Участники и ведущий получают наглядный список правил и целей совместной работы, которыми всегда можно воспользоваться вновь

- 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся большой лист бумаги размером 1x2 м и дюжина цвет­ных фломастеров.

1. Доброволец ложится на лист бумаги, а другой участник фломастером обводит очертания его тела. Таким образом, на листе бумаги появля­ется человеческая фигура, некая человеческая сущность, с которой каждый может себя идентифицировать. После этого доброволец зани­мает место среди остальных игроков.

2. Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в середине комнаты, а группа сидит по кругу вокруг нее. У каждого есть 1 минута на то, что­бы подумать, какая манера вести себя и какие установки будут полез­ны для совместной работы, а какие нет.

3. Положите на пол фломастеры и попросите участников написать внут­ри фигуры ключевое слово — название качества, чувства, ощущения, которые кажутся им полезными для эффективной работы группы. Ско­рее всего участники запишут такие слова: кооперация, умение слу­шать, поддержка, удовольствие, терпимость и т. д.

4. С другой стороны, на этом же листе, но за пределами фигуры участни­ки записывают и то, чего они хотели бы избежать: предубеждение, невнимательность, индивидуализм, критиканство и т. д.

5. Если вы работаете с большой группой, будет разумным ввести опре­деленные ограничения: каждый упоминает только по одному свой­ству, которое он хочет и не хочет видеть в группе. Таким образом удастся избежать неимоверного разрастания списка.

6. Затем вы можете предложить группе подобрать для фигуры имя. Не жалейте времени на это задание.

( Варианты ^)

В качестве фигуры можно изобразить:

• школу, где учатся члены группы;

• здание фирмы;

• большое дерево с множеством веток и сучьев;

• яблоко;

• гору.

Замечания |

Повесьте лист с изображением фигуры на видном месте в комнате для занятий, чтобы к нему было можно вернуться в начале нового типа деятельности, в конце дня, в конце цикла занятий. Таким образом, уча­стники всегда будут помнить о том, как следует вести себя друг с другом. И поскольку здесь речь идет о правилах, задаваемых не ве­дущим, а самими участниками, скорее всего, они будут относиться к ним серьезно.

Если Вы работаете с «естественной» группой, например со школьным классом, то после окончания цикла занятий участники могут взять фи­гуру с собой и разместить ее на видном месте в классной комнате.

Участники и ведущий получают наглядный список правил и целей совместной работы, которыми всегда можно воспользоваться вновь - student2.ru
Профиль группы

Это упражнение дает возможность подчеркнуть индивидуальность группы

- 45 минут -

Материалы ----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся большой лист бумаги размером 1x2 м, цветные фло­мастеры, восковые мелки, старые журналы, ножницы, клей.

Станьте любознательными

Необычный способ познакомить участников с литературой по теме занятий

- 45/60 минут -

Материалы------------------------------------------------------------------

Сделайте цветные ксерокопии с нескольких книжных обложек. Если Вы хотите работать с этим материалом часто, наклейте ксерокопии на картон и оберните специальной прозрачной пленкой. Разрежьте каж­дую обложку на три или четыре части.

1. Дайте каждому участнику какую-либо часть из разрезанных титуль­ных листов книг. Затем каждый начинает искать других участников с недостающими кусками, чтобы при объединении получилась целая обложка. Так образуется подгруппа.

2. Теперь каждая подгруппа получает задание всем вместе изложить со­держание этой предположительно незнакомой книги, которое вклю­чало бы все знания участников по данной теме. Там могут упоминаться и новые идеи, предположения, пожелания и надежды членов группы. На выполнение задания отводится 30 минут.

3. Подгруппы представляют на общее обсуждение результаты своей ра­боты.

4. Покажите оригиналы книг и сравните, насколько изложенное игрока­ми содержание сходно с настоящим содержанием книги. Во время пе­рерыва предложите участникам полистать издания и по возможности оставьте книги на время всего семинара в комнате, где проходят заня­тия с группой.

Зачем мне нужна эта группа?

Это упражнение способствует живому обмену мнениями об индивидуальных целях. Одновременно возникают увлеченность и чувство единства в группе

- 45 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Вам понадобятся стопка карточек форматом приблизительно 7x10 см и настенная доска.

Билет

Наши рекомендации