Занятие на тему «Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
(с детьми 4 лет)
Цель: познакомить детей со стихотворением В. Маяковского, рассмотреть с ними иллюстрации Ю. Д. Коровина; воспитывать критическое отношение к плохим поступкам.
Материал: книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть книгу, называет ее автора. Затем называет имя и фамилию художника, который нарисовал иллюстрации (Ювеналий Дмитриевич Коровин).
Педагог читает текст и показывает иллюстрации. После прочтения задает детям вопросы:
— Каких детей больше — хороших или плохих — нарисовал
художник в книге? Почему?
— Какими средствами художник дал нам понять, что не хочет
помещать в книгу плохого ребенка? Каким художник изобразил
грязнулю и с помощью каких изобразительных средств показал,
кто из него вырастет?
Воспитатель просит назвать книгу, фамилии автора и художника. Еще раз просматривает с детьми иллюстрации.
Занятие рисованием на тему «Майская песенка» В. Маяковского
(с детьми 5 лет)
Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от первомайской демонстрации;, продолжать знакомить с иллюстрациями Ю. Д. Коровина к книге В. Маяковского «Детям».
Материал: книга В. Маяковского «Детям» с иллюстрациями Ю. Д. Коровина; краски гуашь, кисти, подставки, тряпочки.
Ход занятия
Воспитатель просит детей вспомнить, что они видели на Первомайском празднике. Предлагает послушать стихотворение В. Маяковского «Майская песенка» и посмотреть иллюстрации художника Ю. Д.. Коровина.
Воспитатель задает детям следующие вопросы:
— Понравилось ли вам стихотворение? Понравились ли рисунки?
— Как фамилия художника, который нарисовал эти рисунки?
— Опишите колорит рисунков и назовите краску, которую ис
пользовал художник для их создания (акварель).
— - Какого цвета флаги, транспаранты, шары в руках у людей?
Далее педагог предлагает детям самим нарисовать Первомай
ский праздник.
Литература
Ганкина Э. 3.Русские художники детской книги.— М., 1963. Ганкина Э. 3.Художники в современной детской книге.— М., 1977. Коровин Ю. Д.Трудно сделать хорошую книгу // Детская литература.— 1968.—№ 9.
Морозко.— М., 1988.
ПОКАЖИТЕ ДЕТЯМ СКАЗКУ
Книжную графику для детей трудно представить себе без работ Владимира Михайловича Конашевича. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения — так оценило его творчество государство. На опыт В. М. Конашевича как детского художника опираются сейчас молодые, его принципы создания иллюстраций используют в своих работах многие начинающие художники.
Творчеству В. М. Конашевича посвящены многие монографии. Вот что, например, пишет о нем искусствовед Э. 3. Ганкина: «Кона-шевич — замечательный мастер дошкольной книги. Его искусство искрится, сверкает и радует, как само детство. Он понимает, что четырех-шести-семилетний возраст — это чудесная пора открытий, что это время величайшей жадности формирующегося сознания, время увлекательных игр, время беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим детский глаз ярким краскам, цветам, лоскуткам, к миру игрушек... Конашевич — умный воспитатель ребенка. Он учит его, но может и пускаться с ним в пляс, отвечать на вопросы и играть с ним» (Русские художники детской книги.— М., 1963.— С. 98). Здесь же Э. 3. Ганкина говорит о воспитательном значении творчества В. М. Конашевича: «... они (книги) не только воспитывают умственные способности, воображение или чувство юмора ребенка — они воспитывают в нем эстетическое чувство, художественный вкус» (Там же.— С. 99).
Хочется еще вспомнить слова К- Чуковского, сказанные им В. М. Конашевичу после издания сборника «Чудо-дерево». Писатель отметил, что рисунки так поэтичны, нарядны, сделаны такой уверенной, сильной рукой большого (к тому же очень простосердечного) мастера, что ему стало неловко перед художником за несовершенство своего текста. Рисунки, по мнению К. Чуковского, придали сказкам такие качества, которых «сказки сами по себе не имеют».
