Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок»

ДОШКОЛЬНИКАМ

О ХУДОЖНИКАХ ДЕТСКОЙ КНИГИ

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Составитель Т. Н. Доронова

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

Авторы: Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, Т. П. Дворниченко, О. В. Каждая, Е. В. Косенко, В. И. Козлова, А. Н. Митюшкина, Л. Н. Панова, Н. В. Рычажкова, 3. Ф. Трушина

Рецензенты: Республиканский методический кабинет дошкольного воспита­ния Министерства образования РСФСР (зав. кабинетом В. Н. Андреева)

© Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Воробьева Н. П. и другие, 1991


Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru


От редактора

В детстве все любят книги с картинками. Самые ма­ленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Ког­да ребенок становится старше, иллюстрации также помо­гают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного про­изведения яркими зрительными образами.

Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эсте­тическом воспитании детей. Рисунки в книге являются од­ними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.

Мы по праву гордимся работами таких мастеров книж­ной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А.Ф. Па-хомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной ли­тературы. Творчество этих замечательных художников от­личают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, зна­ние возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Зада­ча воспитателя — ввести малыша в созданный художни­ками мир линий и красок, научить видеть их красоту, по­нимать их язык.

Решение этой задачи требует планомерной и постоян­ной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рису­нок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых обра­зов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисун­ка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художест­венный вкус, формируют интерес к изобразительному ис­кусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа фор­мируют простейшие представления о средствах художест­венной выразительности.

Знакомство детей с рисунками художников-иллюстра­торов осуществляется как на занятиях по изобразитель­ной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окру­жающим, так и на специальных.

Специфика этой работы требует от педагога опреде­ленного рода знаний, некоторой специальной подготовки. В помощь воспитателям при кабинете по дошкольному воспитанию Московского областного института усовер­шенствования учителей по инициативе директора кабинета Т. Ф. Саулиной несколько лет назад был организован

постоянно действующий семинар. Творческая группа, созданная из педагогов-практиков, собрала материал о жизни и деятельности художников Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Ю. Д. Коровина, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, изучила историю становления жанра детской художественной кни­ги, познакомилась с особенностями творческой манеры каждого из вышеназванных мастеров книжной графики. Далее были разрабо­таны конспекты занятий, после чего состоялась их широкая апробация в дошкольных учреждениях Московской области.

Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформиро­ваны элементарные представления о выразительных средствах, ха­рактерных для этого вида искусства, значительно обогатились твор­ческое воображение, фантазия, вследствие чего сюжеты детских игр стали значительно разнообразнее, интереснее.

В предлагаемой читателю книге педагоги рассказывают о про­деланной работе, о найденных ими новых и эффективных формах ознакомления детей с рисунками художников, делятся своими мыс­лями,, впечатлениями. Главное внимание авторы уделяют вопросам формирования у детей художественного вкуса, развития творческих способностей. Наряду с этим значительное место отводится задачам нравственного воспитания.

В книге освещен опыт работы одиннадцати педагогов. О том, как знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассказы­вают заведующие детскими садами В. Т. Воробьева, Н. П. Во­робьева, А. Н. Митюшкина (г. Дмитров и Электросталь).

Раскрывая перед читателем сказочный мир иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова, авторы описывают найденные ими формы и методы работы с детьми. Большое значение они придают установ­лению тесной связи между приобщением детей к искусству книжной графики и всеми сторонами воспитательно-образовательного про­цесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятель­ности, музыкальное воспитание); убедительно показывают, что ил­люстрации Ю. А. Васнецова, являются важным средством эстетичес­кого воспитания и эмоционального развития ребенка. Важно, что педагоги подводят детей к пониманию глубинных истоков творчест­ва Ю. А. Васнецова, его связи с народным декоративно-приклад­ным искусством.

Старший воспитатель Т. П. Дворниченко (г. Ивантеевка) в своем дошкольном учреждении и районе провела большую работу по ознакомлению детей с рисунками замечательного советского ху­дожника, писателя-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рас­сказывая о своем отношении к книжной графике Е. И. Чарушина, автор не просто восхищается его мастерством, но и помогает чита­телю войти в творческий мир этого мастера, постичь художествен­ную ценность и самобытность его иллюстраций. Т. П. Дворничен­ко на примере собственного восприятия рисунков убедительно пока­зывает, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина

является то, что художник всегда стремился передать эмоциональ­ное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Автор рассказывает о гражданственной направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, глав­ное, понимать животных, заботиться о них.

