Знаки препинания при цитатах

Цитирование
прозаического текста стихотворного текста
Цитата заключается в кавычки, если Цитата пишется без кавычек, если
1) является самостоятельным предложением в составе авторского текста, то она оформляется как прямая речь (см. таблицу «Знаки препинания при прямой речи»); 2) приводится не полностью, то на месте пропущенных при цитировании слов ставится многоточие: «…П», - а. А: «П… п». А: «П…» 3) является составной частью авторского текста, например, образует придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Академик И.П. Павлов считал, что «отдых – это перемена занятий». при цитировании не соблюдены строки и строфы автора: И Гуан не случайно говорит своему слуге: «Ступай же ты в деревню, знаешь, в ту, где мельница». 1) есть указание на автора, которое помещается ниже цитаты: Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье… А. Ахматова 2) это эпиграф: Я теперь живу не там… А. Пушкин 3) при цитировании соблюдаются строки и строфы автора.

Прямая речь

Упражнение 1. Прочитайте, Определите, что передаёт прямая речь: а) слова автора; б) высказывание другого лица; в) невысказанные мысли. Составьте пунктуационные схемы предложений.

1) Нередко мне приходилось слышать: «Не позорьте своего имени!» (И.Г.) 2) «Вы с ним не дрались? – спросил я. – Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (П.) 3) Я спрашивала себя: «Ну на что я трачу своё время?» (И.Г.) 5) Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М.Г.) 6) Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы мне писали, не отпирайтесь!» (П.) 7) «Ужели, - думает Евгений, - ужель она?» (П.) 8) «Может быть, мы никогда больше не увидимся, - сказал он мне. – Перед разлукой я хотел с вами объяснится» (П.) 9) «А Воробья зачем приписали?» - сказал ему в ответ на это Чичиков. (Г.)

Упражнение 2. Перепишите, расставьте знаки препинания. Составьте пунктуационные схемы предложений.

I. А почем купили душу у Плюшкина шепнул ему на другое ухо Собакевич. (Г.) 2) Погибну Таня говорит но гибель от него любезна. (П.) 3) Что сделано того не воротишь сказал молодой человек в крайнем замешательстве. (П.) 4) Жена советует Тебе надо бегать по утрам. А я отвечаю Если побегу то уже не вернусь. (С.Д.) 5) Кто восклицал Пусть докажет! кто Не стоит! (И.Г.) 6) Сегодня нельзя сказал Иван Антонович Нужно навести еще справки нет ли запрещений. (Г.) 7) И барыня приходила сюда спросил я. Приходила отвечал Ванька я смотрел на нее издали. (П.) 8) Пожар Пожар раздался внизу отчаянный крик. (Ч.) 9) Отец Василий поднял брови и курил пуская дым из носа потом сказал Да так вот как вздохнул помолчал и ушел. (А.Н.Т.) 10) Он сказал Я очень устал и сразу же замолчал. (Купр.) 11) Идем холодно сказал Макаров и угрюмо спросил Что молчишь? (М.Г.)

II. Зачем спрашиваю вызывали. (С.Д.) 2) Председатель кое-как навел порядок яростно стуча карандашом по графину и восклицая Товарищи! а затем спросил ученого секретаря Как полагается поступать в случае внезапной болезни оппонента? (И.Г.) 3) О чем они здесь толкуют подумал я Уж не о моей ли лошадке? (Л.) 4) Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь не хозяин. (П.) 5) Я только тогда выпрямился и подумал Зачем это отец ходит ночью по саду когда опять всё утихло вокруг. (Тург.) 6) Он пожимал плечами и говорил Бабушка не разрешает. (Ф.И.) 7) Я тебя не спрашиваю строго сказал офицер и снова спросил Старуха отвечай! (М.Г.) 8) Нам придется здесь ночевать сказал Максим Максимыч в такую метель через горы не переедешь. (Л.) 9) Она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку. (Л.Т.) 10) Прощай Онегин мне пора. Я не держу тебя но где ты свои проводишь вечера? У Лариных. Вот это чудно. Помилуй и тебе не трудно там каждый вечер убивать? Нимало. Не могу понять. (П.)

