Посетить занятие и мастер-класс, проанализировать деятельность педагога и сделать вывод о сходстве и различии в проведении данных форм организации художественно-творческой деятельности детей
Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению учебного занятия в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о результативности занятия и особенностях технологии (методики), которую использует педагог.
Элементы занятия | Описание | Примечания |
1. Видизобразительного или декоративно-прикладного искусства | ||
2. Место занятия в программе педагога | ||
3. Тема. | ||
4. Цель занятия. | ||
5. Задачи для педагога (какие задачи педагог ставит перед собой – чему обучает, какое место оставляет для свободного поиска детей) | ||
6. Задачи направленные на выявление особенностей, расширение, углубление эмоционального и социального опыта ребенка | ||
7. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление интеллектуального опыта ребенка | ||
8. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление практического опыта художественной деятельности | ||
9. Формулировка художественно-изобразительной задачи Как педагог ставит перед детьми задачу (можно дословно) | ||
10. Описание хода занятия 1) Особенности проведения занятия 2 ) Время, в течение которого дети заняты деятельностью и имеют к ней повышенный интерес 3) Специфика взаимодействия педагога и ребенка на занятии (в чем проявляется) | ||
11. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса 1) Музыкальный, литературный, визуальный ряд (достаточно или недостаточно) 2) Дидактические таблицы, схемы, примеры на доске | ||
12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса | ||
13. Результат занятия(чем заканчивается занятие, как педагог подводит итог, просмотр работ, доведены ли все работы до конца) |
РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:
Задание.Пронаблюдать за деятельностью педагога по подготовке и проведению мастер-класса в системе дополнительного художественного образования. Результаты наблюдения занести в таблицу. Сделать выводы о разнице в технологии (методики) организации мастер-класса и учебного занятия.
Элементы мастер-класса | Замечания эксперта | Примечания |
1. Название мастер-класса, автор | ||
2. Вид мастер-класса Обучающий, развлекательный, мастер-шоу* | ||
3. Продолжительность мастер-класса | ||
1. Характеристика Массовый, индивидуальный, разовый, один из серии и т.д. | ||
5. Особенности организации рабочего места и материально-техническое обеспечение процесса мастер-класса (наличие оборудования для мастер-класса, какого, на сколько человек). | ||
6. Особенности процесса привлечения внимания к данной деятельности(как и с помощью чего автор мастер-класса привлекает внимание клиентов к своему процессу) | ||
7.Задачи, которые автор ставит перед собой (чему собирается учить клиентов) и клиентами (чему предлагает научиться им) | ||
8. Описание хода мастер-класса(специфика взаимодействия автора и клиентов во время мастер-класса) | ||
9. Методическое и дидактическое обеспечение мастер-класса (наличие или отсутствие дидактических таблиц, схем, примеров, видеофильмов, фотографий и прочих наглядных материалов) | ||
10. Результативность мастер-класса(качество представленного результата, настроение клиента в конце мастер-класса, оценка клиентом своей работы или работы мастера, удовлетворенность своей работой и работой мастера) | ||
Итого 0 - признак не проявлен, 1 - проявлен частично или как ответ на вопрос, 2 - проявлен полностью |
* Обучающий мастер-класс предполагает обучение клиента, передачу технологии, получение достойного результата, демонстрирующего полученные навыки;
Развлекательный мастер-класс предполагает ознакомление клиента с технологией, показ основных приемов, получение любого результата, в котором главное – хорошее настроение клиента;
Мастер-шоу или демонстрационный мастер-класс предполагает показ автором выполнения какой-либо работы, изделия, приемов и не предполагает участие клиентов, результат – мастерски выполненная вещь и восхищение клиентов
РЕЗЮМЕ И ВЫВОДЫ:
3. Проанализировать литературные источники по описанию форм организации художественно-творческой деятельности детей. Составить аналитическую справку по изученным формам по предложенному ниже плану.
Список рекомендуемой литературы
1. Макарова Е. Освободите слона.
2. Макарова Е. В начале было детство.
3. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее.
4. Калинина Т.В. Акционизм и педагогика. Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/131
5. Акционизм (хэппенинг, перформанс, ролевая игра). http://uchebnikionline.ru/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/aktsionizm_hepening_perforkans_rolova_gra.htm
6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., Академия, 2005г. (примеры арт-проектов в приложении).
7. Сельвикаева Е.В. Центр эстетического воспитания детей «Детская картинная галерея» как составляющая часть системы непрерывного художественного образование социокультурного пространства города Магнитогорска
8. Галянт И. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитания, 2013г., №1, с.97.
План составления аналитической справки
1. Дать определение терминам «акционизм», «художественная акция», «хэппенинг», «перфоманс» на основе изучения литературы по современным формам организации художественно-творческой деятельности (искусства).
