Методы и приемы обучения использованию выразительных средств при создании композиции
Работа над осмыслением понятий «размер листа бумаги» и «формат листа бумаги». Использование формата и размера изобразительной плоскости в качестве выразительного средства композиции.
Знакомство третьеклассников с выразительными средствами композиции следует начинать с определения значимости размера и формата изобразительной плоскости при ее заполнении, потому что с учета ее особенностей начинается компоновка изображения.
На первом занятии учитель планирует провести работу над выделением существенных признаков понятий «размер листа бумаги» и «формат листа бумаги», а также научить детей связывать эти признаки изобразительной плоскости с протяженностью предполагаемого изображения и соотносить их. На этом занятии целесообразно использовать в качестве наглядного материала подвижную аппликацию.
Нужно заранее подготовить к уроку 10 листов белой бумаги разных размеров и форматов. Из цветной бумаги вырезать 11 одинаковых ваз и яблок (вазы зеленоватые, яблоки красные) и компоновать из них изображения на подготовленных форматах.
Используя варианты подвижной аппликации, можно наглядно показать детям значение размера изобразительной плоскости при работе над композицией рисунка и задать учащимся вопросы: «Какая аппликация красивее? Почему?»
Рассуждение может быть таким:
— Первая аппликация красивее: для такого изображения кувшина и яблока нужен лист бумаги как раз такой величины (такого размера). А размер листа бумаги у второй аппликации слишком маленький, изображению очень «тесно» на таком листе. Размер бумаги у третьей аппликации слишком большой. Остается много пустого места, изображение кувшина и яблока очень «свободно». Запомните: когда вы делаете аппликацию или работаете над рисунком, нужно сравнивать размер листа бумаги и размер изображения (не делать изображение слишком большим или слишком маленьким).
Используя другие варианты подвижной аппликации (рис. 49), учитель доводит до понимания учащихся значение слова «формат». Может быть дано такое определение: у листа бумаги есть размер и форма, форма листа бумаги называется формат (показываются листы бумаги разных размеров и форматов).
Обсуждаются недостатки аппликаций на форматах (рис. 49, II,а), и выделяются преимущества аппликации на рисунке 49, II, в. Недостатком трех аппликаций учитель называет несоответствие формы изображения форматам: формат на рисунке 49, II, а слишком вытянут по вертикали, а на рисунке 49, II, б, г— по горизонтали, вследствие чего фон занимает большое место на аппликации.
Самой удачной называется аппликация на рисунке 49,11,5. в которой протяженность изображения соответствует размеру и формату листа бумаги.
Варианты аппликаций на рисунке 49, III, а, б, в можно использовать в качестве показа процесса компоновки изображения (поиска оптимального варианта композиции). Для этого варианты аппликаций на рисунке 49, III, а, б, в следует сопоставить с уже найденным вариантом аппликации на рисунке 49,1, а, предложив учащимся как бы «ход от противного»: «Ребята, может быть, мы плохо составили эту аппликацию (см. рис. 49,1, а) ? Может, она будет красивее, если мы расположим кувшин и яблоко — вот так?» (см. рис. 49, III, а, б, в).
В обсуждении учитель выделяет недостаток трех последних аппликаций и говорит о преимуществах первой. В работу по обсуждению вовлекаются все учащиеся. Задаются примерно такие вопросы: «Есть ли пустые места на аппликации? Рисунок кувшина и яблока расположен в центре листа бумаги или сбоку? Где расположены на бумаге изображения кувшина и яблока? Рисунки кувшина и яблока мы видим вместе или каждый отдельно?»
Оптимальному варианту композиции дается оценка-характеристика:
а) рисунок на листе бумаги расположен в центре листа;
б) рисунок расположен свободно, но лишней пустоты на листе бумаги нет;
в) на аппликации изображены два предмета, но видим мы их не отдельно, а вместе, цельно (как одно целое).
Педагог в процессе объяснения использует жесты «отдельно», «обобщенно», «вместе», «цельно» (рис. 50).
В оставшееся время учащимся предлагается быстро сделать наброски или зарисовки с натуры простым мягким карандашом или углем. Предварительно учитель демонстрирует на доске поэтапный процесс построения композиции натюрморта (рис. 51). После объяснения учитель вытирает доску, убирает всю наглядность и перед глазами учащихся остается постановка натюрморта, которую они изображают — каждый со своей позиции.
Знакомство ребят с работами известных мастеров этого жанра лучше проводить на следующем уроке, когда дети уже практически разобрались в особенностях работы над композицией натюрморта. Для демонстрации нужно отобрать такие работы, в композицию которых входят разные сосуды, емкости в гармоничных сочетаниях с другими объектами (например, натюрморты: Т. Са- лахов. «Натюрморт с красным перцем»; Г. Ханджян. «Ложки»; Д. Жилинский. «Весенний натюрморт»; И. Грабарь. «Яблоки»; П. Кончаловский. «Поднос и зеленая картонка»; П. Сезанн. «Персики и груши» или др. по выбору учителя).
Учитель помогает детям увидеть и прочувствовать ритм, форму, цвет; выделить выразительные средства, с помощью которых художникам удается достигнуть равновесия в композиции.
В оставшееся время можно предложить учащимся проверить свои силы и в определении формата картинной плоскости. Нужно раздать им по три листа бумаги приблизительно одинакового размера, но разных форматов и обратить их внимание на три постановки, различающихся пространственной протяженностью. Детям предлагается поставить номера натюрмортов на соответствующие форматы и быстро, одними линиями, обобщенно скомпоновать на них изображение.