Занятие по развитию речи на тему «Русская народная сказка «Заяц-хваста» »
(с детьми 5 лет)
Цель: познакомить детей со сказкой; учить строить развернутые высказывания по содержанию сказки; продолжать знакомить с творчеством Е. М. Рачева; воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.
Материал: книги «Заяц-хваста», «Колобок», «Заюшкина избушка» с рисунками Рачева.
Предварительная работа. Чтение книг, иллюстрированных Рачевым, и рассматривание рисунков художника.
Ход занятия
Воспитатель заранее выставляет иллюстрации к книгам «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Заяц-хваста», на которых изображен заяц (рис. 59, 60). Обращается к детям: «Посмотрите, сколько зайцев к нам пожаловало! С некоторыми из них вы уже знакомы». Предлагает назвать сказки, к которым сделаны иллюстрации. Дети называют «Колобок», «Заюшкину избушку». «Давайте познакомимся еще с одним зайцем, которого звали «хвастой»,— говорит педагог.— А почему именно так звали зайца, вы узнаете, когда послушаете сказку про него».
Воспитатель читает сказку, затем беседует с детьми по ее содержанию (беседа строится по традиционной методике развития речи).
Далее педагог предлагает детям еще раз рассмотреть иллюстрации и высказать свои впечатления.
Воспитатель обращает внимание детей на обложку книги: «Можно ли назвать этого зайца «хвастой»? А может быть, его лучше назвать «озорник», «непослушный», «забияка»? Посмотрите на
Рис. 59. Е. Рачев. Русская народная сказка «Колобок»
иллюстрацию». Дети отмечают, что заяц стоит в горделивой позе — подбоченился, одну лапу вверх поднял, как будто говорит: «Вот я какой!»; усы вверх торчат, даже шерстка поднялась от удовольствия; уши длинные подняты,— и приходят к выводу, что он хвастун.
Рис. 60. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Педагог продолжает: «Чтобы нарисовать вот такого зайца, художник очень много наблюдал за животными, изучал их повадки». Подчеркивает, что в рисунках Рачева заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик на него «надел».
Затем воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображена ворона, укоряющая зайца за хвастовство (рис. 61). Предлагает сравнить зайца, нарисованного на обложке книги, с зайцем, слушающим нарекания вороны. Дети говорят о том, что они заметили:
— На первой картинке у зайца усы вверх торчали и уши тоже,
а здесь усы повисли, как у моржа.
— Заяц со страху голову наклонил.
— Да нет, не со страху, он же под кривое дерево спрятал
ся, а оно низкое, как же заяц выпрямится!
— Когда заяц хвастался, глаза у него были веселые, а здесь
они напуганные, лапы повисли. Ну и хваста!
— Посмотрите, он же боится свое ухо вороне подставить, знает, что больно будет!
Воспитатель хвалит детей за наблюдательность. Предлагает рассмотреть иллюстрации к другим сказкам («Колобок», «Заюшки-на избушка»), где тоже изображен заяц. Дети обмениваются впечатлениями: «В сказке «Колобок» заяц рассеянный. Присел от удивления на задние лапы. Он, наверное, никогда не слышал, что колобок поет, а может быть, и не видел никогда колобков. Даже
Рис. 61. Е. Рачев. Русская народная сказка «Заяц-хваста»
уши опустил. А зайчика из сказки «Заюшкина избушка» жалко. Его и не видно из-за плетня, только голова торчит, а глаза грустные, испуганные. Рядом с ним стоит петух с косой, а заяц все равно лису боится».
В заключение педагог просит детей представить, что все они тоже зайчики, подумать и сказать, с которым из нарисованных зайцев они хотели бы дружить и почему.
Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!»
(с детьми 6 лет)
Цель: уточнить знания детей об изобразительных особенностях иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам; учить детей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией) передавать в рисунке образы птиц.
