Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок»
ДОШКОЛЬНИКАМ
О ХУДОЖНИКАХ ДЕТСКОЙ КНИГИ
КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Составитель Т. Н. Доронова
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Авторы: Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, Т. П. Дворниченко, О. В. Каждая, Е. В. Косенко, В. И. Козлова, А. Н. Митюшкина, Л. Н. Панова, Н. В. Рычажкова, 3. Ф. Трушина
Рецензенты: Республиканский методический кабинет дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (зав. кабинетом В. Н. Андреева)
© Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Воробьева Н. П. и другие, 1991
От редактора
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.
Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А.Ф. Па-хомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Задача воспитателя — ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.
Решение этой задачи требует планомерной и постоянной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисунка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности.
Знакомство детей с рисунками художников-иллюстраторов осуществляется как на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, так и на специальных.
Специфика этой работы требует от педагога определенного рода знаний, некоторой специальной подготовки. В помощь воспитателям при кабинете по дошкольному воспитанию Московского областного института усовершенствования учителей по инициативе директора кабинета Т. Ф. Саулиной несколько лет назад был организован
постоянно действующий семинар. Творческая группа, созданная из педагогов-практиков, собрала материал о жизни и деятельности художников Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Ю. Д. Коровина, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, изучила историю становления жанра детской художественной книги, познакомилась с особенностями творческой манеры каждого из вышеназванных мастеров книжной графики. Далее были разработаны конспекты занятий, после чего состоялась их широкая апробация в дошкольных учреждениях Московской области.
Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформированы элементарные представления о выразительных средствах, характерных для этого вида искусства, значительно обогатились творческое воображение, фантазия, вследствие чего сюжеты детских игр стали значительно разнообразнее, интереснее.
В предлагаемой читателю книге педагоги рассказывают о проделанной работе, о найденных ими новых и эффективных формах ознакомления детей с рисунками художников, делятся своими мыслями,, впечатлениями. Главное внимание авторы уделяют вопросам формирования у детей художественного вкуса, развития творческих способностей. Наряду с этим значительное место отводится задачам нравственного воспитания.
В книге освещен опыт работы одиннадцати педагогов. О том, как знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассказывают заведующие детскими садами В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, А. Н. Митюшкина (г. Дмитров и Электросталь).
Раскрывая перед читателем сказочный мир иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова, авторы описывают найденные ими формы и методы работы с детьми. Большое значение они придают установлению тесной связи между приобщением детей к искусству книжной графики и всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятельности, музыкальное воспитание); убедительно показывают, что иллюстрации Ю. А. Васнецова, являются важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития ребенка. Важно, что педагоги подводят детей к пониманию глубинных истоков творчества Ю. А. Васнецова, его связи с народным декоративно-прикладным искусством.
Старший воспитатель Т. П. Дворниченко (г. Ивантеевка) в своем дошкольном учреждении и районе провела большую работу по ознакомлению детей с рисунками замечательного советского художника, писателя-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рассказывая о своем отношении к книжной графике Е. И. Чарушина, автор не просто восхищается его мастерством, но и помогает читателю войти в творческий мир этого мастера, постичь художественную ценность и самобытность его иллюстраций. Т. П. Дворниченко на примере собственного восприятия рисунков убедительно показывает, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина
является то, что художник всегда стремился передать эмоциональное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Автор рассказывает о гражданственной направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, главное, понимать животных, заботиться о них.
Важно, что в своей работе с детьми Т. П. Дворниченко руководствовалась рекомендациями, которые Е. И. Чарушин изложил в своей статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1943 г.). В этой статье художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребенка-дошкольника, подчеркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для педагога — умение обогащать ребенка яркими впечатлениями, способность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам.
О. В.'Каждан — воспитатель детского сада (г. Жуковский). В своей работе с детьми она широко использует рисунки многих художников, но особое отношение у нее к иллюстрациям Ювеналия Дмитриевича Коровина.
Опыт О. В. Каждая интересен для нас ее личным трепетным отношением к творчеству художника. Всматриваясь и любуясь акварелями Ю. Д. Коровина, она заражает своим настроением читателя, заставляет его восхищаться щедрой палитрой красок, умением художника приобщать ребенка к сложным вопросам общественной жизни. Хочется надеяться, что, заинтересовавшись творчеством Ю. Д. Коровина, педагоги смогут найти свои интересные формы и методы работы с детьми.
