Глава 1.Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству…………………………………………………………9

1.1 История проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству и ее современное состояние…………………………………………………………………………9

1.2 Характеристика урало-сибирской росписи и ее воспитательные возможности .........................................................................................................13

Выводы по первой главе………………………………………………………...16

ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству……………………18

2.1. Методическая система формирования познавательного интереса учащихся …………………………………………………………………………18

2.2 Организация, методика проведения и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации методов формирования познавательного интереса на педагогической практике в образовательном учреждении………………………………………………………………………24

Выводы по второй главе………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..............................................................................................26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………..……………….......30

Введение

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым прекрасным источником.

В современных условиях огромное влияние на человека оказывает окружающая среда, где он осуществляет свою деятельность. Сюда включается и формирование сознательно-оценочных качеств и культурное развитие как таковое. При развитии ребенка огромную роль играет воспитание чувства прекрасного, правильного и высокого. Сама суть образования заключается в создании как качеств помогающих в точных науках, так и гуманитарное развитие сознания ребенка, влияющее на формирование понятия реального мира. Одной из особенностей психологии детей является восприимчивость к окружающей среде, где природа воспринимается как таковое гораздо позднее чем, например предметы, с которыми он играется постоянно. Из-за специфики развивающегося маленького организма воздействующий воспитательный процесс окружающей среды происходит непостоянно и неравномерно. Это можно объяснить тем, что происходит постепенное осмысление влияния воздействия, которое берет свое начало ближе к школьным классам. Как уже было сказано, меленькому «организму» необходимо дать знания изобразительного искусства, относящегося к гуманитарному образованию, которое помогает с ранних лет развиться и состояться ребенку в дальнейшем.

Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России имеет такое же значение в обучении как в арифметики тема дробей, например. Знакомство с культурой отечества расширяет кругозор, как раз дает понятие прекрасного, правильного и высокого. В настоящее время активно востребованы программы и методики воспитания и формирования у детей и школьников развития, как духовного понятия, так и художественного. В высших учебных заведениях и школах в рамках государственной молодежной политики и важным приоритетом является формирование любви, как к своей стране, так и к своей культуре, частью которой является урало-сибирская роспись.

Мы живем во время научно-технического процесса, где с достижениями техники - интернета, высокоскоростной связи и коммуникации требуется постоянное развитие умений и технологий обучения детей я бы сказала современному миру и его восприятию, совершенствующихся от года к году. Для детей важнейшим приоритетом является развитие в ручной работе, так как посредством практики даже у взрослого человека происходит план обучения, например в высшем учебном заведении. На ум приходит лишь одна поговорка знаменитого ученого Ломоносова – блестящего деятеля ума и искусства - «Обучение в детстве, это резьба по камню. Обучение в старости, письмо на песке». Великими учеными в области психологии доказано, что огромную роль в развитии ребенка является период, когда он воспринимает реальный мир посредством прикосновений, когда начинает активно работать аппарат моторики. Но такие умения и владение навыками должны являться лишь средством в достижении цели, а не самой целью, и немаловажно в дошкольном и школьном периоде.

Как уже было сказано, именно ручной труд является средством развития сферы понятия о мире, чувств, гармонии эстетического вкуса, разума и творческих начинаний. Деятельность освоения художественного ремесла интересна. Она приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью - это практическое знакомство в рамках урока. Каждая система сталкивается с проблемами, и наша в этом случае - проблема как раз такого знакомства. Детям нужно на уроках ненасильственно конечно, но прививать знания и умения в изобразительном искусстве. Как раз разработанная система упражнений и выполнений заданий должным образом даст и разовьет у детей необходимые навыки.

