Два цикла - «Снежная маска» и «Фаина» - отражают чувства поэта к актрисе Волоховой.
«Снежная вязь»
Лирический герой отдаётся новой стихии – стихии страсти, которая, подобно метели, закружила его снежным вихрем. Во имя любви он готов сгореть на «снежном костре». Символические образы ветра, метели станут сквозными в его поэзии (символ стихии).
Что изменилось в отношениях лирического героя и его возлюбленной?
В «Стихах о Прекрасной Даме между «я» и «ты»- непреодолимое расстояние, антитеза «небо» и «земля». Встреча так и не состоялась. Теперь же появляется «мы», что свидетельствует о состоявшейся встрече, достигнутой гармонии чувств («мы летим в миллионы бездн»).
Из мира страстей и метелей поэт выходит со своими обретениями и потерями. Он учится принимать жизнь во всех её проявлениях. Сам блок говорил, что «художник, мужественно глядящий в лицо миру», вглядывается в «контуры добра и зла ценою утраты части души»
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…».
Проследим движение лирического сюжета. Исходная точка — время, когда “лицо в простой оправе” заставляло забыть “о доблестях, о подвигах, о славе”. Сияющий, подобно иконе, портрет противостоит бытию на “горестной земле”.
Лирический герой погружается в “страшный мир”, противоположный миру “нежности”. Его попытка подняться, вернуть возлюбленную и с ней свою молодость — безрезультатна. “Заветное кольцо” безвозвратно брошено в ночь.
Бытие превращается в сон, в мучительное сновидение о прошлом (“сырая ночь” и “синий плащ”, завернувшись в который, героиня как бы растворяется в ночи, уходит в небытие). Особое значение приобретают три конкретные детали, повторённые дважды: «простая оправа», «синий плащ» и «сырая ночь». Синий цвет – цвет измены.
Последняя строфа говорит о прощании с молодостью и свойственными ей мечтами “о нежности, о славе”. Книга молодости закрыта, и служившее её символом “лицо в его простой оправе” убрано. Но это ещё не означает конца жизни, вступившей в фазу зрелости.
В этом стихотворении обнаруживаются характерные для лирики Блока подчёркнутая субъективность (лирическое “я”), мышление образами-символами (“лицо в простой оправе”, “сырая ночь”, “заветное кольцо”, “синий плащ”).
С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?
А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад», Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»), А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…». Перед нами три стихотворения о любви. Они написаны разными авторами, в разное время и у каждого из них своя судьба. А тема одна – любовь к женщине. По жанру все три стихотворения – « лирические пьесы», имеющие композиционное сходство. Стихотворения Тютчева и Пушкина делятся на три части, а стихотворение Фета – на две, но при этом сохраняется главный принцип деления – две дорогие сердцу поэта встречи с возлюбленной, воспоминания о былом. Темы всех стихотворений тоже сходны: поэты переживают вновь вспыхнувшее чувство любви к конкретным женщинам. Образ любимой женщины через воспоминания «вырастает» в идеал возлюбленной. В идеал на века. Вдохновлённые реальным жизненным случаем, поэты не создали стихи – документы. В конечном счёте эти стихи не только о чувстве Фета к молодой Танечке Берс, не только о любви Пушкина к Анне Керн, а Тютчева - к Амалии Лерхенфельд, но более всего они о высокой человеческой любви. С точки зрения идеи в этих стихах можно найти отличия. У А.Фета мысль о любви в стихотворении сливается с мыслью об искусстве. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Любовная лирика Ф.Тютчева представляет собой единственное в своём роде явление русской поэзии. При всём умении поэта подниматься в своих художественных образах до общечеловеческих обобщений, его стихи о любви всё же в исключительной степени индивидуальны и субъективны.
Если в стихах Фета и особенно Пушкина полностью преодолено эгоистическое чувство любви для себя, то Тютчев не мог от него окончательно освободиться. Биографические факты говорят о том, что подобная самоотверженность в любви не была ему свойственна. Стихотворение Пушкина стоит здесь несколько особняком, потому что назвать его интимным, любовным можно лишь отчасти. Оно выражает сложное чувство: восхищение красотой, возвышенной и одухотворяющей, преклонение пред красотой, благодарность не столько женщине, сколько красоте за душевное и творческое возрождение.