О своей работе по ознакомлению старших дошкольников с творчеством Владимира Михайловича Конашевича рассказывает воспитатель детского сада Е. В. Косенко (г. Воскресенск). Этого педагога отличает глубокое проникновение в мир иллюстраций художника, искреннее уважение к его творчеству. Знакомясь с описанием ее опыта работы, мы видим, что Е. В. Косенко не просто изучила искусствоведческую литературу о творчестве В. М. Конашевича, но и сделала собственные маленькие открытия. Она показывает читателю, что мастерство этого выдающегося художника-иллюстратора состоит в том, что Конашевич сумел придать своим работам только ему присущую декоративную форму, так хорошо отвечающую возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Иллюстрации Конашевича не «аккомпанируют» тексту книги, а живут своей собственной жизнью. Они расширяют, уточняют представления ребенка и, что самое главное, развивают его фантазию, вводят малыша в милую его сердцу область игры.
Искусствоведы нашей страны и зарубежные не устают восхищаться неповторимой графической манерой В. М. Конашевича. Е. В. Косенко рассказывает, как формировать у детей представление о том, что этот художник — миниатюрист, что для большинства его работ характерны смелость и необычность композиционного и колористического решения.
Опыт Е. В. Косенко должен помочь другим воспитателям лучше
понять особенности мастерства художника и использовать его рисунки не только для воспитания у детей эстетических чувств и художественного вкуса, но и развития воображения, чувства юмора.
В книге представлен также опыт работы старшего воспитателя детского сада Л. Н. Пановой (г. Чехов) по ознакомлению детей с творчеством художника В. В. Лебедева. Л. Н. Панова рассказывает читателю, что с именем Владимира Васильевича Лебедева связана целая эпоха развития и становления книжной иллюстрации для детей, что художник многое сделал для того, чтобы иллюстрации в детской книге будили в ребенке любознательность, воспитывали его, развивали творческие способности.
Этот опыт интересен тем, что работа с детьми по иллюстрациям В. В. Лебедева осуществляется в системе занятий по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, имеет выходы в самостоятельную художественную деятельность дошкольников. Важно также, что она несет в себе большую воспитательную направленность. Автор убедительно доказывает, что рисунки этого большого мастера будят нравственные чувства ребенка, воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, гуманизм.
Живо и эмоционально рассказывают о том, как знакомить дошкольников с творчеством Евгения Михайловича Рачева, заведующая и воспитатель детского сада. В. И. Козлова и Н. В. Рычаж-кова (г. Электросталь). Их опыт ценен тем, что раскрывает возможности этического воспитания детей средствами искусства.
Важную роль авторы отводят иллюстрациям Е. М. Рачева в обучении детей рисованию. Вероятно, читателям понравится занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны...». Используя описанные в нем приемы работы с детьми, воспитатель сможет провести и другие занятия по рисункам этого художника.
О том, как знакомили детей с творчеством Алексея Федоровича Пахомова, рассказывают заведующая 3. Ф. Трушина и воспитатель детского сада Н. А. Астафьева (Ногинский район). Педагогический коллектив этого детского сада уже много лет углубленно занимается вопросами эстетического воспитания. Под руководством 3. Ф. Трушиной в дошкольном учреждении проводится большая работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Особое внимание уделяется творчеству замечательного советского художника А. Ф. Пахомова.
Опыт 3. Ф. Трушиной и Н. А. Астафьевой должен помочь воспитателю научить детей понимать характер и настроение героев книг, интересоваться изобразительными возможностями книжной графики.
Создавая эту книгу, авторы не ставили перед собой цель предложить читателям четкую систему методических рекомендаций. Здесь показаны лишь некоторые пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников. Описанный опыт должен помочь педагогу на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей осуществлять аналогичную работу по-своему, творчески и эффективно.
СКАЗОЧНЫЙ МИР
ИЛЛЮСТРАЦИИ Ю. А. ВАСНЕЦОВА
Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.
Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь» (рис. 1).
Ием ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше восхищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. \ На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хоровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками (рис. 2).
Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Прянички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу. Обычно дети с удовольствием включаются в игру, затеянную художником, и сами начинают фантазировать: «Когда Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она старая, потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в валенках и с палочкой»; «А Кисонька очень красивая. Вся пушистая, в нарядной юбке и с бантиком на шее. Но мне она не нравится. Она жадная. У нее много пряничков. Даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».
