Рекомендуется работу над этюдом головы условно расчленить на три этапа, которые связаны между собой.
1. Первый этап - подготовительный рисунок под живопись и первая ее прописка.
Второй – изучение деталей головы, с максимальной характеристикой их форм и цветовых особенностей.
Третий – обобщение и синтез изученного, приведение этюда к живописному единству.
Подготовительный рисунок под живопись может быть выполнен прямо на холсте или на бумаге с последующим переводом на холст. Работая над композицией рисунка, следует учитывать, что голова изображается несколько меньше натуральной величины. Устанавливая пропорции, поворот и характер всей головы, необходимо сохранить общую большую форму. Рисунок под живопись должен быть основательно построен и проработан, но без излишней детализации. Готовый рисунок на холсте можно закрепить раствором лака с пиненом или сбрызнуть из пульверизатора водой, которая растворив часть клея в грунте, закрепит уголь. Если рисунок выполнялся предварительно на бумаге, его переводят припорохом на холст, а затем прорисовывают кистью. Прежде чем начать писать, необходимо проанализировать натуру, определить основные тональные и цветовые отношения и приступить к легкой прописке цветом всего холста или подмалевку. Прописка делается жидкой краской как акварелью, иногда вводится небольшое количество белил. Вначале прописываются глубокие по тону темные места и тени. Далее к темным тонам в отношениях подбирается цвет и тон окружения – полутона, свет, фон. Темное место будет служить камертоном. При первой прописке намечаются также отношения цветов по теплохолодности, т. е. определяется, насколько освещенные места холоднее или теплее теневых и фона. После того как подмалевок просохнет, можно приступить ко второму этапу - от живописи глубоких темных мест перейти к лепке цветом более выпуклых, светлых мест натуры. Работа над этюдом должна вестись от общего к частному и от частного к общему. Моделируя форму цветом, нельзя забывать о различиях отношений по тону освещенной части, полутона, тени, рефлекса, падающей тени. Выдерживая как можно точнее тональные отношения, следует находить их контрасты и единство. Каждый мазок краски надо класть по форме, тем самым выявляя ее характер, объем, тонально–цветовые особенности. Неудачные мазки снимать мастихином. Работая над передачей частей лица намечают детали головы - части лица. Нос, губы, уши, глаза, веки, брови имеют свою форму, объем, характер и цвет. Прежде чем писать глаза, надо наметить место, характер, тон, цвет глазных впадин, а затем лепить форму глаз. Глаза пишут одновременно оба все время сравнивая их построение. При этом надо следить, чтобы взгляд был направлен в одну сторону. Цвет глаз берется в отношении к цвету глазниц и лица в целом. Мазком лепится форма век, бровей. Губы следует строить как форму, имеющую объем, плоскости, грани. Тон и цвет носа, ушей по отношению к другим частям лица несколько темнее и насыщеннее, особенно у пожилых мужчин. Блики надо писать не просто белилами, а верно найденными по цвету и тону оттенками. Идя от крупных форм и цветовых пятен к более мелким, нельзя упускать из виду и общую тональность, заботясь о цельности. Если цельность этюда оказалась нарушенной, надо разобраться, как восстановить ее. Можно широкой кистью переписать некоторые места этюда или, используя прием лессировки, нанести прозрачные тона краски; отказаться от некоторых подробностей, контрастных мазков, пятен. Итак, задачей третьего этапа является обобщение, иными словами, необходимо снова укрепить конструкцию головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше.
Этапывыполнения длительной работы в технике масляной живописи (полуфигура с руками).Как и при написании натюрморта, живопись головы тре-бует цельного восприятия цветовых и тональных отношений, передачи пространственного положения, влияния световой сре-ды на цветовую характеристику формы, что выражается в поня-тиях теплохолодности. Для решения задачи больших тональных и цветовых отношений можно акцентировать внимание на роли фона и его цветовой и тональной связи с натурой, в чем помогут этюды головы с прямым освещением и использованием фона в одной постановке светлее, а в другой - темнее головы. Это упражнение поможет избежать тональной путаницы.
Последовательность работы над портретом:
Этап. Можно начать с карандашной зарисовки. Далее нужно выбрать формат, который поможет лучше раскрыть образ натуры. А затем закрепить первое впечатления от натуры в этюде, передать общее цветовое состояние.
Этап. Композиционный поиск наиболее выгодного размещения натуры на холсте с помощью абриса. Рисунок под живопись может быть светлым, но желательно с характеристикой основных тональных градаций формы головы.
Этап. Подмалевок - беглая прописка всего холста, который дает возможность точнее взять цвет и тон. Начинать писать лучше с теневой части головы - теневая часть лица, волосы в тени, фон. Цветовые отношения лучше строить на контрастах, с использованием дополнительных оттенков.