Корней Иванович Чуковский и Владимир Михайлович Конашевич были большими друзьями. Их сближала совместная работа над книгами. Читая письма этих людей друг другу, невольно проникаешься мыслью: до чего же они похожи!
По программе детского сада дошкольников знакомят с творчеством В. М. Конашевича только в подготовительной к школе группе. Однако мы начали эту работу еще во второй младшей группе. Дело в том, что многие произведения художественной литературы, которые детям читают во второй младшей, средней и старшей группах, издавались с иллюстрациями В. Конашевича.
Во второй младшей группе это сказки К- Чуковского «Путаница» и «Мойдодыр». В средней группе — сказки К- Чуковского «Айболит и воробей», «Муха-Цокотуха», С. Маршака «Вот какой рассеянный», Ш. Перро «Красная шапочка», русские народные сказки «Гуси-лебеди» и «Привередница» (в обработке В. Даля). В старшей группе — сказки К- Чуковского «Телефон», «Айболит» и
«Тараканище», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», английская песенка «Котята». В подготовительной к школе группе детей знакомят с творчеством художника на иллюстрациях к сказкам С. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», X. К. Андерсена «Дюймовочка», А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». (Мы думаем, что этот перечень должен помочь воспитателям, так как многие, возможно, не знают, что В. М. Конашевич иллюстрировал все перечисленные выше произведения.)
Как только открываешь первую страницу книги, иллюстрированной Конашевичем, возникает ощущение, что ты присутствуешь при начале представления кукольного театра. Возникает тот же, что и в театре, «эффект присутствия».
Манера рисования В. М. Конашевича совершенно отличается от манеры других известных художников-иллюстраторов. Свои рисунки он выполняет на белом листе бумаги. Композицию строит без пейзажей. Его рисунки отличаются яркостью красок. Но цветовая гамма ограничивается 3—4 цветами. Многоцветность создается за счет использования множества оттенков.
В. М. Конашевич в основном работал акварелью и черной тушью, пером. Нанося тонкую, подвижную, как бы вздрагивающую линию, он таким образом обозначал контуры предметов, силуэты людей.
Для всех рисунков Конашевича характерна декоративность. Декоративность у него сказочная, хотя, как говорил сам художник, построена на реалистической основе. Его цветы, узоры можно было бы назвать аляповатыми, но когда стараешься представить себе что-то другое вместо, например, роскошных роз из книги «Муха-Цокотуха», то кажется, что при этом уходит и очарование сказки.
Рассматривая книги, оформленные В. М. Конашевичем, мы обратили внимание на то, что иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина выполнены «серьезнее», сдержаннее. Это говорит об особом отношении художника к пушкинским произведениям. Все иллюстрации точно передают настроение сказок. Но даже здесь художник показывает свой веселый нрав. Манера изображения старика и старухи, сватьи бабы Бабарихи очень похожа на карикатурную.
Но что нас покоряет в иллюстрациях Конашевича, так это десятки мелких подробностей, сопровождающих каждую строчку текста. Вот где в полной мере проявились творческая выдумка, воображение художника! И все детали выполнены так тщательно, с такой любовью!
Подолгу можно рассматривать книгу К. Чуковского «Муха-Цокотуха». «Приходите, тараканы. Я вас чаем угощу!» — всего две строчки, а у Конашевича... Летит Стрекоза, сразу видно, что женщина в возрасте: на голове — чепчик, в лапках — ридикюль. Кузнечик, не смотрите, что старый и хромой, тоже в гости идет. Спешат бабочки-красавицы, бегут маленькие букашки. А вот Жук — мужчина в годах, важный, степенный, в шляпе. Он запирает дверь, а сам смотрит, как бы не прийти на именины позже всех! Как бы без места не остаться!
Особенно трогает то, как художник изобразил семью насекомых. Бабушка вяжет и внимательно прислушивается, что там говорится об именинах. Взрослый Жук смотрит и думает: стоит ли идти к Мухе в гости? Он не спешит. А маленький Жучок лапками жестикулирует. Мол, чего же здесь думать, пошли! Дома сидеть ему никак не хочется! Вот какую сказку в картинках к той, что написал Чуковский, показал нам Конашевич.