Каждый из поэтов, Фет, Тютчев, Пушкин, шли в поэзии своим путём. Но случилось так, что в зрелом возрасте пути Фета – лирика и Тютчева – лирика сомкнулись с Пушкиным. И Фет, и Тютчев «возвращаются» к Пушкину «на равных», не переставая быть самими собой. Возвращение к Пушкину всегда было в русской литературе возвращением к истинно прекрасному и вечному.
Сопоставление со стихотворением А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).
Композиция стихотворения Блока, определяющий её лирический сюжет заставляют вспомнить другое произведение — стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).
Однако то, что “проснулось вновь” для лирического героя стихотворения Пушкина (циклическая композиция), не повторяется в жизни лирического героя стихотворения Блока, для которого “всё миновалось, молодость прошла” (доминирует линейная композиция, выражающая идею необратимости). Совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырёхстишие) и способ рифмовки (перекрёстная).Оба стихотворения написаны ямбом, четырёхстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.
Композиции стихотворений во многом похожи. Их можно разделить на три части. Первая и вторая части совпадают: первая – это воспоминание о « чудном мгновенье"» и «лице в простой оправе», заставляющее забывать «О доблестях, о подвигах, о славе…»;
вторая – вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни», летящие и кружащие «проклятым роем». А вот третья часть несёт разную смысловую нагрузку: у Пушкина – это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновения», у Блока итогом является вывод: «Все миновалось, молодость прошла!»
Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличаются. Пушкин – поэт гармоничный и ясный. Гармония в мире для него возможна, пока в нём живы любовь и красота. Их временное отсутствие не разрушает идеал. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо – доблесть, подвиги, слава, либо – «ты милая, ты нежная». Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни и творчества.
С5. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений В. Маяковского, А. Блока, В. Брюсова, М. Цветаевой)
Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Определение «Серебряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Маяковского и других великих художников слова.
В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,— с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Александр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность человеческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами разных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте любви, о сопричастности любви всем другим человеческим порывам и помыслам.
Первая половина XX века полна событиями, потрясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения проходили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.
Многие читатели полагают, что любовная лирика — это область частная, узкая, интимная. Какое заблуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.
Владимир Маяковский — поэт, «революционно мобилизованный и призванный», гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии «Я сам» (1922 г.) он упоминает о замысле поэмы «Про это»: « Задумано: о любви. Громадная тема!»...
В этой теме, и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
«Эта тема», как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, «эта тема».
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюдый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.
У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глухой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.
И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотворениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интереснее.
Мне кажется, что среди лириков XX века, писавших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творчество составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики является цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице петербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как могучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная — это ведь для поэта «кусочек солнца»:
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь — звездам!
Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, воплощающая собой идеал женской души.
На следующем этапе творчества поэта — любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:
Приближается звук. И, покорна щемящему
звуку
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю
руку —
Не дыша.
Снится — снова я мальчик, И снова любовник,
И овраг, и бурьян...
С изменениями в миросозерцании поэта происходят изменения и в его творчестве. Тема любви эволюционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.
Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брюсов, писавший небольшие лирические стихотворения, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в стихах о любви он говорит не о себе и своей возлюбленной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы — это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека «с мировым началом». Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинского как «Она понесла во чреве», где воспето и опоэтизировано то, что обычно считается «прозой» любви, скрываемой от всех.
Ее движенья непроворны,
Она ступает тяжело,
Неся сосуд нерукотворный,
В который небо снизошло.
Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то безвыходность драматических конфликтов.
Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.
Любовь! Любовь!
И в судорогах и в гробе
Насторожусь — прельщусь — смущусь —
рванусь...
Любить — для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,— любовь становится поединком, спором, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Она — голая душа! Даже страшно».
Невероятная открытость, откровенность — неповторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас — через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили...» (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению человеческих связей.
Любовь может противостоять даже смерти: ...Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! — Верст на тысячу в округе Растоплены снега — и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы, смеясь над тленом, стихом восстать — иль розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).
Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего времени. Произведения, созданные тем или иным поэтом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколениям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов своими современниками.