Очень большую нагрузку несет в работах Ю. А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает картину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику.
Рис. 2. Ю. Васнецов, Русская народная песенка «Мыши» |
Рис. 1. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 2. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Конь» песенка «Мыши»
Рис. 3. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 4. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Коза-хлопота» песенка «Петушок»
Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, любуемся кисточками на ушах.
Хотя на рисунках Ю. А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел художественную форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского восприятия.
С. рисунками Ю. А.Васнецова ребенок встречается на протяжении всего дошкольного детства.
Рассматривая иллюстрации с самыми младшими дошкольниками,мы видели, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Как быстро менялось у малышей настроение, когда они вдруг замечали на рисунке, где изображены коза с козлятами, прячущегося за деревом волка (рис. 3)! Дети сердились, приговаривая: «Не дадим съесть козлят!»
Очень волновались малыши за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели помочь ей. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили все новые, интересные подробности. Один мальчик заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками и все!»—с огорчением сказал он.
Во второй младшей группемы знакомили детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Так, мы показывали иллюстрации во время рассказывания сказки Л. Толстого «Три медведя». Иллюстрацию к потешке «Петушок» (рис. 4) мы демонстрировали несколько раз: на занятии по развитию речи, когда дети заучивали эту потешку наизусть, на музыкальном занятии при исполнении детьми песенки про петушка и на занятии по изобразительной деятельности. Благодаря такому многократному знакомству с иллюстрацией яркий, выразительный образ петушка хорошо запомнился детям. Малыши подолгу и с интересом всматривались в иллюстрацию, подражали действиям петушка и даже спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Одна из девочек сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показался темным и страшным, и мальчик решил, что там живет Баба Яга.
Возвращаясь к иллюстрации в вечернее время, мы предлагали детям придумать сказку про петушка. Воспитатель начинал рассказывать, а ребенок продолжал нехитрое повествование:
- Не было солнышка, и петушок не мог пойти на улицу'гулять. Тогда петушок взлетел на высокий шест и...
— Петушок пел громко, и его песню услышало солнышко и решило помочь
петушку. Оно проснулось...
— Осветило всю землю, лес. Стало светло, и петушок пошел на улицу гу
лять.
Рис. 5. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»
Рис. 6. Ю. Васнецов. Сказка Л. Толстого «Три медведя»
Однажды по иллюстрации «Петушок» мы рассказали детям такую сказку:
Жили-были брат и сестра. Они часто ходили гулять в дальний лес, где собирали грибы да ягоды. Но вот однажды утром проснулись дети, посмотрели в окно, а на улице темно, нельзя идти гулять. Стали дети просить Петю-петушка:
— Петя-петушок, золотой гребешок, спой песенку, разбуди солнышко!
А Петя им отвечает:
— Забор низкий. Не увидит меня солнышко, не услышит мою песню.
Пошли тогда дети в сад, прибили к забору длинный шест и снова пришли к петушку, снова просят:
— Петя-петушок, садись на высокий шесток, спой песню солнышку!
Взлетел петушок на высокий шесток, гордо поднял свою голову, расправил крылья и хвост и громко запел:
— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Услышало солнышко песню петушка, проснулось, умылось водой ключевой и выкатилось в синее небо.
Увидал петушок красивое лучистое солнышко и запел еще громче, радостнее:
— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Раздалось пение петушка над домиком брата и сестры, над дремучим лесом так, что солнышко еще ярче засветило и украсило золотыми лучами и дома, и березу, и забор, и петушка.
Окончив сказку, мы предложили детям посмотреть, как переливаются у петушка перышки на солнце.
Понравилась всем малышам и иллюстрация, на которой художник изобразил гостеприимную заботливую Сороку-белобоку (рис. 5). А знакомясь с иллюстрацией «Три медведя» (рис. 6), дети сами подметили, что это медвежья семья («Это мама, папа и сыночек»).
В старшей группезнакомство детей с творчеством Ю. А. Васнецова было продолжено.
Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы старались обратить их внимание на то, что все животные и птицы изображены художником по-разному, например, на рисунке к потешке «Пошел котик на Торжок» (рис. 7) Васнецов изобразил кота важно шагающим с булкой под мышкой, очень хозяйственным. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег, а вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации кот нарядный, как на празднике: с бантом, в красивой рубашке, с распушенными усами (рис. 8). А стоит он так, как будто сейчас пустится в пляс.
