умеешь. Но учиться надо.
1.2.2
Все движения происходят в трех разделах пространства.
Пространство тела. Пространство души. Пространство духа.
ВДХ | 1877
Хочется, чтобы умно. Бывает. Бывает и не такое.
ВДХ | 0328
Жизнь ты и без просветления проживешь, а вот просветление без жизни – это никак.
ВДХ | 1238
Придет время, умрем не хуже других.
1.2.3
Пространство тела – это ощущения.
Пространство души – это переживания.
Пространство духа – это сознание.
ВДХ | 0999
Если хочешь, чтобы случилось что-то страшное, начинай его бояться. Очень помогает.
ВДХ | 1390
Душа не мнется.
ВДХ | 1398
Когда неймется, неймись.
1.2.4
Тело – это всегда движение ощущений, и каждое ощущение находится или в области предощущения, или в области проявленного движения.
Ты всегда предощущаешь движение. Любое ощущение указывает на направление дальнейшего движения. А все это происходит в пространстве тела.
ВДХ | 0572
Наблюдай проигравших. Пригодится.
ВДХ | 1428
Лучше умереть здоровым, чем больным.
ВДХ | 1873
Умри вовремя. Если получится.
1.2.5
Душа постоянно дышит, а дух думает.
В душе живет дыхание, точнее, душа живет дыханием, а дух живет думами.
ВДХ | 0036
Последний выдох! Остальное все неважно.
ВДХ | 0388
Добился великих успехов? Мелковато.
ВДХ | 0414
Научился, наконец, получать, чего желаешь? Ну и дурак.
1.2.6
Дыхание создает пространство чувств, которые там переживаются, которые чувствуются, то есть это переживаемые ощущения, которые каждым вдохом и выдохом переносятся в пространство духа, где становятся думами.
ВДХ | 1206
Обижайся. Обида портит печень лучше, чем алкоголь.
ВДХ | 0177
Имей совесть! Важно.
ВДХ | 0081
Все плохое уже случилось, но может быть и еще хуже. И что?
1.2.7
Дух – это пространство дум, которое требует подключения воли, потому что иначе поток все время уносит тебя в переживаемые ощущения, а каждое переживаемое ощущение создает чувственные образы, с помощью которых дух создает описание происходящего.
Дух должен сосредотачиваться и успокаиваться, а не улетать во внешние миры воображения, прилипая к переживаемым образам.
ВДХ | 0980
Не забудь проснуться.
ВДХ | 1856
Смотри на облака, там можешь увидеть все что угодно. А можешь и не увидеть. Тоже все что угодно. Выбирать не надо.
ВДХ | 1255
Важничай старательно. Пригодится.
1.2.8
Как только дух успокаивается, ты начинаешь ясно видеть закономерности изменений в ощущениях, ибо в этом случае они перестают волноваться переживаемыми чувствами, и ты видишь лишь движущиеся потоки, которые переходят в теле изнутри вовне и извне вовнутрь, создавая сообщение между поверхностными и глубинными отделами пространства ощущений.
ВДХ | 1713
Не уважают тебя? И ты не уважай. Может, что получится из этого?
ВДХ | 1614
А Путь, он где? В з-везде! Где-где? В-езде! Где? Зде!!! Вот где!
ВДХ | 0987
Не получается расслабиться? Ничего. Смерть расслабит. А может, все же сам?
1.2.9
Тело-душа-дух, то есть тело-чувство-сознание, представлены лестницей ощущений-чувств-образов-понятий-смыслов-действий.
ВДХ | 1994
Не теряй времени! А то ведь и себя потерять можно в безвременье.
ВДХ | 0946
Если что-то услышал, значит, оно звучало для тебя. Осталось определиться с тем, кто ты, и зачем этому тебе это нужно.
ВДХ | 1243
Не хочешь? Не хоти. Хочешь не хотеть? Попробуй хотя бы.
Пять движений игры
1.3.1
Она, эта игра, может также называться и игрой пяти движений.
Не бывает движения в игре, чтобы оно не прозвучало во всех пяти областях возможного поля применения человеческих действий.
Игра в исследовании. Игра в обучении. Игра в общении. Игра в творчестве. Игра в управлении.
ВДХ | 0900
Что ты знаешь, что ты знаешь? Правильно расставь интонации!
ВДХ | 0293
Случайность должна быть чистой. Следи. Не оставляй следов.
ВДХ | 0355
Следов не оставляй. Иди, куда надо.
1.3.2
Игра в исследовании.
Это первое движение духа, которое происходит при попадании любого предмета бытия, вещественного или любым другим способом ощутимого. Ты начинаешь исследовать, прислушиваешься, принюхиваешься, трогаешь, собираешь все, что можно знать о свойствах, качествах, предпочтениях предмета, о его связях и особенностях отношений со всеми другими предметами и явлениями этого мира.
