Умения учащихся создавать выразительную композицию
К началу учебного года учащиеся знают некоторые правила работы над композицией: необходимость выделения в рисунке композиционного центра, учета горизонтальной и вертикальной протяженности изобразительной плоскости и самого изображения, их соотношения. В результате целенаправленной работы в композиционной деятельности, учащиеся подводятся к усвоению понятий «размер» и «формат» (листа бумаги). Так, они знают значение слов (середина (центр) листа, край листа (верхний, нижний, левый, правый). '
Среди выразительных средств композиции детям знакомо движение. Они стараются передать его в рисунке, когда нужно выразить какое-либо действие, если им знаком способ изображения этого движения. В противном случае дети не используют это выразительное средство композиции, довольствуясь заученным способом изображения объекта в статическом положении. Это обстоятельство учитель должен принимать во внимание — готовя учащихся к работе над тематической композицией, он предлагает им делать зарисовки натуры в движении с показом способа изображения.
Учащиеся, стремясь сделать свой рисунок завершенным, уравновешенным, интуитивно используют симметричное построение (например, рисуют в центре листа дом, справа и слева от него деревья, перед домом —клумбу и т. п.).
В многопредметной композиции (на заданный сюжет, на тему) остаются трудности установления смысловых связей между объектами. Даже при использовании аппликации, позволяющей выбирать, а не рисовать нужные объекты, не оперировать образами мысленно, а реально передвигать изображения по листу бумаги, третьеклассники допускают искажение связей и отношений задуманных или заданных в сюжете. В результате резко изменяется задуманная композиция, преобразуется или заменяется сюжет. Например, составляя композицию к сказке «Теремок», дети должны изобразить в аппликации следующие отношения: Медведь, рыча, подходит к теремку, а звери, испугавшись, убегают из теремка.
Многие глухие третьеклассники не сумели передать указанные в задании отношения. Их Медведь стоял или шел мимо теремка, от теремка; звери бежали мимо теремка, бежали в теремок, бежали к Медведю. Между тем нельзя объяснить эти ошибки графическими трудностями, потому что дети для составления аппликации имели выбор готовых изображений в нескольких вариантах (звери идущие, стоящие, бегущие). Неверная пространственная организация предметов объясняется поверхностным осмыслением задания, неумением объединить предметы в группу по смыслу.
Дети недостаточно руководствуются словесно выраженным содержанием, определяющим сюжет рисунка. Очевидно также и то, что большое значение для детей этого возраста имеет их прежний опыт, а также непосредственные мысли и впечатления, которые возникают у них при восприятии изображений предметов, предлагаемых им в качестве выбора для составления аппликации и в ходе создания аппликации.
При графическом воспроизведении аппликации по памяти придуманная композиция, как правило, сохраняется. Однако целостность и выразительность часто теряются в рисунке за счет пустот, которые образуются из-за диспропорционального уменьшения размеров объектов разных величин: объекты больших размеров значительно сокращаются при незначительном уменьшении объектов меньшей величины (например, уменьшение размеров деревьев, домов по сравнению с уменьшением размеров людей, животных).
Невладение графическим приемом загораживания также снижает выразительность рисунков, так как утрачивается достигнутое в аппликации впечатление взаимосвязи, целостности и глубины пространства.
Трудности при изображении движения, мимики персонажей изображаемого сюжета тоже снижают успешность графического воспроизведения по сравнению с аппликацией. Однако все эти особенности свидетельствуют не о недостатках метода работы с аппликацией, а о необходимости использовать дополнительные формы работы по развитию восприятия и графической деятельности учащихся III класса (рисование с натуры: наброски, зарисовки; рисование по памяти).
У учащихся III класса отмечается большое стремление отражать воспринимаемый мир правдиво. Дети ищут приемы построения рисунка и иногда интуитивно находят их, что позволяет им успешно решать те или иные композиционные задачи. В целом же учащиеся III класса нуждаются в методической помощи со стороны учителя.
Для учащихся III класса уже доступно усвоение в элементарной форме некоторых композиционных правил, таких, как наличие композиционного центра, передачи движения или состояния покоя, соблюдение симметрии и равновесия частей рисунка, передача ритма, учет и соотнесение протяженности изобразительной плоскости и изображения. Педагог должен, однако, учитывать, что не все правила композиции будут детьми усвоены одинаково и в равной мере активно применяться в изобразительной деятельности. Это зависит от сложности сюжетов, конкретных замыслов отдельных учащихся, от целесообразности использования того или иного правила в том или ином сюжете.
Анализ выполненных работ, который учитель организует при участии детей, способствует усвоению правил композиции, потому что дети могут сравнить рисунки, выполненные на одну и ту же тему и на конкретных примерах увидеть, как использование соответствующих правил помогло сделать рисунок правдивым и выразительным.
Композиционная деятельность тесно связана с процессом создания художественных образов. Основой для их создания являются зрительные образы. В III классе учитель должен проводить активную работу по формированию представлений учащихся, их уточнению и обогащению. Он должен формировать у учащихся умение наблюдать и воспроизводить предметы окружающего мира, природу и ее явления, что способствует развитию воображения учащихся.