Характеристика урало-сибирской росписи и ее воспитательные возможности
Не для кого, не секрет что, что развитие и распространение росписи связано с переселением русского народа на Великий Урал, и многочисленностью миграции выпало на период с 18 по 19 век. Оборудование новых мест, отсутствие царской власти и помещичьего владения, стремление к лучшей жизни сделали население Урала более деятельными, скрупулёзными к жителям, притчевыми и продуктивными в области искусства. И как можно догадаться чувство свободы заставляло людей творить. К данному типу архитектуры необходимо было внутреннее убранство. Украшения были самыми разными, матрешки, ковры, мебель. Так же местные умельцы красили на ярмарках торговые ряды, Были случаи, когда в росписи культовых построек участвовали красильщики. Но немногим доверялась эта работа. Известно, что красильщики расписывали травным и цветочным орнаментами деревянные церкви. Крестьяне охотно соглашались расписывать свои дома. Главным критерием было то, что роспись в первую очередь выражала связь с самой природой, кровное родство, оптимистическое и правдивое мироощущение, всеобщую мечту о счастливой и беззаботной жизни. Таким образом, украшение домашнего быта было не что иное, как попытка устроить свой личный райский эдем у себя дома, не дожидаясь обращения обещанного церковью рая после смерти. [6. c 56].Это было непаханое поле для деятельности и творческого проявления. В росписи не было привилегированного пола, который мог выполнять эту работу с почтением. Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины. Писали не только жанровые, бытовые сценки, обычно связанные с обстоятельствами из жизни хозяев дома, но и исторические сюжеты. Ка правило роспись, осуществляли со сложных и крупных форм, и постепенно переходя к маленьким. Это помогало создать композицию по аспектам равновесия и зрительной симметрии. [6. c 83]. Влияние на человека цвета нашло отражение в Урало-сибирской росписи как нельзя лучше. Из предметов быта в доме, как правило, расписывали либо стол, на котором обедали, либо шкаф, куда складывали посуду, но не редко так же расписывали и комод. Русское народное искусство удивляет своей многогранностью. Начиная от элементов построек - церквей, жилых изб, предметов быта и заканчивая одеждой и орудиями труда. Делая анализ особенностей этого искусства, мы можем заметить преобладание росписи масляными красками [4. c 140]. Характеристика урало-сибирской росписи следующая – основа выполняется на цветном фоне, который может быть по контрасту белый, светлый или наоборот. Фон играет роль звучности при низких уровнях яркости красок. Символами росписи, прежде всего, являются какие либо фрукты, можно встретить расписные гроздья виноградов, сочетание фруктов, различные листья деревьев, цветы. И нередко можно встретить в некоторых композиция очертания животных и птиц. Человек на изображениях не стал исключением, но он показывается реже и как будто нарисован не умелой рукой. Такая технология росписи показывает народность искусства, простоту и возможность каждому взять в руки инструменты и заняться росписью домашних предметов. Геометрия искусства выражается в соотношении отдельных элементов композиции посредством определенного порядка, например, ягоды составляют одну вторую радиуса цветка, лист-половину. Как уже было замечено выполнение композиции начинается с постепенного нанесения цветовых мазков, крупных и мелких. Это обусловлено тем, что при какой то, ошибке в нанесении цветовых пятен есть возможность изменения размера других последующих элементов. Так же присутствуют элементы, объединяющие детали, усиливающие цветовой эффект и общую композицию всей системы, к ним относят черные приписки к примеру. Но если возвращаться к воспитательному процессу, то один из принципов образования школьников является контроль этнокультурного знакомства учащихся. Главным приоритетом в образовании и развитии молодежи является нравственно-патриотическое воспитание и творческо-эстетическое развитие дошкольного возраста. Еще в 2009 году президент РФ В.В. Путин отметил важность работы с детьми - «Наше будущее в молодом поколении. От нас зависит, кто поведет страну вперед.
Выводы по первой главе
Наша история государства имеет огромный пласт информации, за которыми стоит жизнь наших предков, культура во всех е проявлениях, духовные ценности и, конечно же, уровень образования. Одним из форм приобщения детей к культуре является знакомство их с урало-сибирской росписью в рамках изобразительного искусства. Под термином декоративно-прикладное искусство понимают огромный раздел изобразительного искусства, который соединяет различные направления творческой деятельности. Сама функция таких изделий творческая и декоративная. Слово декор от английского в дословном переводе означает украшать, прославлять или красота. Отсюда мы можем проследить прямое назначение изделий. Термин такого искусства охватывает два понятия искусства – декоративное и прикладное. В отличие от так называемого классического искусства, функцию только высшего эстетического насаждения, то произведения декоративно-прикладного искусства могут быть употреблены в повседневной жизни. Данную особенность можно лишь обусловить простой русской душой, которая руководствуется с точки зрения психологии, рационализмом. Знакомство с искусством молодого поколения лежит на пути формирования знаний о сочетании цвета, о правильности форм и элементов. Сама суть обучения заключается в формировании у школьников и дошкольников художественно-творческих умений, навыков логики, навыков сочетаний элементов, а так же возможностей легко адаптирующейся личности. Нельзя не отметить суть образования детей - в конечном итоге формирование отношения к труду, выбор ориентации направления развития и способностей делать высококачественный потребительский продукт духовно-культурного потребления. Именно уроки имеют весомый вклад в такое развитие детей, так как лишь практика способна дать умение изготавливать вещи руками посредством моторики, которые будут уникальные, отличаться своей самобытностью и что в конечном итоге не похожими на другие [4 с 118]. Принцип индивидуализма является первичным двигателем в развитии, именно непохожесть серой массы будет вызывать в первую очередь интерес- то самое сокровенное, что заставляет детей двигаться вперед. Методика знакомства с декоративно-прикладным искусством должна включать в себя теоретический материал - история возникновения, правила нанесения цвета, построение предметов в общей сочетаемости композиции. Правил и требований написания, и всех сопутствующих критериев для создания качественного продукта искусства. Данная методика будет способствовать достижению основных целей- с помощью теоретических сведений и работ выявить творческие возможности школьников посредством декоративно-прикладного искусства, комплексное развитие личности и гуманитарное образование детей в общих критериях, которые помогут в дальнейшей самореализации.