Важно, что в своей работе с детьми Т. П. Дворниченко руко­водствовалась рекомендациями, которые Е. И. Чарушин изложил в своей статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1943 г.). В этой статье художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребенка-дошкольника, подчеркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для пе­дагога — умение обогащать ребенка яркими впечатлениями, способ­ность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам.

О. В.'Каждан — воспитатель детского сада (г. Жуковский). В своей работе с детьми она широко использует рисунки многих ху­дожников, но особое отношение у нее к иллюстрациям Ювеналия Дмитриевича Коровина.

Опыт О. В. Каждая интересен для нас ее личным трепетным от­ношением к творчеству художника. Всматриваясь и любуясь аква­релями Ю. Д. Коровина, она заражает своим настроением читате­ля, заставляет его восхищаться щедрой палитрой красок, умением художника приобщать ребенка к сложным вопросам общественной жизни. Хочется надеяться, что, заинтересовавшись творчеством Ю. Д. Коровина, педагоги смогут найти свои интересные формы и методы работы с детьми.

О своей работе по ознакомлению старших дошкольников с твор­чеством Владимира Михайловича Конашевича рассказывает воспи­татель детского сада Е. В. Косенко (г. Воскресенск). Этого педаго­га отличает глубокое проникновение в мир иллюстраций художника, искреннее уважение к его творчеству. Знакомясь с описанием ее опыта работы, мы видим, что Е. В. Косенко не просто изучила ис­кусствоведческую литературу о творчестве В. М. Конашевича, но и сделала собственные маленькие открытия. Она показывает чита­телю, что мастерство этого выдающегося художника-иллюстратора состоит в том, что Конашевич сумел придать своим работам только ему присущую декоративную форму, так хорошо отвечающую воз­растным особенностям ребенка-дошкольника. Иллюстрации Кона­шевича не «аккомпанируют» тексту книги, а живут своей собствен­ной жизнью. Они расширяют, уточняют представления ребенка и, что самое главное, развивают его фантазию, вводят малыша в ми­лую его сердцу область игры.

Искусствоведы нашей страны и зарубежные не устают восхи­щаться неповторимой графической манерой В. М. Конашевича. Е. В. Косенко рассказывает, как формировать у детей представле­ние о том, что этот художник — миниатюрист, что для большинства его работ характерны смелость и необычность композиционного и колористического решения.

Опыт Е. В. Косенко должен помочь другим воспитателям лучше

понять особенности мастерства художника и использовать его ри­сунки не только для воспитания у детей эстетических чувств и ху­дожественного вкуса, но и развития воображения, чувства юмора.

В книге представлен также опыт работы старшего воспитателя детского сада Л. Н. Пановой (г. Чехов) по ознакомлению детей с творчеством художника В. В. Лебедева. Л. Н. Панова рассказыва­ет читателю, что с именем Владимира Васильевича Лебедева свя­зана целая эпоха развития и становления книжной иллюстрации для детей, что художник многое сделал для того, чтобы иллюстра­ции в детской книге будили в ребенке любознательность, воспиты­вали его, развивали творческие способности.

Этот опыт интересен тем, что работа с детьми по иллюстрациям В. В. Лебедева осуществляется в системе занятий по развитию ре­чи, рисованию, лепке, аппликации, имеет выходы в самостоятель­ную художественную деятельность дошкольников. Важно также, что она несет в себе большую воспитательную направленность. Ав­тор убедительно доказывает, что рисунки этого большого мастера будят нравственные чувства ребенка, воспитывают в нем доброже­лательность, отзывчивость, гуманизм.

Живо и эмоционально рассказывают о том, как знакомить до­школьников с творчеством Евгения Михайловича Рачева, заведу­ющая и воспитатель детского сада. В. И. Козлова и Н. В. Рычаж-кова (г. Электросталь). Их опыт ценен тем, что раскрывает воз­можности этического воспитания детей средствами искусства.

Важную роль авторы отводят иллюстрациям Е. М. Рачева в обучении детей рисованию. Вероятно, читателям понравится заня­тие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по сне­гу вороны...». Используя описанные в нем приемы работы с детьми, воспитатель сможет провести и другие занятия по рисункам этого художника.