Присутствует структурированный базис внедрения в обучение воспитания ребенка, формирование в нем критерий оценочных способностей и творческого таланта, являющиеся движущимся фактором в формировании детского мышления и обучения такой деятельности как роспись. История Урала очень велика и истоки края берут свое начало с ханства - племенного управления. И как мы знаем, по истории, освоение Сибири произошло Ермаком. Произошла консолидация племен. Большой поток переселенцев положил начало огромному строительству не только жилых домов, но и общественных построек. Возникла потребность в красочность украшения быта и убранства, это помогло зарождению ремесленных художественных центров. Как мы видим, искусство архитекторы и росписи тесно переплетается с историей Сибири и государства в целом.

В отличие от любых других росписей, в урало-сибирской есть важное отличие - присутствие освещенности ракурса. Встает вопрос сочетания и смешения красок и как следствие проблема создания композиции и решение задачи общей колористической структуры росписи.

Существует много теорий в психологии восприятия человеком объектов, включающих в себя формы и цвета. Многие видные деятели создали пласт трудов описывающих возникновение у человека различных эмоций.

Первый, кто ввел понятие цвета, был Леонардо да Винчи, создавший основу основ из шести цветов. Он соединил художественное объяснение и физическое воедино: «Все что мы видим, это воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом».

Свои идеи восприятия выдвигали такие ученые-теоретики в области философии и психологии как И.В Гете, писавший про эмоции и цвет, как «сцепление и цементирование» в единую субстанцию, носящий произвольный характер. В. Вундт затронул тему воздействия раздражителей на части ощущения, в первую очередь, таких как удовольствие и не удовольствие. Воздействие раздражителей вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к нему. Художественная педагогика так же накопила базу знаний в решении творческих проблем в области изобразительного искусства. Образование и труд идут рука об руку неразрывно, потому что они вместе социализируют человека, помогают адаптироваться и привыкнуть к характеристикам социума.

По своему роду художественно-прикладное искусство является не очень популярным у всех без исключения социальных групп. Об эстетической ценности художественно-прикладного искусства можно убедиться в работах видных ученых В.М. Ведерниковой, Н.И Каплина, В.М. Вишневской и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Н.Л. Давыдовой, Н.Т. Климовой, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Е.И. Прибыльской, И.П. Работновой, Б.А. Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в плане

историческом, этнографическом, философском, эстетическом,

искусствоведческом, социальном и педагогическом.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

В трудах последней мы можем убедиться в том, что декоративно-прикладное искусство обладает некоторым родом самостоятельности и самобытности, но такое искусство нельзя отделить от социума, потому что оно существует и развивается только в его пределах. В настоящее время остро встал вопрос воспитания в детях творческих начал посредством знакомства с культурой и искусством, как родного края, так и в страны в целом. Сейчас слишком мало уделено времени решения проблемы непопулярности к декоративно-прикладному искусству и наша задача выработать надежную методику обучения школьников в рамках предмета. Декоративно-прикладное искусство влияет на становление творческих качеств личности, развивает интеллектуальные способности, формирует у ребенка художественный вкус.

Одной из самых важных задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование познавательного интереса. Прекрасным и эффективным средством развития творческих качеств личности является изобразительное, народное и декоративно-прикладное искусство.

Эстетическое воспитание изобразительным искусством является неотъемлемой частью воспитания гармоничной личности. Знакомство с художественной культурой даёт возможность развивать творческие способности, повышать интеллект, формировать высокие эстетические вкусы.

Как известно, ведущим направлением всестороннего, гармоничного развития личности является реализация задач художественного образования и эстетического воспитания: Для этого необходимо совершенствование системы художественного воспитания учащихся. Необходимо не только формирование понимания и эстетической оценки явлений духовной культуры, но и развитие практически значимой деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.

Художественная роспись как вид народного творчества не достаточно используется и плохо развита, поэтому мы ее и взяли к рассмотрению.

На основании фактов и была выдвинута тема дипломной работы «Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России на уроках изобразительного искусства на примере изучения урало-сибирской росписи».

Цель исследования– заключается в научном обосновании и апробации в условиях педпрактики организационно-педагогических условий формирования познавательного интереса учащихся в процессе изучения основ урало-сибирской росписи

Объект исследования–процесс формирования познавательного интереса учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством (на примере ДХШ).