2. Изучить книги Макаровой Е., описать особенности технологии ее работы с детьми (как работает над созданием художественного образа?).
3. Изучить форму «педагогический проект», описать возможности педагогического проектирования в художественном творчестве.
4. Изучить форму «интерактивные экскурсии и музейные программы» (воспользоваться предложенным списком литературы и ресурсами интернет). Описать особенности данной формы организации детской художественно-творческой деятельности.
4. Задание: моделирование занятия или мастер-класса. Для моделирования используйте таблицы из задания 2.
Элементы занятия | Описание | Примечания |
1. Видизобразительного или декоративно-прикладного искусства | ||
2. Место занятия в программе педагога | ||
3. Тема. | ||
4. Цель занятия. | ||
5. Задачи для педагога (какие задачи педагог ставит перед собой – чему обучает, какое место оставляет для свободного поиска детей) | ||
6. Задачи направленные на выявление особенностей, расширение, углубление эмоционального и социального опыта ребенка | ||
7. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление интеллектуального опыта ребенка | ||
8. Задачинаправленные на выявление особенностей, расширение, углубление практического опыта художественной деятельности | ||
9. Формулировка художественно-изобразительной задачи Как педагог ставит перед детьми задачу (можно дословно) | ||
10. Описание хода занятия 1) Особенности проведения занятия 2 ) Время, в течение которого дети заняты деятельностью и имеют к ней повышенный интерес 3) Специфика взаимодействия педагога и ребенка на занятии (в чем проявляется) | ||
11. Методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса 1) Музыкальный, литературный, визуальный ряд (достаточно или недостаточно) 2) Дидактические таблицы, схемы, примеры на доске | ||
12. Материально-техническое обеспечение учебного процесса | ||
13. Результат занятия(чем заканчивается занятие, как педагог подводит итог, просмотр работ, доведены ли все работы до конца) |
Элементы мастер-класса | Замечания эксперта | Примечания |
1. Название мастер-класса, автор | ||
2. Вид мастер-класса Обучающий, развлекательный, мастер-шоу* | ||
3. Продолжительность мастер-класса | ||
2. Характеристика Массовый, индивидуальный, разовый, один из серии и т.д. | ||
5. Особенности организации рабочего места и материально-техническое обеспечение процесса мастер-класса (наличие оборудования для мастер-класса, какого, на сколько человек). | ||
6. Особенности процесса привлечения внимания к данной деятельности(как и с помощью чего автор мастер-класса привлекает внимание клиентов к своему процессу) | ||
7.Задачи, которые автор ставит перед собой (чему собирается учить клиентов) и клиентами (чему предлагает научиться им) | ||
8. Описание хода мастер-класса(специфика взаимодействия автора и клиентов во время мастер-класса) | ||
9. Методическое и дидактическое обеспечение мастер-класса (наличие или отсутствие дидактических таблиц, схем, примеров, видеофильмов, фотографий и прочих наглядных материалов) | ||
10. Результативность мастер-класса(качество представленного результата, настроение клиента в конце мастер-класса, оценка клиентом своей работы или работы мастера, удовлетворенность своей работой и работой мастера) | ||
Итого 0 - признак не проявлен, 1 - проявлен частично или как ответ на вопрос, 2 - проявлен полностью |
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
1. Проектирование различных форм организации художественно-творческой деятельности детей в дополнительном образовании.
Для проектирования занятий и мастер-классов используйте следующие таблицы. Проектирование других форм организации художественно-творческой деятельности осуществляйте в той же логике.
Разработка проекта занятия
Условия, которые должны быть соблюдены:
- Занятие – это организованный процесс решения проблемной задачи
- Проблема в художественной деятельности – это поиск образа, уникальной формы для содержания
Элементы занятия | Содержание | Примечания |
Цель занятия Какое место занимает данное занятие в программе? (Начальные и итоговые занятия не принимаются) | ||
Тема | ||
Цель | ||
Задачи - Направленные на расширение и углубление эмоционального опыта - Направленные на расширение и углубление интеллектуального опыта Направленные на расширение и углубление опыта художественной деятельности | ||
Художественно-изобразительная задача (формулировка задания для детей, содержащая эмоциональную характеристику образа. Формулировка художественной проблемы, которую будут решать дети) | ||
Особенности проведения занятий (время необходимое для выполнения задания в учебных часах) | ||
Методическое обеспечение учебного процесса: - Литературный ряд; - Музыкальный ряд; - Визуальный ряд | ||
Дидактические таблицы, наглядные пособия и др. | ||
Техническое обеспечение учебного процесса | ||
Предполагаемые результаты занятия |
Подготовить примеры возможных решений поставленной на занятии художественной проблемы (не менее 5 эскизов)