О том, как знакомили детей с творчеством Алексея Федоровича Пахомова, рассказывают заведующая 3. Ф. Трушина и воспита­тель детского сада Н. А. Астафьева (Ногинский район). Педаго­гический коллектив этого детского сада уже много лет углублен­но занимается вопросами эстетического воспитания. Под руководст­вом 3. Ф. Трушиной в дошкольном учреждении проводится боль­шая работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Особое внимание уделяется творчеству замечательного советского художника А. Ф. Пахомова.

Опыт 3. Ф. Трушиной и Н. А. Астафьевой должен помочь воспи­тателю научить детей понимать характер и настроение героев книг, интересоваться изобразительными возможностями книжной графики.

Создавая эту книгу, авторы не ставили перед собой цель пред­ложить читателям четкую систему методических рекомендаций. Здесь показаны лишь некоторые пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников. Описанный опыт должен помочь педагогу на основе учета возрастных и индивиду­альных особенностей и возможностей детей осуществлять аналогич­ную работу по-своему, творчески и эффективно.

СКАЗОЧНЫЙ МИР

ИЛЛЮСТРАЦИИ Ю. А. ВАСНЕЦОВА

Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васне­цов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, дет­ские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, ко­нями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персо­нажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рож­денными народной фантазией. Очень, например, похожи на дым­ковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь» (рис. 1).

Ием ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше вос­хищаешься богатством его творческого воображения: так много жи­вотных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. \ На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хо­ровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, ук­рашенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные руба­шечки с пуговками (рис. 2).

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивитель­ные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Пря­нички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встре­чу. Обычно дети с удовольствием включаются в игру, затеянную ху­дожником, и сами начинают фантазировать: «Когда Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она ста­рая, потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в вален­ках и с палочкой»; «А Кисонька очень красивая. Вся пушистая, в нарядной юбке и с бантиком на шее. Но мне она не нравится. Она жадная. У нее много пряничков. Даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».

Очень большую нагрузку несет в работах Ю. А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает кар­тину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику.


Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru


Рис. 2. Ю. Васнецов, Русская народная песенка «Мыши»

Рис. 1. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 2. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Конь» песенка «Мыши»


Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru


Рис. 3. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 4. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Коза-хлопота» песенка «Петушок»

Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, лю­буемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю. А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и по­нятны детям, потому что он нашел художественную форму, наибо­лее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

С. рисунками Ю. А.Васнецова ребенок встречается на протяже­нии всего дошкольного детства.

Рассматривая иллюстрации с самыми младшими дошкольника­ми,мы видели, как радостно, с улыбкой они воспринимают петуш­ка и лучистое солнышко. Как быстро менялось у малышей наст­роение, когда они вдруг замечали на рисунке, где изображены коза с козлятами, прячущегося за деревом волка (рис. 3)! Дети сер­дились, приговаривая: «Не дадим съесть козлят!»

Очень волновались малыши за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели помочь ей. Всматриваясь в иллюстрацию, дети на­ходили все новые, интересные подробности. Один мальчик заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками и все!»—с огор­чением сказал он.

Во второй младшей группемы знакомили детей с иллюстрация­ми Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразитель­ной деятельности и музыкальных. Так, мы показывали иллюстра­ции во время рассказывания сказки Л. Толстого «Три медведя». Иллюстрацию к потешке «Петушок» (рис. 4) мы демонстрирова­ли несколько раз: на занятии по развитию речи, когда дети заучи­вали эту потешку наизусть, на музыкальном занятии при исполне­нии детьми песенки про петушка и на занятии по изобразительной деятельности. Благодаря такому многократному знакомству с ил­люстрацией яркий, выразительный образ петушка хорошо запом­нился детям. Малыши подолгу и с интересом всматривались в ил­люстрацию, подражали действиям петушка и даже спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобра­зил вдалеке. Одна из девочек сказала, что за лесом находится де­ревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показал­ся темным и страшным, и мальчик решил, что там живет Баба Яга.

Возвращаясь к иллюстрации в вечернее время, мы предлагали детям придумать сказку про петушка. Воспитатель начинал рас­сказывать, а ребенок продолжал нехитрое повествование:

- Не было солнышка, и петушок не мог пойти на улицу'гулять. Тогда пету­шок взлетел на высокий шест и...

— Петушок пел громко, и его песню услышало солнышко и решило помочь
петушку. Оно проснулось...

— Осветило всю землю, лес. Стало светло, и петушок пошел на улицу гу­
лять.