Диалог

Упражнение 1. Оформите данные диалоги способом, когда каждая реплика пишется с абзаца. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Птицы во дворе милиции заливались на все голоса. Метла дворника теперь шаркала у самых ворот. Костя обратился капитан к милиционеру полей тротуар и двор пока не жарко. Хорошо товарищ капитан сказал милиционер. Завтра пойдешь в цирк остановил он его в дверях. Хорошо товарищ капитан радостно повторил милиционер и вышел. Что за цирк спросил я и тут же подумал что задаю бестактный вопрос если это какой-то условный знак. Цирк приехал просто сказал капитан отличников службы для поощрения посылаем дежурить в цирк. А-а понял я. Исполнительный и толковый работник. Капитан кивнул на дверь и прибавил Двадцать три года уже дом строит. 2) Мне дали номер с одним человеком утром встаю ни человека, ни часов сказал я горестно. А как он выглядел спросил дядя загораясь мстительным азартом. Когда я вошел он спал сказал я. Дуралей сказал дядя во-первых не спал а притворялся что спит. Ну а дальше? Утром встаю ни человека ни часов. Заладил перебил он меня нетерпеливо неужели не приметил какой он был с виду? Он был укрыт одеялом сказал я твердо.(Из произведений Ф. Искандера)

Упражнение 2. Оформите данные диалоги способом, когда реплики пишутся в строку. Расставьте недостающие знаки препинания

1) Я же вас просил. Мне очень жаль. Но я могу рассчитывать? Бесспорно. Хорошо бы в течение недели. Постараюсь. Как насчет гарантий? Гарантий быть не может. Но я постараюсь. 2) Ты поедешь со мной. Еще чего не хватало! Ты мне нужен. У тебя более практический ум. Ты проследишь, чтобы я не растратил деньги. Но у меня разбита физиономия. Подумаешь! Кого это волнует?! Я привезу тебе солнечные очки. Сейчас февраль. Неважно. Ты мог прилететь из Абиссинии. Кстати люди не знают почему у тебя разбита физиономия. А вдруг ты отстаивал женскую честь? Примерно так оно и было. Тем более. (Из произведений С.Довлатова)

Цитаты

Упражнение 1. Прочитайте. Найдите цитаты. Перепишите, заставляя пропущенные знаки препинания.

1) Как отмечает В.Г. Белинский светская жизнь не убила в Онегине чувства а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. 2) Печорина нельзя считать эгоистом вполном смысле этого слова так как по мысли В.Г. Белинского эгоизм не знает мучений. 3) Счастье подобно бабочке считает американский психотерапевт В.Франкл Чем больше ловишь его тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи оно придет и тихонько сядет Вам на плечо. 4) По словам Оскара Уайльда нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. 5) И в небе каждую звезду и в поле каждую былинку благословляет А.К. Толстой писал В.Солоухин. 6) Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас! писал в своём дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян в тoгдaшнeй России.

Упражнение 2. Запишите данные цитаты с пропусками по своему усмотрению, следя за тем, чтобы не терялся смысл текста. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) До тех пор пока ты не принял окончательное решение тебя будут мучить сомнения ты будешь все время помнить о том что есть шанс повернуть назад и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах. На что бы ты ни был способен о чем бы ты ни мечтал начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

(И. Гёте)

2) Жизнь это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор или отступление или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни страхам защите либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день значит десять раз продвинуться к самореализации.

(А.Маслоу)

Упражнение 3. Выпишите несколько выдержек из произведений художественной литературы и из периодической печати; оформите их как цитаты, добавив авторские слова (перед цитатой, после нее или в середине).

Итоговые контрольные упражнения

Упражнение 1.Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, чем осложнены данные предложения. Подчеркните элементы, осложняющие предложения.

Огород или сад его и так и так называли представлял собой участок с баскетбольную площадку на котором росли дикая хурма инжир груша айва персик два куста роз и один полудохлый куст смородины считавшийся здесь на юге экзотическим растением. (Ф.И.) 2) Я таким воздухом нигде не дышал кроме как в наших местах. (Пауст.) 3) По обе стороны от лестницы за каменным барьером росли розы георгины карликовые пальмы и всевозможные кактусы один уродливее другого. (Ф.И.) 4) Шмидт испытал много предательств или говоря по-старинному ударов судьбы. (Пауст.) 5) Кроме того он все время ворчал на нас. (Г.Ф.) 6) Лина в голубой косынке в хозяйском халатике сидела на кушетке уткнувшись подбородком в приподнятые колени и медленно листала подсунутый Галиной Николаевной старый журнал мод. (Д.Р.) 7) Он ходил по редакции лихорадочно возбужденный с каким-то сумрачным блеском в глазах с многозначительно поджатыми губами. (Ф.И.) 8) Все на земле было описано за исключением таких редких и адских мест как Кара-Бугаз. (Пауст.) 9) Он хотел как Нансен пройти возможно дальше на север с дрейфующим льдом а потом добраться до полюса на собаках. (Кав.) 10) Одной из главных радостей моего детства были праздники с их традициями Рождество с елкой Троица с березками и величайший первейший из всех Пасха. (И.Г.)