Предмет исследования– педагогические условия преподавания декоративно-прикладного искусства, пути и средства, эффективно влияющие на формирование познавательного интереса к урало-сибирской росписи Задачи:

1. Проанализировать степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

2. Спроектировать модель знакомства с урало-сибирской росписи

3. Провести аналитическую работу по исследованию актуального состояния представленности урало-сибирской росписи в программах изобразительного искусства и в учебном процессе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся и учителей начальных классов, моделирование.

Практическая значимостьожидания результатов состоит разработке теоретических положений, которые после исследования будут доведены до рекомендаций и взяты на вооружение для эффективного образования в начальной школе.

Структура работыотражаетлогическое построение содержания, процесс и результаты исследования. Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обусловлена актуальность темы, уровень значимости, критерий оценки и степень решения проблемы учеными в области педагогики, психологии и художественного творчества. Так же даны характеристики методов исследования, поставлены задачи цели и объекты изучения, конечно ожидаемый результат от методики.

В первой главе «Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» раскрыты понятия «декоративно-прикладное искусство», охарактеризованы «функциональные признаки и виды», «декоративность», проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы.

Во второй главе «Методические аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» на теоретическом уровне исследована необходимость проведения в начальной школе уроков знакомства с промыслами России. В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы.

приложение представлены методики Воспитания интереса школьников к искусству России. Список литературы включает 19 наименований

Выводы по первой главе

Наша история государства имеет огромный пласт информации, за которыми стоит жизнь наших предков, культура во всех е проявлениях, духовные ценности и, конечно же, уровень образования. Одним из форм приобщения детей к культуре является знакомство их с урало-сибирской росписью в рамках изобразительного искусства. Под термином декоративно-прикладное искусство понимают огромный раздел изобразительного искусства, который соединяет различные направления творческой деятельности. Сама функция таких изделий творческая и декоративная. Слово декор от английского в дословном переводе означает украшать, прославлять или красота. Отсюда мы можем проследить прямое назначение изделий. Термин такого искусства охватывает два понятия искусства – декоративное и прикладное. В отличие от так называемого классического искусства, функцию только высшего эстетического насаждения, то произведения декоративно-прикладного искусства могут быть употреблены в повседневной жизни. Данную особенность можно лишь обусловить простой русской душой, которая руководствуется с точки зрения психологии, рационализмом. Знакомство с искусством молодого поколения лежит на пути формирования знаний о сочетании цвета, о правильности форм и элементов. Сама суть обучения заключается в формировании у школьников и дошкольников художественно-творческих умений, навыков логики, навыков сочетаний элементов, а так же возможностей легко адаптирующейся личности. Нельзя не отметить суть образования детей - в конечном итоге формирование отношения к труду, выбор ориентации направления развития и способностей делать высококачественный потребительский продукт духовно-культурного потребления. Именно уроки имеют весомый вклад в такое развитие детей, так как лишь практика способна дать умение изготавливать вещи руками посредством моторики, которые будут уникальные, отличаться своей самобытностью и что в конечном итоге не похожими на другие [4 с 118]. Принцип индивидуализма является первичным двигателем в развитии, именно непохожесть серой массы будет вызывать в первую очередь интерес- то самое сокровенное, что заставляет детей двигаться вперед. Методика знакомства с декоративно-прикладным искусством должна включать в себя теоретический материал - история возникновения, правила нанесения цвета, построение предметов в общей сочетаемости композиции. Правил и требований написания, и всех сопутствующих критериев для создания качественного продукта искусства. Данная методика будет способствовать достижению основных целей- с помощью теоретических сведений и работ выявить творческие возможности школьников посредством декоративно-прикладного искусства, комплексное развитие личности и гуманитарное образование детей в общих критериях, которые помогут в дальнейшей самореализации.