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 5. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 6. Ю. Васнецов. Сказка Л. Толстого «Три медведя»

Однажды по иллюстрации «Петушок» мы рассказали детям та­кую сказку:

Жили-были брат и сестра. Они часто ходили гулять в дальний лес, где соби­рали грибы да ягоды. Но вот однажды утром проснулись дети, посмотрели в окно, а на улице темно, нельзя идти гулять. Стали дети просить Петю-петушка:

— Петя-петушок, золотой гребешок, спой песенку, разбуди солнышко!
А Петя им отвечает:

— Забор низкий. Не увидит меня солнышко, не услышит мою песню.

Пошли тогда дети в сад, прибили к забору длинный шест и снова пришли к петушку, снова просят:

— Петя-петушок, садись на высокий шесток, спой песню солнышку!

Взлетел петушок на высокий шесток, гордо поднял свою голову, расправил крылья и хвост и громко запел:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Услышало солнышко песню петушка, проснулось, умылось водой ключевой и выкатилось в синее небо.

Увидал петушок красивое лучистое солнышко и запел еще громче, радостнее:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Раздалось пение петушка над домиком брата и сестры, над дремучим лесом так, что солнышко еще ярче засветило и украсило золотыми лучами и дома, и березу, и забор, и петушка.

Окончив сказку, мы предложили детям посмотреть, как перели­ваются у петушка перышки на солнце.

Понравилась всем малышам и иллюстрация, на которой худож­ник изобразил гостеприимную заботливую Сороку-белобоку (рис. 5). А знакомясь с иллюстрацией «Три медведя» (рис. 6), дети сами под­метили, что это медвежья семья («Это мама, папа и сыночек»).

В старшей группезнакомство детей с творчеством Ю. А. Васне­цова было продолжено.

Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы старались обратить их внимание на то, что все животные и птицы изображены художником по-разному, например, на рисунке к по­тешке «Пошел котик на Торжок» (рис. 7) Васнецов изобразил кота важно шагающим с булкой под мышкой, очень хозяйственным. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег, а вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации кот нарядный, как на празднике: с бантом, в красивой рубашке, с распушенными усами (рис. 8). А стоит он так, как буд­то сейчас пустится в пляс.

«Какие кони!—радостно восклицали дети, всматриваясь в ил­люстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и сказ­ке «Конек-горбунок».— В гривах бантики, все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, седла расписные!» (Рис. 9, 1.)

Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с при­чудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и ска­жешь, кто в нем живет. Для козы с козлятами художник нарисовал маленькую простую лесную избушку, и стоит она на пенечке


Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru



Рис. 7. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Пошел котик на Торжок»

Рис. 8. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Котинька-коток»

(рис. 3). Для трех медведей — большой крепкий дом из толстых бревен (рис. 6). Но и медвежий дом тоже уютный.

Домик, где сидят Ладушки, нарядный, с резными ставенками (рис. 10). Все дома разные, а живется их обитателям хорошо и ве­село.

Но не все иллюстрации художника вызывают у детей радост­ное настроение. Посмотрит ребенок на иллюстрацию к песенке «Гуси» (рис. 11) и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствует тревожный темно-синий фон рисун­ка, на котором особенно белым кажется оперение птиц. А вот дру­гая иллюстрация, где гуси-лебеди летят в вечернем небе. Летят быстро и высоко, так что люди на земле кажутся сверху совсем маленькими. Позы людей свидетельствуют о том, что они чем-то очень обеспокоены. Дети всегда волнуются, глядя на эту иллюст­рацию, ведь гуси унесли Ванечку.

В своих рисунках для детей Ю. А. Васнецов талантливо объ­единил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих ил­люстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.

По мере все более близкого знакомства детей с произведениями Васнецова было видно, как менялось их отношение к книжным ил­люстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать стра­ницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные худож­ником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 9. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 10. Ю. Васнецов. Книга «Ладушки

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 11. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Гуси»

Мы наблюдали, как дети самостоятельно подмечали интерес­ные детали, радовались находкам мастера.

Проведенная нами работа показала, что знакомство детей с ис­кусством Ю. А. Васнецова имело большое значение для их эстети­ческого воспитания, нравственно-эмоционального развития. Благо­даря творчеству этого замечательного мастера наши дети искрен­не и глубоко полюбили книжную графику.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИИ

Литература

Васнецов Ю. А.10 книжек для детей.—Л., 1983. Волк и козлята.— М., 1987. Ладушки.— М., 1986.