Рис. 62. Е. Рачев. Ненецкая народная сказка «Лисица,птичка и ворон»
Материал: гуашь, тонированная бумага.
Предварительная работа. Чтение сказки «Заяц-хваста», рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева, а также его рисунков к северным сказкам.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что художник Рачев очень много в своей жизни наблюдал за животными и птицами. И когда смотрел, например, на ворону, то не просто видел ее внешний облик, а представлял, какой у нее характер. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Сказка-то с хитринкой — на людей намекает». По условиям игры дети должны определить, чем животные или птицы, изображенные на иллюстрациях Рачева, напоминают кого-то из людей. Дети с интересом включаются в игру, рассказывают: «На рисунках к сказке «Заяц-хваста» ворона, сидящая на заборе, похожа на старушку: согнулась, о чем-то думает, не торопится улетать, как будто опасности не чувствует, а ведь собаки сзади. А на рисунке, где ворона зайца хвалит, говорит, что он «молодец, не хваста, а храбрец», ворона похожа на добрую бабушку, которая довольна своим внуком, улыбается, гладит его по плечу».
Рассмотрев иллюстрации к сказке «Лисица, птичка и ворон» из выставки рисунков к северным сказкам, дети говорили: «Ворон здесь похож на человека, у которого что-то случилось: крылья в стороны отвел, хвост распушил, клюв раскрыл. «Беда! — кричит.— Беда!» (Рис. 62.)
Воспитатель цитирует: «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» Говорит, что теперь, после того как дети рассмотрели, как рисовал ворон художник Рачев, они будут сами рисовать этих птиц. Напоминает, что изображение должно быть крупным.
Педагог прикалывает к доске большой лист бумаги, на котором нарисована ель, покрытая снегом. Дети рисуют.
В конце занятия воспитатель предлагает всем выбрать из готовых рисунков такие, где птицы больше всего похожи на тех, о которых говорится в стихотворении. Располагает эти рисунки на большом листе бумаги под изображением ели.
Литература
Панкина Э. 3. Русские художники детской книги.— М., 1963. Заяц-хваста.— М., 1987. Колобок,—М., 1987.
Рачев Е. М. Здравствуй, дедушка Медведь!: Подборка-выставка настенных картин «Северные сказки».— М., 1985.
ДЕТЯМ О ДЕТЯХ
Алексей Федорович Пахомов вошел в книжную графику с иллюстрациями к произведениям В. Маяковского, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеевой и других писателей. Знакомые детям и любимые ими герои этих книжек по-новому раскрылись в рисунках А. Ф. Пахомова. Художник умело подчеркнул характеры персонажей, нашел новые черты в их облике.
Рисункам А. Ф. Пахомова не свойственны сказочность и декоративность. Все они выполнены в реалистической манере. Главная их тема — жизнь детей. Герои иллюстраций А. Ф. Пахомова просты и естественны. Ребенок сочувствует им и старается подражать. Тонкое мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными ребенку.
Наши наблюдения за восприятием дошкольников показали, что иллюстрации Пахомова находят отклик в душе каждого ребенка, заставляют его радоваться, печалиться. Например, те рисунки в книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», на которых показаны положительные поступки героев, вызывали у детей чувство удовлетворения, они радостно и доверчиво улыбались, кивали головами: «Правильно, и мы поступали бы так же... аккуратно относились бы к своим вещам... были бы вежливы...» И т. д. Когда им не нравились поступки героев, на их лицах можно было отметить выражение грусти, разочарования.
Ознакомление дошкольников с творчеством Пахомова начинается со старшей группы. Однако уже в средней группе, читая детям «Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, мы показывали им иллюстрации Пахомова (не называя художника) (рис. 63, 64, 65).
Несмотря на то что большинство иллюстраций Пахомова дано в черно-белом исполнении, они интересны ребенку благодаря их особой выразительности, близости героев по возрасту, поведению зрителю-малышу.