Заключение

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и результатов опытной работы показал, что в работе:

1. Определена сущность понятия народное и прикладное искусство

2. Проанализирована степень изученности исследуемой проблемы в теории и практике начальной школы

3. Спроектирована модель и выделены условия воспитания интереса к познанию родного края школьников

4. Проведена опытная работа по исследованию необходимости в начальной школе.

Результаты проведенного теоретического исследования и опытной работы позволили сформулировать следующие выводы:

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью - это практическое знакомство в рамках урока

2.Педагогические условия формирования интереса младших школьников включают: формирование основных понятий (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета уместность украшений на предмете). Формирование социально значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке). Использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельности подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского). Использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических). Организация эстетически верной окружающей среды[18]. Использование подобной модели будет способствовать достижению основной цели воспитания интереса младших школьников – гармоничное развитие личности учащегося, его приобщение к культурно-историческим достижениям общества, а также, создание условий для самореализации.

Список литературы

1. Беджанов Ю.К, Народное декоративно-прикладное искусство [Текст] / Ю.К.Беджанов. – Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского пединститута, 1994. – 180 с.

2. Барадулин В.А, Народные росписи Урала и Приуралья, крестьянский расписной дом [Текст] / В.А Барадулин. – Ленинград: Художник РСФСР, 1988 – 200 с.

3. Жидкина Т.С, Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С Жидкина - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

4. Заречная Л.П. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда [Текст] / Л.П. Заречная. – Москва: АСТАПРЕСС, 2009 – 324 с.

5. Кошаев В.А. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Кошаев – Москва: Владос. 2015. – 210 с.

6. Ковычева Е.В. Народная игрушка [Текст]: учебное пособие/ Е.В Ковычева - Москва: Владос. 2014. – 110 с.

7. Кочеpгин А.Н. Моделиpoвание мышления [Текст] / А.Н. Кочергин. – Москва: Наука, 2009. – 341 с

8. Леденева Е.И, Керимшеева О.А, Урало-сибирская роспись в художественном образовании. [Текст] / Е.И Леденева. О.А Керимшеева- Москва: Наука и современность, 2015.-56 с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК. и ФПК / Б.Т. Лихачев. – Москва: Юрайт, 1998. – 464 с.

10. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах пособие для учителя / И.Г. Майорова. – Москва: Просвещение, 2000. – 214 с.

11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2001. – 400 с

12. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства [Текст]: учебник для 3-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 120 с.

13. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская [Текст]: учебник для 4-го класса / Т.Н. Проснякова. – Самара: Федоров. Учебная литература, 2004. – 128 с.

14.Панькин А.Б Этнокультурный парадокс современного образования. [Текст] / А.Б Панькин. – Волгоград: Перемена, 2001. – 318 с.

15. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. [Текст] / Т.Г Русакова – Оренбург: ОГПУ, 1999. – 110 с.

16. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. [Текст] / М.С.Соколова- Москва: ВЛАДОС, 2005.- 304 с.

17. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду [Текст] / Под ред. П.Н. Андрианова, Д.П. Ельникова. – Донецк, 2006. – 245 с.

18 Чичканова И.Н. Подготовка учителей начальных классов в условиях учебно-научно-педагогического комплекта «педколледж-педвуз» [Текст]: Монография / И.Н. Чичканова. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 138 с.

19 Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст]: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – Москва: Дрофа, 2004. – 398 с.

.

Приложение

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования познавательного интереса учащихся к народным промыслам России в процессе обучения декоративно-прикладному искусству…………………………………………………………9

1.1 История проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно - прикладному искусству и ее современное состояние…………………………………………………………………………9

1.2 Характеристика урало-сибирской росписи и ее воспитательные возможности .........................................................................................................13

Выводы по первой главе………………………………………………………...16

ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования познавательного интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству……………………18

2.1. Методическая система формирования познавательного интереса учащихся …………………………………………………………………………18

2.2 Организация, методика проведения и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации методов формирования познавательного интереса на педагогической практике в образовательном учреждении………………………………………………………………………24

Выводы по второй главе………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..............................................................................................26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………..……………….......30

Введение

Декоративно-прикладное искусство заслуженно относится к наиболее ярким проявлениям современного народного творчества.

Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве коллективов народных мастеров находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым прекрасным источником.

В современных условиях огромное влияние на человека оказывает окружающая среда, где он осуществляет свою деятельность. Сюда включается и формирование сознательно-оценочных качеств и культурное развитие как таковое. При развитии ребенка огромную роль играет воспитание чувства прекрасного, правильного и высокого. Сама суть образования заключается в создании как качеств помогающих в точных науках, так и гуманитарное развитие сознания ребенка, влияющее на формирование понятия реального мира. Одной из особенностей психологии детей является восприимчивость к окружающей среде, где природа воспринимается как таковое гораздо позднее чем, например предметы, с которыми он играется постоянно. Из-за специфики развивающегося маленького организма воздействующий воспитательный процесс окружающей среды происходит непостоянно и неравномерно. Это можно объяснить тем, что происходит постепенное осмысление влияния воздействия, которое берет свое начало ближе к школьным классам. Как уже было сказано, меленькому «организму» необходимо дать знания изобразительного искусства, относящегося к гуманитарному образованию, которое помогает с ранних лет развиться и состояться ребенку в дальнейшем.

Воспитание познавательного интереса к народным промыслам России имеет такое же значение в обучении как в арифметики тема дробей, например. Знакомство с культурой отечества расширяет кругозор, как раз дает понятие прекрасного, правильного и высокого. В настоящее время активно востребованы программы и методики воспитания и формирования у детей и школьников развития, как духовного понятия, так и художественного. В высших учебных заведениях и школах в рамках государственной молодежной политики и важным приоритетом является формирование любви, как к своей стране, так и к своей культуре, частью которой является урало-сибирская роспись.

Мы живем во время научно-технического процесса, где с достижениями техники - интернета, высокоскоростной связи и коммуникации требуется постоянное развитие умений и технологий обучения детей я бы сказала современному миру и его восприятию, совершенствующихся от года к году. Для детей важнейшим приоритетом является развитие в ручной работе, так как посредством практики даже у взрослого человека происходит план обучения, например в высшем учебном заведении. На ум приходит лишь одна поговорка знаменитого ученого Ломоносова – блестящего деятеля ума и искусства - «Обучение в детстве, это резьба по камню. Обучение в старости, письмо на песке». Великими учеными в области психологии доказано, что огромную роль в развитии ребенка является период, когда он воспринимает реальный мир посредством прикосновений, когда начинает активно работать аппарат моторики. Но такие умения и владение навыками должны являться лишь средством в достижении цели, а не самой целью, и немаловажно в дошкольном и школьном периоде.

Как уже было сказано, именно ручной труд является средством развития сферы понятия о мире, чувств, гармонии эстетического вкуса, разума и творческих начинаний. Деятельность освоения художественного ремесла интересна. Она приносит большое удовлетворение. Именно потому, что процесс познания и радость творчества в народном декоративно-прикладном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Учебная деятельность, как и любая другая деятельность, начинается с мотива. На занятиях в художественных школах такой стимулирующей основой может стать знакомство с народным и декоративным искусством.

Необходимо донести до учащихся секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомить их с историей развития росписи, подарить радость творчества, научить работать, привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Искусство народных художественных промыслов предстаёт перед нами как сложное по идейно-образному содержанию явление нашей современной российской культуры. Его произведения разнообразны: от маленькой матрёшки до громадных ковров, крупных кружевных панно, детской мебели, сложных уникальных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершённость композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приёмами мастерства, в которых соединяется верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

И сегодня интерес к художественной росписи не угас. Обычные предметы быта, расписанные руками умелых мастеров, превращаются в настоящее чудо, а секрет его в красоте окружающей природы.