Петров В. Н.Русская сказка в творчестве Ю. А. Васнецова.—Л., 1971. Прокофьев А.Для маленьких.— Л., 1979.

Русские потешки: Подбор-выставка настенных картин художника Ю. А. Вас­нецова.— М., 1980.

Толстой Л. Н.Три медведя. М., 1983. Шутки-прибаутки.— Л., 1984.

ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значи­тельных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь по­лучше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки проси­тельно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Пету­шок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и дово­лен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»

А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свире­пый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гро­за леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.

Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Те­ремок» (рис. 14). Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы под­нял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех пе­редавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о жи­вотных. И уже в первых рисунках проявился особый почерк худож­ника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-осо­бому передает пушистый мех зверей.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так вырази­тельны, что рисунки сразу пленяют детей.

Белизна некрашеного листа имитирует бесконечность снежного пространства. Два легких касания кисти — вот тебе и хвойные ве­точки. Художник намеренно упрощает рисунок, так как понимает, что главное — рассказать о своем герое. Он сосредоточивает вни­мание ребенка на образе и поэтому опускает лишние детали. Очень своеобразна манера письма художника: цветными пятнами создавать впечатление силуэта и объема. Для своих рисунков Чарушин ис­пользует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощу­щения цветового богатства меха, оперения. Герои его словно жи­вые. Поэтому они так близки и понятны ребенку-дошкольнику.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького ху­дожник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика (рис. 15).

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 14. Е. Чарушин. Авторская сказка «Теремок»

А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нари­совал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.

Зато дальше, на следующей странице, дети видят всю воробь­иную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывает­ся. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.

Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих ри­сунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забав­ные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у ребенка чувство жалости, сострадания, воспитывают

потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обра­щаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и пти­цы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узна­вай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 15. Е. Чарушин. Сказка М. Горького «Воробьишко»

Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей жи­вотных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно ху-

дожник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих ри­сунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое (рис. 16).

А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?»—думает. Вот какие зверята забавные у художника! Очень любят дети эту книжку. Про­сят по нескольку раз перечитывать. Подолгу рассматривают кар­тинки и замечают в них все новые и новые интересные подробности.

Ведь об этом и мечтал Е. И. Чарушин. Чтобы, глядя на его кар­тинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрас­ный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче. А помочь детям войти в этот чудесный мир, конечно же, должны мы — воспитатели.

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 16. Е. Чарушин. Книга С. Маршака «Детки в клетке» («Львята») 30

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 17. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Волчишко»

К ознакомлению детей с творчеством Е. И. Чарушина мы при­ступили с первой младшей группы.В течение года мы прочитали малышам рассказы Е. И. Чарушина «Курочка», «Кошка», «Соба­ка». Затем показали иллюстрации автора.

Малыши с большой радостью встретились с героями рисунков Чарушина. Повторно эти иллюстрации мы показали детям в процес­се беседы о домашних животных. Малыши узнавали иллюстрации и уже сами рассказывали, что «шерстка у кошки шелковая, лапки мягкие, а когти острые». Знакомые детям рисунки способствовали поддержанию у них интереса к занятию. Эти иллюстрации были также использованы в дидактической игре «Угадай, кто в этом до­мике живет».

Во второй младшей группезнакомство с Е. И. Чарушиным про­должилось как с автором рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко» и рисунков к ним. Рассматривание иллюстраций про­водилось во второй части занятия после чтения текста и беседы по его содержанию. При этом ставилась цель научить детей всматри­ваться в рисунки, эмоционально откликаться на них.

Показав детям иллюстрацию про волчонка (рис. 17), мы предло­жили им вначале внимательно рассмотреть малыша, затем спро­сили: «Почему вам нравится волчонок?» Дети ответили, что он сов­сем маленький, хорошенький, похож на щеночка. Затем малышам

Занятие на тему «Иллюстрация Ю. А. Васнецова к потешке «Петушок» - student2.ru

Рис. 18. Е. Чарушин. Авторский рассказ «Про зайчат»

было предложено поподробнее рассказать, каким художник нари­совал волчонка. Чтобы дети были активнее, мы как можно чаще обращались то к одному, то к другому ребенку с вопросами: «А ты что заметил?.. А ты?» Дети рассказывали, что ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится; взгляд внимательный, любопытст­вующий. Далее педагог обратил внимание детей на то, что волчонок один, что о нем некому позаботиться: «Мама куда-то пропала. Ему хочется есть. Маленький волчонок совсем. А вы хотели бы о нем по­заботиться?» И дети стали придумывать, что бы они сделали, чтобы успокоить волчонка. В конце концов решили, что нужно помочь малышу отыскать маму, тогда он успокоится.