«Какие кони!—радостно восклицали дети, всматриваясь в иллюстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и сказке «Конек-горбунок».— В гривах бантики, все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, седла расписные!» (Рис. 9, 1.)
Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и скажешь, кто в нем живет. Для козы с козлятами художник нарисовал маленькую простую лесную избушку, и стоит она на пенечке
Рис. 7. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Пошел котик на Торжок»
Рис. 8. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Котинька-коток»
(рис. 3). Для трех медведей — большой крепкий дом из толстых бревен (рис. 6). Но и медвежий дом тоже уютный.
Домик, где сидят Ладушки, нарядный, с резными ставенками (рис. 10). Все дома разные, а живется их обитателям хорошо и весело.
Но не все иллюстрации художника вызывают у детей радостное настроение. Посмотрит ребенок на иллюстрацию к песенке «Гуси» (рис. 11) и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствует тревожный темно-синий фон рисунка, на котором особенно белым кажется оперение птиц. А вот другая иллюстрация, где гуси-лебеди летят в вечернем небе. Летят быстро и высоко, так что люди на земле кажутся сверху совсем маленькими. Позы людей свидетельствуют о том, что они чем-то очень обеспокоены. Дети всегда волнуются, глядя на эту иллюстрацию, ведь гуси унесли Ванечку.
В своих рисунках для детей Ю. А. Васнецов талантливо объединил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих иллюстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.
По мере все более близкого знакомства детей с произведениями Васнецова было видно, как менялось их отношение к книжным иллюстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать страницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные художником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.
Рис. 9. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»
Рис. 10. Ю. Васнецов. Книга «Ладушки
Рис. 11. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Гуси»
Мы наблюдали, как дети самостоятельно подмечали интересные детали, радовались находкам мастера.
Проведенная нами работа показала, что знакомство детей с искусством Ю. А. Васнецова имело большое значение для их эстетического воспитания, нравственно-эмоционального развития. Благодаря творчеству этого замечательного мастера наши дети искренне и глубоко полюбили книжную графику.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ
Литература
Васнецов Ю. А.10 книжек для детей.—Л., 1983. Волк и козлята.— М., 1987. Ладушки.— М., 1986.
Петров В. Н.Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.—Л., 1971. Прокофьев А.Для маленьких.— Л., 1979.
Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Васнецова.— М., 1980.
Толстой Л. Н.Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки.— Л., 1984.
ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ
Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь получше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки просительно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Петушок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и доволен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»
А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свирепый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гроза леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.
Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Теремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы поднял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех передавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»
Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк художника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-особому передает пушистый мех зверей.
Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так выразительны, что рисунки сразу пленяют детей.
Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные веточки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает внимание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин использует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно живые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.
В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького художник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).
Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»
А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нарисовал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.
Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробьиную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывается. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.
Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих рисунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забавные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают
потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко» |
Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей животных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-
дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих рисунках.
Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!
Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).
А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?»—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Просят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают картинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.
Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его картинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрасный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.
Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30
Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»
К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы приступили с первой младшей группы.В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака». Затем показали иллюстрации автора.
Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процессе беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом домике живет».
Во второй младшей группезнакомство с Е. И. Чарушиным продолжилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций проводилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматриваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.
Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предложили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спросили: «Почему вам нравится волчонок?» Дети ответили, что он совсем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам
Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»
было предложено поподробнее рассказать, каким художник нарисовал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты?» Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытствующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем позаботиться?» И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.
По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!
В средней группезнакомство детей с творчеством Е. И. Чарушина было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!» (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают?» — «Они боятся, что их волк съест>\—«А откуда это видно?» — «Зайки прижались друг к дружке, глазки настороженные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».
Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием
на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на группы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми иллюстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зайчонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».
На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор».) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более старшего возраста, усложняя задание.
В старшей группемы продолжали знакомить детей с творчеством Е. И.Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили творчеству Чарушина отдельное занятие.
На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни художника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого художника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.
В подготовительной к школе группеописанная выше работа получила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской народной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интересные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закрепить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художниках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о художнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.
Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дымковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рассказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.
«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову?» — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригороде Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-
дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисовал свои картины.
После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.
В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дошкольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.
В результате прод