Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Института искусств
_________ В.С.Елагин
____________ 20__ г.
МП
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
(ПЛЕНЭР) Часть 1
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль:
«Художественное образование»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
(Продолжение см. на стр. 2) |
(Продолжение см. на стр. 2) |
СОСТАВИТЕЛЬ:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств К.А. Кравченко ______________________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры Рисунка, живописи и художественного образования
(протокол № __ от __ _______ 20__ г.)
Заведующий кафедрой _______________ О.В. Шаляпин
(Продолжение см. на стр. 4) |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель практики:совершенствование практических навыков студентов по рисунку, живописи и композиции в условиях изобразительной деятельности на пленере, формирование их самостоятельной творческой активности и эстетического вкуса, развитие способности к наблюдательности, внимательному и бережному отношению к окружающему миру, подготовка в области основ профессиональных знаний, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.
1.2. Место практики в структуре образовательной программы
Вид практики: учебная практика.
Способ проведения: учебная полевая практика по изобразительному искусству (пленэр) проводится в условиях города, пригорода, природной и сельской местности, предусматривает выезд студентов на культурно-исторические городские и в сельские местности, имеющие разнообразный ландшафт.
Форма проведения: учебная практика проводится в форме изобразительной деятельности студентов на природе.
Для проведения практики в условиях пленэра требуется специальное снаряжение: каждому студенту необходимы этюдник, планшет, специальная папка для рисунков, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов для работы с натуры, специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками. При необходимости группа обеспечивается соответствующим транспортом для выезда на занятия.
Наглядный материал для занятий (произведения изобразительного искусства и методические пособия) должен быть компактным и удобным для транспортировки.
Учебно-воспитательный процесс по пленэру включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и самостоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации и др.
Практика завершается итоговым просмотром, обсуждением и оценкой учебно-творческих работ, выполненных по программе курса; отбором этюдов и эскизов для методического фонда и отчетной выставки.
На занятиях по изобразительному искусству в период практики на пленэре студенты должны приобрести различные профессиональные знания и навыки.
Общая трудоемкость практики составляет:
Очная форма обучения: 3 зачетные единицы, 108 часов, 2 недели (таблица 2).
Заочная формы с полным периодом обучения: 3 зачетные единицы, 108 часов, 2 недели (таблица 2).
Заочная форма с сокращенным периодом обучения: 3 зачетные единицы, 108 часов, 2 недели (таблица 2).
Планируемые результаты обучения
Практика направлена на формирование компетенций и результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) | Код результата обучения |
ОК-6 - готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знать: - основы тайм-менеджмента; - логику организации и проведения учебно-научной работы; - пути профессионально-личностного развития. | ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 |
Уметь: - планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать и представлять её результаты. | ОК-6/у1 | |
Владеть: - технологиями самообразования и самоорганизации. | ОК-6/в1 | |
ПрК-1 - способность реализовывать собственные изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике и скульптуре в профессиональной деятельности | Знать: - теоретические основы рисунка, живописи, композиции, скульптуры; - методическую последовательность выполнения учебного и творческого задания. | ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 |
Уметь: - проводить анализ натурной постановки с точки зрения общей организации плоскости, выделяя конструктивную основу необходимую для решения учебной задачи; - изображать натурную постановку во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, условиями освещения, особенностями цвета и формы. | ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 | |
Владеть: - техниками и технологиями художественных материалов. | ПрК -1/в1 | |
ПрК-2 - способен создавать художественный образ графическими, живописно-пластическими, конструктивно-пространственными методами построения | Знать: –процесс формирования художественного образа; – особенности восприятия трехмерного пространства предмета и принципа передачи его на плоском листе бумаги, постижение неповторимых индивидуальных образов, явление предметного мира и природы, этапы развития эстетического восприятия рисующих; - изобразительно-выразительные средства и приемы построения композиции. | ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 |
Уметь: - выполнять учебные и творческие задания, используя закономерности построения композиции в любом художественном материале. | ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 | |
Владеть: - техниками и технологиями использования художественных материалов. | ПрК -2/в1 | |