Только игра подразумевает свободу. Ибо свобода – это состояние свободы, переживание свободы вне зависимости от того, какие обстоятельства пытаются окружить и сковать твою свободу.
ВДХ | 0468
Не откладывай, а то выведется что-нибудь.
ВДХ | 0755
Захотел что-нибудь сделать? Хоти.
ВДХ | 1720
Хотеть не вредно. Вредно хотеть.
1.3.3
Исследуя происходящее, играй незамутненно, невовлеченно и беспристрастно. Ибо основа свободы в игре – это свобода от себя.
А если нет свободы, то нет и игры.
А случиться может всякое.
ВДХ | 1944
Слова, чтобы их говорить. Образы, чтобы соображать. Понятия, чтобы понимать. Смысл, чтобы осмыслять. Ветер, чтобы дуть.
ВДХ | 0819
Даже и не пробуй быть дураком, ты для этого слишком умен.
ВДХ | 0666
Надеюсь, ты хорошо подумал перед тем, как подумать?
1.3.4
Исследуя, учишься. Исследуя, учишь.
Исследуя внешнее, поймешь его суть, если будешь изучать то, что происходит внутри при соприкосновении с внешним.
Иначе не будет игры.
ВДХ | 0833
Всем всего хватило. Можешь использовать для своей эпитафии.
ВДХ | 0617
Еда – сильный наркотик. Ешь осторожно. Предупреждаю.
ВДХ | 1344
Разум – это игры. Сам все и сыграет.
1.3.5
Исследуя, обучайся. Обучая, исследуй. И обязательно играй, превращая одно в другое, стирая грань, подменяя суть. Только так.
ВДХ | 0555
Да я ведь и сам тоже! Что уж там?
ВДХ | 1137
И не пытайся. Все равно.
ВДХ | 1194
Я не уверен. А зачем?
1.3.6
Невозможно ничего узнать, а исследование и обучение – это игра знаний, игра познания без установления сообщения. Ибо установление сообщения, поддержание общения – это основа и поле игры в исследование и обучение.
Такова природа игры познающего духа.
ВДХ | 0132
Сам себе придумай повод для всего.
ВДХ | 1670
Ищешь свободы – это очень изощренный способ быть рабом.
ВДХ | 0591
А про любовь? Если получится. А то ведь не всегда выходит.
1.3.7
Где есть общение – должно быть творчество. Творческие игры самые увлекательные, ибо творчество и есть игра, а игра – это всегда творчество. Если ты знаешь правила, прекрасно владеешь всеми приемами, понимаешь досконально суть и глубину, но при этом не ощущаешь свободного творчества, игры не будет.
Игра всегда в творчестве.
Творчество делает человека свободным.
Творчество – это и есть осознание игровой природы всего происходящего в мире осознанных ощущений.
А ничего другого и нет. Только игра, то есть осознавание.
ВДХ | 0325
Будь человеком. И всё.
ВДХ | 0182
Верно говорят, что суть видна, если умеешь смотреть внимательно на окружающее. А кто сейчас умеет? Тот, кому видна суть.
ВДХ | 1719
Все, конечно, очень запутанно в этом мире. Только мир – у тебя в голове. Так что не предпринимай резких действий, направленных вовне, – запутаешься.
1.3.8
Если в игре нет управления, то игры нет. Но игрой нужно управлять, играя. Только тончайшая виртуозность переходов, выделение оттенков смыслов, понимание всех путей прохождения движений игры позволяют управлять творчеством, то есть творчески управлять общением при передаче знаний, приходящих к тебе через исследование самого себя в ходе познания сущего.
ВДХ | 0836
Легче всего поскользнуться на собственных соплях. Переживай осторожно, ступай не торопясь. Падай мягко.
ВДХ | 0773
Хочется, чтобы жалели. Хочется, чтобы понимали. Хочется, чтобы сопереживали. Пока хочется, только хочется, и ничего другого. Чтобы происходило – делай.
1.3.9
Итак, есть исследование, которое в человеческом обществе выражено в такой области деятельности, как наука. Поле деятельности науки – это избыточно выделенное движение исследования. И если нет способов передавать полученные плоды исследования другим поколениям посредством творческого общения, если нет возможности управлять этим, тогда научные исследования ничего, кроме зла, не приносят, ибо они приводят не к обогащению духа, а к его разрушению.
ВДХ | 1498
Что бы ни происходило – ничего не происходит.
ВДХ | 0801
Ты выглядишь прекрасно и кажешься уверенным, умным и добрым. Ты выглядишь и кажешься.
ВДХ | 0256
Добрые поступки? Конечно. А состояние добра? Это труднее.