Умения учащихся создавать композицию

К началу обучения в I классе дети обычно не имеют опреде­ленных представлений о композиционной деятельности. Они не всегда владеют понятиями «край листа бумаги», «середина листа бумаги», не знают, что рисунок целесообразно размещать в центре листа, используя всю изобразительную плоскость. Вообще для де­тей 7—8 лет лист бумаги —это то, на чем можно что-нибудь на­рисовать, и только. Однако наблюдения показывают, что иногда дети, интуитивно стремясь достичь равновесия в изображении, на­чинают учитывать картинную плоскость как фон. Тогда они изображение предмета располагают на ее середине.

Многие первоклассники склонны начинать рисовать на линии нижнего края листа, выбирая его как опору, основание.

Бывают изображения, сдвинутые к левому краю листа бумаги, что, по-видимому, связано е обучением первоклассников письму и чтению, которые осуществляются по направлению от левого края тетради к правому.

Учащиеся I класса предпочитают горизонтальное расположе­ние изобразительной плоскости. Это можно объяснить тем, что дети рисуют, как правило, в альбомах и испытывают неудобство, когда длинный раскрытый альбом следует переворачивать верти­кально. Учитывая это обстоятельство, предлагается давать уча­щимся отдельные листы. Работа на отдельных листах бумаги по­зволяет учителю варьировать не только размеры, но и формат бумаги, приучает каждый раз задумываться над отношениями, в которых должны находиться изобразительная плоскость и рисунок.

Рисунки первоклассников, как правило, очень мелкие. Даже если учащимся предлагают нарисовать предмет, лежащий у них перед глазами (например, в натуральную величину лист сирени), его размеры будут у большинства уменьшены приблизительно в два, а у некоторых — в три и более раз. Можно преположить, что детям при маленьких размерах рисунка легче достигнуть общего сходства с изображаемым объектом, передать основные пропор­циональные отношения его частей. Встречаются ученики, которые, напротив, значительно преувеличивают размеры своих рисунков. Часто это хорошо рисующие дети, достаточно высоко оцениваю­щие свои умения в изобразительной деятельности.

Характерны ли для рисунков глухих и слабослышащих детей 7—8 лет такие выразительные средства композиции, как симмет­рия и ритм, используют ли они их вообще в своем творчестве? Специально этот вопрос не изучался, однако наблюдения показы­вают, что в предметном изображении симметрия встречается до­вольно часто. Дети, изображая дерево, симметрично располагают сучья по отношению к стволу, на всех листочках симметрично обо­значают боковые жилки. Таким же образом изображаются волосы, части лица, ноги и руки у человека.

В сюжетном рисунке также довольно часто наблюдается сим­метричность изображения: например, рядом с домом слева и спра­ва рисуются одинаковые деревья.

Ритм как выразительное средство не всегда верно использует­ся в работах детей, если их специально этому не обучали. Рисуя узор, дети перечисляют разные формы, цветовые пятна, не выдер­живая одинаковые интервалы. Таким образом, нет повторения или чередования ни форм, ни цвета. Если спросить, красивый ли по­лучился узор, дети отвечают утвердительно. Однако при сопостав­лении такого узора с образцом, в котором четко проявляется ритм формы и цвета, дети растерянно отмечают, что их узор, который они раньше считали красивым, уступает в оценке образцу. Но по­чему, по каким признакам образец превосходит ученическую ра­боту, дети ответить не могут.

Глухие и слабослышащие дети 7—8 лет не знают приемов пе­редачи пространства на изобразительной плоскости и располагают изображаемые на листе бумаги предметы сначала хаотично (мно­гопредметные изображения), затем выстраивают их в один ряд по нижнему краю листа или на линии (фризовые построения рисунка). Загораживание как средство передачи глубины прост­ранства не используют, если их этому не обучали.

В многопредметных изображениях отсутствует смысловая ор­ганизация или она еле намечена. Такие рисунки выглядят декора­тивно. В фризовом построении смысловые связи намечаются хотя бы уже тем, что предметы объединены пространственно (напри­мер, дом, деревья, клумба на линии — это двор, где живут). Трудности в смысловой организации изображаемых предметов проявляются в том, что дети не умеют выделять главное: все пред­меты в рисунке у них равноценны.

Сюжетный рисунок необученных глухих первоклассников очень примитивен. Дети часто начинают рисовать не с главного, а со знакомого или любимого объекта рисования, например с дома, дерева или др. Они еще не знают приемов объединения изобра­жаемых предметов в группы. При выполнении рисунка на тему они, как и слышащие одногодки, не планируют свою деятельность. Увлекшись изображением любимого предмета или столкнувшись с графическими трудностями, они изменяют свой замысел.

МЕТОДЫ И ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИИ

Наши рекомендации