Приступив к ознакомлению детей с творчеством художника, мы стали внимательно наблюдать за ними. Как дошкольники рассматривают книгу? О чем говорят?
Мы заметили, что дети намного эмоциональнее воспринимают иллюстрации, чем мы, взрослые. Жестикулируют, смеются, грустят и даже могут становиться по-взрослому серьезными.
Наши наблюдения показали также, что в зависимости от возраста дети воспринимают иллюстрации В. М. Конашевича по-разному. Маленький ребенок видит в рисунках отображение реально существующего мира («Дедушка Конашевич подсмотрел все это, а потом нарисовал»), и у него появляется желание самому больше видеть, замечать в окружающем, т. е. рисунки будят наблюдательность, любознательность малыша. Ребенок старшего дошкольного возраста понимает, что все, что изображено на иллюстрации,— выдумка. Работы Конашевича привлекают его своей фантастичностью, игровым началом. Девочкам нравится воображать себя то бабочками-красавицами, то куколками, и они распределяют между собой эти увлекательные роли. Мальчиков больше привлекают поступки героев («А я бы с ним начал сражаться...»; «А я бы его поборол...»).
Нельзя в связи с этим не сказать, что когда детское восприятие дополняется чутким, умелым руководством со стороны педагога, его жизненным опытом и знаниями, то мир иллюстраций открывается перед детьми еще полнее и глубже. Тут же еще раз хочется подчеркнуть, что с творчеством В. М. Конашевича детей следует знакомить еще в младших группах. Дети только выиграют от того, что перед ними раньше откроется щедрый и красочный, полный волшебной красоты мир сказки, созданный художником.
Перед тем как начать непосредственную работу с детьми, мы изучили разделы программы «Развитие речи», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальное воспитание». Затем составили примерный перечень занятий, который приводится ниже.
Примерный перечень занятий для подготовительной к школе группы
I квартал
Развитие речи.Ознакомление створчеством В. М. Конашевича.
Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Сказочные цветы» (по иллюстрациям В. М. Конашевича к сказкам «Муха-Цокотуха», «Старик-годовик», «Гуси-лебеди», «Привередница», «Лиса-лапотница»).
Лепка. Коллективная работа на тему «Произведения К. Чуковского». (Вся группа размещается за четырьмя столами, дети за каждым столом выбирают себе сказку, договариваются, кто что будет лепить. Могут использовать иллюстрации к сказкам «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце», «Телефон», «Бармалей».)
II квартал
Развитие речи.Чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций В. М. Конашевича.
Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина» («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).
Сюжетная лепка на тему «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».
Аппликация на тему «Стихотворение «Чудо-дерево» К. Чуковского» (работа с наборным полотном, когда изображение составляется из отдельных рисунков детей).
III квартал
Развитие речи.Чтение сказки-пьесы С. Маршака «Кошкин дом».
Изобразительная деятельность.Рисование на тему «Русская народная сказка «Гуси-лебеди». ...
Декоративная аппликация на тему «Платье для царевны Лебеди, поварихи, ткачихи» (по «Сказке о царе Салтане»).
Лепка на тему «Баба Яга».
Рисование на тему «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина» («Ель растет перед дворцом...»).
В течение года воспитатель может вести постоянную работу по иллюстрациям в книжном уголке. Целесообразно организовывать такие выставки книг: «В. М. Конашевич — друг и помощник К. И. Чуковского»; «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам А. С. Пушкина»; «Иллюстрации В. М. Конашевича к сказкам X. К. Андерсена»; «Художник Конашевич показывает сказку».
Знакомя детей с рисунками Конашевича, мы параллельно проводили работу по закреплению знаний о творчестве других художников-иллюстраторов. При этом широко использовали игровые методы и приемы. Например, детям очень нравилась игра «Узнал — расскажи». Правила ее очень просты: ребенок берет одну из иллюстраций, разложенных на столе у воспитателя, называет ее автора, аргументируя свой ответ. (Можно подбирать для игры рисунки одного художника, тогда дети будут называть произведение.)
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