Лексико-грамматическое занятие на тему «Наша Родина – Россия»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России;

- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать словарь по теме;

- закрепить умение распространять предложения определениями;

- закрепить усвоение степеней сравнения прилагательных;

- упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

- упражнять в умении подбирать родственные слова;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать общую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь и чувство гордости за нашу Родину.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети садятся за столы. Воспитатель читает стихотворение «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и добрых товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается,

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

2. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается.

3. Вводная беседа.

Так с чего начинается Родина? Родина – это страна, в которой вы родились, это дом, в котором вы живете, это родные и друзья.

Наша страна – Россия. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр 1. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел.

4. Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «Где я живу?»

Моя страна называется … (Россия)

Столица нашей страны — … (город Москва)

Мой город называется — …(Покровское)

Игра «Какой, какая, какое?»

Город в России — российский город.

Деревня в России – российская деревня.

Паспорт гражданина России — российский паспорт.

Москва — столица России – российская столица.

Народ, который живет в России – российский народ.

Памятники России – российские памятники.

5. Составление распространённых предложений. Дидактическая игра «В Москве много… »

- В Москве много улиц.

- В Москве много (каких) улиц?

- В Москве много (красивых, зелёных, чистых, длинных, широких) улиц.

- В Москве много домов.

- В Москве много (каких) домов?

- В Москве много (красивых, высоких, многоэтажных, кирпичных) домов.

- В Москве много площадей.

- В Москве много (каких) площадей?

- В Москве много (больших, красивых, шумных) площадей.

- В Москве много деревьев.

- В Москве много (каких) деревьев?

- В Москве много (больших, красивых, высоких, зелёных, молодых, старых) деревьев.

6. Физ. минутка

Нет на свете Родины красивей — (Дети шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (Изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия, (Шагают на месте)

От морей простерлась до морей. (широко разводят руки)

7. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Дидактическая игра «Закончи предложение»

- Ребята Ижевск город небольшой, но очень красивый, уютный, чистый, благоустроенный. Москва город большой.

- В Ижевске улицы длинные, а в Москве ещё … (длиннее) .

- В Ижевске улицы шумные, а в Москве ещё … (шумнее) .

- Теперь похвалим наш Ижевск.

- В Москве деревья роскошные, а в Ижевске ещё (роскошнее) .

- В Москве дома прочные, а в Ижевске ещё … (прочнее) .

- В Москве люди трудолюбивые, а в Ижевске ещё … (трудолюбивее) .

- В Москве люди добрые, а в Ижевске ещё … (добрее) .

8. Игра «Семейка слов».

Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. Каким словом можно назвать папу и маму? (родители) А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники) Какой брат у тебя есть? (родной) А кто живет в нашей стране? (народ) Какую песню мы пели? (народную) Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (родник) Перечислите все слова.

Логопед: - Как вы думаете, сколько народов проживает в России? (Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.). А чем народы отличаются друг от друга? Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

9. «Главные праздники России».

- В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

Дед Мороз принес подарки,

Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник… (Новый год).

Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День… (Защитника Отечества).

Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта…

А весной мы встретить рады

Женский день… (Восьмое марта).

Музыка, флаги, шары и цветы,

Столько весенней вокруг красоты!

Первого мая отметим всегда

Радостный праздник… (Весны и труда).

Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды

Встречают славный… (День Победы).

12 июня мы отмечаем день Рождения России.

10. Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась?

Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.

Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

11. Игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет». (Ответы детей. Деревья, грибы, ягоды, кустарники, трава. В лесу живут: белки, лисы, зайцы, волки, медведи, мыши, бурундуки и т.п.) Цель: в игровой форме закрепить знания детей о растительном и животном мире русского леса. Ход игры.

Логопед предлагает детям встать в круг. Для игры понадобится мяч. Логопед задает вопрос: «Что в лесу растет?» - и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет любое растение и бросает мяч другому игроку. Когда варианты ответов исчерпаны, логопед снова задает вопрос: «Кто в лесу живет?» - и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

12. Итог занятия.

Наши рекомендации