Создание воспитания познавательного интереса к народным промыслам России может быть сформировано и успешно применено только на практических занятиях, в рамках обучения изобразительному искусству у школьников. Создание системы знакомства с народным хозяйством позволит создать единую линию развития и накопления знаний от младших классов и так далее. Пример с урало-сибирской росписью - это практическое знакомство в рамках урока. Каждая система сталкивается с проблемами, и наша в этом случае - проблема как раз такого знакомства. Детям нужно на уроках ненасильственно конечно, но прививать знания и умения в изобразительном искусстве. Как раз разработанная система упражнений и выполнений заданий должным образом даст и разовьет у детей необходимые навыки.

Присутствует структурированный базис внедрения в обучение воспитания ребенка, формирование в нем критерий оценочных способностей и творческого таланта, являющиеся движущимся фактором в формировании детского мышления и обучения такой деятельности как роспись. История Урала очень велика и истоки края берут свое начало с ханства - племенного управления. И как мы знаем, по истории, освоение Сибири произошло Ермаком. Произошла консолидация племен. Большой поток переселенцев положил начало огромному строительству не только жилых домов, но и общественных построек. Возникла потребность в красочность украшения быта и убранства, это помогло зарождению ремесленных художественных центров. Как мы видим, искусство архитекторы и росписи тесно переплетается с историей Сибири и государства в целом.

В отличие от любых других росписей, в урало-сибирской есть важное отличие - присутствие освещенности ракурса. Встает вопрос сочетания и смешения красок и как следствие проблема создания композиции и решение задачи общей колористической структуры росписи.

Существует много теорий в психологии восприятия человеком объектов, включающих в себя формы и цвета. Многие видные деятели создали пласт трудов описывающих возникновение у человека различных эмоций.

Первый, кто ввел понятие цвета, был Леонардо да Винчи, создавший основу основ из шести цветов. Он соединил художественное объяснение и физическое воедино: «Все что мы видим, это воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом».

Свои идеи восприятия выдвигали такие ученые-теоретики в области философии и психологии как И.В Гете, писавший про эмоции и цвет, как «сцепление и цементирование» в единую субстанцию, носящий произвольный характер. В. Вундт затронул тему воздействия раздражителей на части ощущения, в первую очередь, таких как удовольствие и не удовольствие. Воздействие раздражителей вызывает не только ощущение, но и чувство по отношению к нему. Художественная педагогика так же накопила базу знаний в решении творческих проблем в области изобразительного искусства. Образование и труд идут рука об руку неразрывно, потому что они вместе социализируют человека, помогают адаптироваться и привыкнуть к характеристикам социума.

По своему роду художественно-прикладное искусство является не очень популярным у всех без исключения социальных групп. Об эстетической ценности художественно-прикладного искусства можно убедиться в работах видных ученых В.М. Ведерниковой, Н.И Каплина, В.М. Вишневской и др.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли исследования И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, В.С. Воронова, Н.Л. Давыдовой, Н.Т. Климовой, Г.С. Масловой, М.А. Некрасовой, Е.И. Прибыльской, И.П. Работновой, Б.А. Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.

Исследования авторов отражают народную, художественную культуру в плане

историческом, этнографическом, философском, эстетическом,

искусствоведческом, социальном и педагогическом.

Просмотр и анализ научно-теоретических исследований, специальной литературы свидетельствует, что проблема формирования познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству (на примере ДХШ) недостаточно исследована.

В трудах последней мы можем убедиться в том, что декоративно-прикладное искусство обладает некоторым родом самостоятельности и самобытности, но такое искусство нельзя отделить от социума, потому что оно существует и развивается только в его пределах. В настоящее время остро встал вопрос воспитания в детях творческих начал посредством знакомства с культурой и искусством, как родного края, так и в страны в целом. Сейчас слишком мало уделено времени решения проблемы непопулярности к декоративно-прикладному искусству и наша задача выработать надежную методику обучения школьников в рамк<

Наши рекомендации