В старшей группе,прежде чем приступить к работе с детьми по рисункам Пахомова, мы задумались над тем, как заинтересовать их, вызвать желание ближе познакомиться с работами художника. Вначале мы поместили в книжный уголок две книги, знакомые детям по предыдущему году: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского и «Мяч» С. Маршака. Прежде всего мы хотели выяснить, смогут ли дети по иллюстрациям восстановить в памяти содержание стихотворений или хотя бы охарактеризовать поведение героев. Дети заметили появление книг, начали их рассматривать. Сначала книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?» взял один ребенок, но сейчас же к нему подошли и другие дети и начали бойко давать характеристики героям стихотворения. Чувствовалось, что не все хорошо помнят содержание, но тем не менее говорят уверенно. Тогда мы предложили всем вместе рассмотреть иллюстрации и обменяться впечатлениями. Вот примеры детских высказыва-
Рис. 63. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
ний: «Да, они загорают на речке. Погода солнечная, безоблачная. Настроение у них веселое, они улыбаются. Играют с детьми и мамы. Им хорошо отдыхать вместе»; «Сразу видно, что этот мальчик грязнуля. Лицо грязное. Вообще, он как неумытый поросенок. Я бы никогда не стала играть с таким мальчиком. В группе у нас таких нерях нет»; «Сразу видно, что мальчик трус, если он птицы испугался. Бедненький, он даже присел от страха и руками закрывается. Даже слышно, как он кричит и охает. Вон рот широко открыл».
Затем мы прочитали книгу, и дети с удовольствием отметили, что дали героям правильные характеристики. Картинки дошкольникам очень понравились, и на вопрос воспитателя, хотели ли бы они узнать, как жил и работал художник, они ответили утвердительно. Тогда мы показали портрет А. Ф. Пахомова и рассказали о его творчестве. В этой же группе было проведено еще одно занятие по ознакомлению дошкольников с творчеством Пахомова и несколько небольших бесед вне занятий.
В дальнейшем, помогая детям знакомиться с новыми иллюстрациями, мы обращали их внимание на средства выразительности, использованные художником для более глубокой передачи образа. Мы увидели, что детям старшего дошкольного возраста доступно восприятие таких художественных средств, как плавность и красота линий, колорит, пластичность формы, позы, движения, жесты. Дети отмечали в рисунках сочетание разнообразных материалов: карандаша и акварели, сангины, цветных карандашей и простого карандаша.
Мы старались дать детям представление о том, какую роль играет в рисунке свет. Мы объясняли, что белые и темные пятна в рисунке, сочетаясь, могут вносить в него движение или выражать покой, то или иное настроение. Например, когда у героя настроение веселое, радостное, то лицо у него светлое, яркое, как будто освещенное солнцем, а когда настроение плохое, то лицо, как в пасмурный день, хмурое, неприветливое, невеселое, на нем больше темных пятен. Так при помощи световых пятен художник создает ощущение живого человека, впечатление объемности фигуры, лица и т. д.
Художник очень точно передает в рисунках характер и поведение героев. Вот внучка из книги «Бабушка, внучка да курочка»: бежит, коса по ветру развевается, ведра из стороны в сторону качаются. Кажется, шагнет за страницу, очутится рядом с нами и спросит: «Ну, а вы бы не испугались?» А вот и бабушка: на голове платочек повязан, волосы белые, как снег, лицо все в морщинах, и в каждой морщинке улыбка. Кажется, что она говорит детям: «Посмотрите на мою внучку, хоть и маленькая, а помощница!» (рис. 66). Дети видят, как тяжело бабушке нести полные ведра. Даже приседает при ходьбе от тяжести. Так и хочется помочь ей. А про курочку один из детей сказал: «Курочка как живая. Так и хочется ее погладить» (рис. 67).