По продолжительности беседа была совсем недолгой, но сколько хороших чувств она вызывала в маленьких детях: отзывчивость, чуткость, доброту, желание заботиться о слабых!

В средней группезнакомство детей с творчеством Е. И. Чаруши­на было продолжено. Во время рассматривания иллюстраций мы обращали внимание дошкольников на то, как художник передает внутреннее состояние своих героев, и дети это хорошо понимали. Например, по картинке «Трое маленьких зайчат в травке рядышком сидят!» (рис. 18) состоялся такой разговор: «Почему же зайчатки сидят, а не бегают?» — «Они боятся, что их волк съест>\—«А отку­да это видно?» — «Зайки прижались друг к дружке, глазки насторо­женные, смотрят, слушают, не придет ли волк или лиса».

Интересно прошло с детьми этого возраста занятие рисованием

на тему «Зайцы на полянке». Воспитатель разделил детей на груп­пы. У каждой группы своя «полянка» (лист бумаги), на которой каждый ребенок рисует своего зайца. Чтобы больше заинтересовать детей, мы перед занятием предложили им наряду со знакомыми ил­люстрациями Чарушина рассмотреть другие, на которых зайчата изображены в движении. Затем каждый ребенок рассказал о зай­чонке, который ему понравился больше всего. Этих зайчат они и нарисовали потом на «полянке».

На занятии рисованием на тему «Птичий двор» дети вновь встретились с рисунками Е. И. Чарушина (конспект занятия см. ниже). (В свободное от занятий время дети вырезали своих птиц и наклеили на картон. В результате получились очень хорошие атри­буты для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор».) Впоследствии мы убедились, что это занятие можно проводить и с детьми более стар­шего возраста, усложняя задание.

В старшей группемы продолжали знакомить детей с творчест­вом Е. И.Чарушина. Поскольку к этому возрасту у детей уже были накоплены знания о художниках-иллюстраторах, мы посвятили твор­честву Чарушина отдельное занятие.

На этом занятии воспитатель вначале рассказал о жизни худож­ника. Затем были рассмотрены его иллюстрации. В дальнейшем дети стали узнавать в книгах, находящихся в группе, работы Е. И. Чарушина, приносили книги с иллюстрациями этого худож­ника из дома. Они уже могли самостоятельно замечать интересные подробности, выразительные средства, которыми пользовался мастер.

В подготовительной к школе группеописанная выше работа по­лучила дальнейшее развитие. Так, перед рисованием по русской на­родной сказке «Теремок» мы предложили детям внимательно рас-мотреть в книге каждую иллюстрацию, чтобы нарисовать на сюжет сказки разные картинки. По окончании занятия, после того как дети полюбовались своими работами, мы сделали из них интерес­ные альбомы и подарили малышам. В конце года был организован вечер досуга на тему «Путешествие в город Киров» с целью закре­пить полученные детьми знания о дымковской игрушке, о художни­ках-иллюстраторах Е. И. Чарушине, Ю. А. Васнецове и о ху­дожнике И. И. Шишкине, которые жили и работали в этом городе.

Вечер досуга проводился в зале. Воспитатели заранее нарядно украсили его, вывесили иллюстрации художников, разместили дым­ковские игрушки. Зал стал похожим на выставочный. Детям рас­сказали немного о том, что город Киров — старинный город. В нем много интересных по архитектуре зданий, мостов. Вокруг красивая природа.

«Как вы думаете, какое отношение имеют эти иллюстрации, игрушки к городу Кирову?» — спросили мы у детей. Дети ответили, что игрушки сделаны в селе Дымково, которое находится в пригоро­де Кирова. Иллюстрации рисовали художники Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, они жили в Кирове. Художник И. И. Шишкин ро-

дился и вырос недалеко от этого города. Там, на родине, он рисо­вал свои картины.

После беседы дети выполняли роль экскурсоводов выставки.

В конце вечера досуга мы провели викторину, на которой дош­кольники отгадывали загадки про дымковскую игрушку и узнавали по словесному описанию иллюстрации художников Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина, а также пейзажи И. И. Шишкина.

В результате прод

Наши рекомендации