Упражнение 2.Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите типы сложных предложений.

1) Грудь глубоко вдыхала живительную свежесть бриза а глаза не могли оторваться от великого спокойствия синевы. (Н.О.) 2) Он видимо решил что я приехал в отпуск. (Ф.И.) 3) Князь Андрей понял что это было сказано о нём и что говорил это Наполеон. (Л. Т.) 4) Аспирантами своими он в сущности не руководил ничего не мог дать им кроме своего имени которое еще звучало. (И.Г.) 5) Направо темнела низменная песчаная коса и белела груда дальних гор. (Гонч.) 6) Дача была снята по совету врача не слишком далеко в одном из тех подмосковных поселков которые вот-вот будут поглощены растущим городом но пока еще зелены погружены в тишину разве что еще кричат по утрам петухи. (И.Г.) 7) Как будущее исходит из настоящего так и настоящее исходит из прошлого. (Г.Ф.) 8) У него был такой сиплый голос что те кто слышал его в первый раз думали что он так говорит потому что никого не свете не боится а никого на свете не боится потому что у него старший брат самый сильный парень в городе. (Ф.И.) Упражнение 3. Перепишите текст, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы.Я был тогда влюблен в одну девушку. Днем она работала учетчицей в бухгалтерии одного военного учреждения а вечером училась в вечерней школе. Между этими двумя занятиями она успевала назначать свидания и к сожалению не только мне. Она разбрасывала эти свидания как цветы.Можно сказать что в те годы она проходила сквозь жизнь с огромным букетом цветов небрежно разбрасывая их направо и налево. Каждый получивший такой цветок считал себя будущим хозяином всего букета и на этом основании возникало множество недоразумений.Однажды мы встретились в парке и некоторое время гуляли по аллеям обсаженным могучими старыми липами. Был чудесный вечер с далекой музыкой с листьями шуршащими под ногами с расплывающимся в сумерках ее живым смеющимся лицом.Когда мы вышли из аллеи на освещенную фонарем площадку я заметил группу ребят. Один из них на вид наиболее сумрачный отделился от своих дружков и направился к нам. Его сумрачное лицо сразу же мне не понравилось я даже подумал что лучше бы к нам подошел кто-нибудь из остальных но подошел именно он.Он приблизился к нам и молча не говоря ни слова влепил ей пощечину. Я бросился на него мы сцепились но потом подошли остальные и все испортили. Я был сбит с ног и порядочно помят. Так приостанавливают или предотвращают в наши дни дуэли.Оказалось что она в этом парке чуть ли не на это же время назначила ему свидание.Хорошо но почему в этом же парке спросил я у нее стараясь уловить какую-то логику в ее поведении.Не знаю ответила она смеясь и нежно отряхивая мой пиджак но ведь и я тоже получила...Я посмотрел на нее и горестно подумал что ей все идет от пощечины лицо ее сделалось еще более хорошеньким.(Ф.Искандер) Упражнение 4. Перепишите текст, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните пунктограммы.

Последствия удара сковородой

Однажды сделав уроки я лежал на диване размышляя и вдруг услышал мамин крик с кухни

…Слышишь меня? Иди… мне навстречу!

Я поднялся с досадой не понимая зачем мне нужно именно идти мне навстречу?!

Я быстро шел по темному коридору и столкнулся с раскаленной сковородой которую мама несла на сковороднике. Сковорода сразу же встала вертикально и расплавленный жир вылился мне на лицо. Я схватился за щеки и вдруг почувствовал что кожа рвется сползает под руками и вот остается в руках! Я понимал похолодев что события вырвались за какой-то привычный предел и уже нельзя будет вернуться туда где секунду назад все было так светло и спокойно!

Потом в комнате я показал сестре свою кожу в руках и при этом как она рассказывала криво улыбался.

Вот это да говорил я Большой успех!

Но это конечно был шок и скоро лицо начало страшно болеть и главное что же это такое? Видно на самом деле все полны зла и только и норовят друг над другом подшутить если конечно такое можно назвать шуткой! Мама моя родная любимая мама велела идти мне навстречу чтоб я столкнулся с раскаленной сковородкой!

Наверное это было первое сильное потрясение в моей жизни. Снова выскочив из комнаты я бегал по коридору делая от боли сквозь зубы С-с-с и очень не скоро меня поймали обмазали забинтовали и по дороге в больницу сумели наконец объяснить что мама конечно же кричала Не иди мне навстречу! И только такой человек как я мог понять ее столь превратно!