ПрК-3 - способность передавать теоретические знания и практические умения по изобразительному и декоративно-прикладному искусству учащимся | Знать: - теоретические основы рисунка, живописи, композиции, скульптуры; - методическую последовательность выполнения учебного и творческого задания. - современные инновационные методики обучения изобразительному искусству; - особенности современных художественных материалов. | ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 |
Уметь: - выполнять учебные и творческие задания, используя закономерности построения композиции в любом художественном материале; - строить образовательный процесс на основе различных технологий и методов обучения; - использовать принципы обучения изобразительному искусству сообразно с задачами образовательного учреждения. | ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 | |
Владеть: - основами педагогического мастерства; - педагогическим рисунком; - техниками и технологиями использования художественных материалов. | ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 | |
ПрК-4 - способность организации художественных выставок работ учащихся различных образовательных учреждений | Знать: - правила экспозиции творческих работ в условиях выставочных залов. | ПрК -4/з1 |
Уметь: - отбирать работы для их последующего экспонирования; - оформлять работы для их последующего экспонирования. | ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 | |
Владеть: -навыками участия в выставочной деятельности. | ПрК -4/в1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
(очная форма обучения/заочная форма с полным периодом обучения 5 лет/заочная форма сокращенным периодом обучения 3, 5 года)
Таблица 2
Трудовые действия профстандарта | Результаты (освоенные дескрипторы) (указать код) | Содержание заданий на практике |
Виды (профессиональной) деятельности: учебная, творческая | ||
1 курс 2 семестр | ||
Организация и проведение учебной практики (практического обучения) Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной практики (практического обучения) О Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику | ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Тема 1. Натюрморт Задание 1. Этюд натюрморта на пленэре при экстерьере (1 работа). Задание 2. Этюд тематического натюрморта на пространственном фоне при рассеянном и солнечном освещении. Два-три сеанса. (2-3 работы). (материалы – акварель, бумага, карандаш) |
ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Тема 2. Состояние пейзажа Задание 1. Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (земля, лес и небо; берег, вода и небо и т.п.) при различном освещении. (4 работы). Задание 2. Краткосрочные этюды одного и того же пейзажа при различном цветовом состоянии свето-воздушной среды в природе (в разное время суток) (2 работы). 3-е задание. Краткосрочные этюды пейзажей в разнообразных условиях общего освещения. Задание выполняется в течение всего периода практики, при различной погоде и в разное время дня. (12 работ). (материалы – акварель, гуашь, бумага, карандаш). | |
ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Тема 3. Детали пейзажа Задание 1. Этюды и наброски лесных трав и цветов (4 работ). Задание 2. Этюды лесной растительности: отдельные деревья, поросль леса, кустарники и т.д.. Зарисовки и наброски групп стволов деревьев и лесного массива (5 работ). Задание 3. Этюд и зарисовка деталей рельефа естественного происхождения (обрывы, овраги, скалы, осыпи и т.п.) (3 работы). Задание 4. Этюд облаков в различное время дня (утром, в полдень, на закате, в сумерки) (3 работы). Задание 5. Этюды и наброски фрагментов пейзажа с отражением в воде (4 работы). Задание 6. Этюд архитектурного мотива с контрастными пространственными планами. Наброски и зарисовки с различных точек зрения для композиции этюда (3 работы). (материалы – акварель, гуашь, бумага, карандаш) | |
ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Тема 4. Мир животных. Задание 1. Анималистические графические наброски и зарисовки с натуры (10 работ). Задание 2. Кратковременные этюды животных и птиц (в зоопарке, на ферме или пастбище, на ипподроме и т.д.) (2 работы). Задание 3. Этюд с натуры домашних животных на фоне фрагментов пейзажа. Наброски птиц, зверей в разных движениях и ракурсах – 1 работа (материалы – акварель, гуашь, бумага, карандаш, маркер, сангина, соус, уголь). | |
ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Тема 5. Памятники истории и культуры Задание 1. Этюды и рисунки памятных мест, архитектурных мотивов (4 работы). Задание 2. Зарисовки и наброски образцов народного творчества (каменная и деревянная домовая резьба, орнаментальные мотивы на предметах народного быта) (3 работы). (материалы –бумага, акварель, гуашь, карандаш). | |
Оценка результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практического обучения) | ОК-6/з1 ОК-6/з2 ОК-6/з3 ОК-6/у1 ОК-6/в1 ПрК -1/з1 ПрК -1/з2 ПрК -1/у1 ПрК -1/у2 ПрК -1/у3 ПрК -1/в1 ПрК -2/з1 ПрК -2/з2 ПрК -2/з3 ПрК -2/у1 ПрК -2/у2 ПрК -2/в1 ПрК -3/з1 ПрК -3/з2 ПрК -3/з3 ПрК -3/з4 ПрК -3/у1 ПрК -3/у2 ПрК -3/у3 ПрК -3/в1 ПрК -3/в2 ПрК -3/в3 ПрК -4/з1 ПрК -4/у1 ПрК -4/у2 ПрК -4/в1 | Подведение итогов, оформление отчета по практике, подготовка к просмотру и отчетной выставке. |
Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).