В иллюстрациях к рассказам В. Осеевой внимание детей при-
Рис. 64. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Рис. 65. А. Пахоллов. Книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
влекло то, что в этих героях они узнали себя и своих сверстников. Узнали свои занятия, настроение, отношения друг с другом и с окружающим миром, взглянули на все это как бы со стороны. Из высказываний детей было видно, кому бы они хотели подражать, а кому нет.
Всем очень понравился образ главного героя, созданный художником в рисунках к «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака. Благодаря рисункам дети наглядно убедились, что герой книги при всей его смелости и отваге прост, скромен ничем не выделяется из толпы. Таких, как он, можно встретить на улицах любого города, поселка. Он внушает к себе симпатию и уважение.
В подготовительной к школе группемы познакомили детей с
ИЗ
Рис. 66. А. Пахомов. Русская народная Рис. 67. А. Пахомов. Русская народная сказка «Бабушка, внучка, да курочка» сказка «Бабушка, внучка, да курочка»
иллюстрациями Пахомова к рассказам «Шли по лесу», «Таня знала буквы» Л. Толстого, главе «Желтухин» из повести «Детство Никиты» А. Толстого. Творческая манера художника уже была знакома дошкольникам, поэтому они безошибочно называли автора рисунков. Многие уже могли охарактеризовать рисунки и сравнить их с работами других художников. Например, мы предложили детям сравнить иллюстрации А. Ф. Пахомова к произведениям С. Маршака «Мяч» и В. Маяковского «Кем быть?» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина и сказать, чьи рисунки им нравятся больше.
Иллюстрации Пахомова к книге «Мяч» цветные, выполнены способом литографии (способ печати, при котором оттиски с плоской, нерельефной печатной основы переносятся под давлением на бумагу; рисунок наносится жирной тушью (кистью, пером) или литографским карандашом и перед печатью подвергается химической обработке, покрывается водой и краской), а рисунки Коровина черно-белые. И наоборот, рисунки Пахомова к книге «Кем быть?» черно-белые, а рисунки Коровина выполнены акварелью.
Вначале иллюстрации обоих художников воспринимались детьми одинаково, потому что ребенок видел один и тот же сюжет и одного и того же героя. В процессе дальнейшего рассматривания выяснилось, что большее предпочтение дети отдают ярким, цветным' иллюстрациям. Детьми было подмечено, что у Пахомова иллюстрации выполнены в сложной технике, а у Коровина проще. Некоторые даже говорили: «Подумаешь, черточки и штрихи! Я тоже так сумею!» Мы объяснили, что за простотой изображения кроется сложная, кропотливая работа. И мастерство художника состоит в том, чтобы с помощью пятна, штриха добиться выразительности. В очередном разговоре с детьми мы рассказали им о том, что
художник Пахомов был еще и скульптором (конспект этого занятия прилагается).
После знакомства с иллюстрациями Пахомова к книге «Кем быть?» (рис. 68) дети начали играть по стихотворению. Они быстро сориентировались в подборе атрибутов, и игра прошла в интересной форме. Благодаря иллюстрациям для детей более четко обозначились особенности той или иной профессии. Сравнение иллюстраций помогло им увидеть, что различные позы, движения, жесты по-новому раскрывают образ и передают различные эпизоды из жизни героев.
Вышеназванные и другие работы этого художника к детским книгам способствовали развитию детского воображения, игры, творческих способностей. Дошкольники самостоятельно стали играть в такие игры, как «Кто нарисовал этот портрет?», «Найди такую же картинку», «Кто художник этой книги?». В уголке самостоятельной художественной деятельности дети с удовольствием рисовали, лепили полюбившихся им персонажей.
Рис. 68. А. Пахомов. Книга В. Маяковского «Кем быть?» |
Результаты нашей работы показали, что рисунки А. Ф. Пахомова увлекают детей жизненностью и выразительностью. Работы художника без всяких поучений, живо и наглядно доносят до ребенка образы героев, учат его добру.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