Тут я расстроился еще больше. И так все меня считали ненормальным одни с открытым ликованием другие мама и сестра с тайным вздохом. И еще этот нелепый случай со сковородкой!

От такого расстройства я по привычке сильно морщился и тут же начинал скулить так больно это было теперь расстраиваться…

Непонятно думал я природа или там бог или там естественный отбор… Уж если не получается так и не надо было затевать! Неужели до сих пор нельзя было устроить чтоб люди всегда могли хотя бы слышать друг друга?

Слышать это акустика это я уже знал.

Тут как раз начались экзамены на аттестат зрелости и на всех экзаменах очевидно из жалости я все еще был по уши забинтованный мне поставили пятерки. Правда и до этого у меня были одни пятерки и так в результате сложилось что я получил золотую медаль.

И сразу же пожал документы в электротехнический институт на отделение акустики.

И вот я пришел на собеседование и вот вызвали меня и я чувствуя пустоту в животе открыл тяжелую кожаную дверь. За ней оказывается была только приемная большое светлое окно и надо было открывать еще одну такую же дверь.

Я открыл ее и оказался в директорском кабинете огромном зале с лепным потолком резным столом у стены бархатными креслами по сторонам и рыцарскими гобеленами между окон.

Кто-то сидящий сбоку вслух прочитал мою автобиографию и заявление. Наступило молчание. Потом какой-то совсем молодой парень чуть приподнявшись из глубокого кресла спросил меня почему я хочу заниматься акустикой.

Все остальные сидели в таких же позах продолжая что-то чертить в своих блокнотах. Я вдруг понял что это вопрос задают они уже в сотый раз и заранее уже знают ответ. И меня они так же не запомнят как всех остальных и решать мою судьбу будут по каким-то другим факторам. Но мне было обидно что неизвестные мне «другие факторы» окажутся вдруг главнее меня самого. Не мог я ждать пока до них доберутся. И потом на «другие факторы» я на всякий случай не полагался.

Я все это подумал когда он не закончил еще свой вопрос… И вдруг холодея от страха я услышал что рассказываю случай со сковородой. Члены комиссии сначала недоуменно а потом уже с интересом поднимали давно уже опущенные к блокнотам глаза.

Я понимал как много зависит от этого рассказа раз уж я его начал. Я понимал что если вдруг замолчу то дело мое уж точно будет погублено даже если до сих пор я был первым из кандидатов.

Все члены комиссии подняли глаза от блокнотов и теперь смотрели на меня.

И хоть я особым красноречием не отличался но тут неожиданно сумел все рассказать.

Идите услышал я сквозь общий смех и когда я вышел в коридор меня бросало из жара в холод. То я говорил себе Идиот! то вдруг понимал что наверное так и надо.

Часа два пока вызывали другие буквы алфавита я ходил раз за разом вокруг Ботанического сада.

Потом на башне института увидел что время приближается к трем и холодея двинулся к новому корпусу где был актовый зал.

На сцене секретарша читала список принятых. Не знаю сыграл ли какую-нибудь роль мой рассказ но я был уверен что сыграл.

В списке принятых значилась моя фамилия более того был еще один человек с такой же фамилией и это я почему-то тоже засчитал себе как успех.

Запомнив все эти приключения со сковородой я сделал себе зарубку на память оказывается некоторые неудачи в жизни можно превращать впоследствии в удачи.

(В.Г. Попов)

ЛИТЕРАТУРА

Бабайцева, В.В. Русский язык: тренинг по пунктуации: Пособие для школьников и поступающих в вузы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.Е. Рудомазина. – М.: Дрофа, 2003. – 128 с.

Валгина, Н.С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2004. – 286 с.

Земский, А.М. Русский язык: Учебник для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования, обучающихся по специальностям пед. профиля: В 2 ч. Ч. 2: Синтаксис / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. – М.: Дрофа, 2003. – 272 с.

Иванова, Е.В. Русский язык без репетитора: Учеб. Пособие / Е.В. Иванова, А.Н. Иванов. – М.: Высш. шк., 2002. – 320 с.

Попова, Н.Н. Орфография и пунктуация: Пособие для подготовки к экзаменам / Н.Н. Попова, Н.А. Аверьянова, А.В. Бахмутова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 155 с.

Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 368 с.

Розенталь, Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Оникс, 2007. – 445 с.

Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2001. – 176 с.

Наши рекомендации