Таблица 4
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме зачета с оценкой (2 семестр).
Портфолио.Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОК-6, ПрК-1, ПрК-2, ПрК-3, ПрК-4.
Этапы промежуточного контроля: анализ выполнения заданий по мере изучения каждой темы на практическом занятии.
Форма проведения контроля: текущий контроль успеваемости. Осуществляется путем анализа учебных работ, что позволяет оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной деятельности и профессиональных компетенций студента в соответствии с видом профессиональной деятельности. Текущий контроль включает в себя портфолио, с выполнением всех заданий; подготовительный материал, раскрывающий этапы творческого процесса по созданию изображения на пленэре.
Метод оценивания: просмотр эскизов по мере изучения тем занятий, анализ портфолио.
Структура: перечень работ, включаемых в портфолио: практические работы из технологической карты практики.
Отчет по практике.Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОК-6, ПрК-1, ПрК-2, ПрК-3, ПрК-4.
В письменный отчет по практике входит:
Титульный лист.
Введение:
1. Цели и задачи прохождения практики.
Содержание практики
1. Место прохождения практикой.
2.Обязанности студентов.
3.Содержание заданий по практике (с обязательными ссылками на Приложение).
4.Отчет о проделанной работе.
Заключение.
Приложение: фотографии всех работ, выполненных за период практики.
Отчет сдается на кафедру в печатном и электронном виде.
Зачет с оценкой.Контролируемые результаты обучения (коды результатов): ОК-6, ПрК-1, ПрК-2, ПрК-3, ПрК-4.
Этапы итогового контроля: зачетная неделя.
Форма проведения контроля: зачет с оценкой.
Текущий контроль успеваемости осуществляется путем анализа учебных работ, что позволяет оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной деятельности и профессиональных компетенций студента в соответствии с видом профессиональной деятельности. Промежуточная аттестация включает в себя портфолио, с выполнением всех заданий; подготовительный материал, раскрывающий этапы творческого процесса по созданию изображения.
Метод оценивания: анализ отчета по практике, портфолио: просмотр всех выполненных за семестр работ по изученным темам.
Структура: перечень работ, включаемых в портфолио:
- виды деятельности из технологической карты практики;
- письменный отчет;
- задания (практические работы), выполненные за семестр по изученным темам.
Критерии оценки результатов:
Оценка «отлично» выставляется при полном выполнении программного задания, полном соответствии уровня исполнения требованиям учебной программы по изучаемой дисциплине. Представленный уровень работ является результатом постоянной работы и выраженного авторского творческого подхода в решении учебных задач. Грамотно использованы материалы и инструментарий, технический уровень исполнения работ на высоком профессиональном уровне. Большинство работ может быть рекомендовано в методический или выставочный фонд кафедры. Самостоятельные работы выполнены в полном объеме и в соответствии с требованиями программы. Работы оформлены в соответствии с эстетическими требованиями. В наличии эскизы, зарисовки, этюды и иной вспомогательный материал.
Оценка «хорошо» выставляется при полном выполнении заданий в соответствии с требованиями программы по изучаемой дисциплине. Грамотно использованы материалы и инструментарий. Некоторые работы могут быть рекомендованы в фонд кафедры. Самостоятельные работы исполнены в полном объеме. Представленные на просмотр работы аккуратно оформлены. В наличии зарисовки и иной вспомогательный материал.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при наличии всех выполненных заданий в соответствии с программой по изучаемой дисциплине. Большинство программных требований студентом исполнено, однако представленные работы имеют большое количество фактических ошибок и неточностей. Самостоятельные работы в основной части выполнены, но с некоторыми отступлениями от программных требований. Все работы оформлены. В наличии эскизы, зарисовки и этюды.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при отсутствии части программных работ. Представленные работы выполнены в соответствии с формальными требованиями, предъявляемыми к учебным заданиям по дисциплине, но имеют большое количество фактических ошибок и неточностей. Техника исполнения работ ниже требований программы. Самостоятельные работы в значительной части отсутствуют. Предварительные материалы к учебным заданиям отсутствуют или не соответствуют содержанию программных заданий. Работы в основной массе не оформлены или оформлены без соблюдения элементарных эстетических требований.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Института искусств
_________ В.С.Елагин
____________ 20__ г.
МП
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
(ПЛЕНЭР) Часть 1
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль:
«Художественное образование»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
(Продолжение см. на стр. 2) |
(Продолжение см. на стр. 2) |
СОСТАВИТЕЛЬ:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств К.А. Кравченко ______________________