Использование цвета в рисунках детей можно проследить в следующей последовательности

1. простой цвет из палитры красок,

2. сочетание простого цвета со сложным

3. сложный цвет.

Уже старшие дошкольники вполне могут заниматься поисками сложного цвета, особенно, после того как педагог покажет им, как можно пользоваться палитрой.

Использование сложного света сопровождается умением давать сложное определение цветовым оттенкам поверхности предметов. Поэтому с детьми нужно постоянно обсуждать, какими цветовыми оттенками отличается цвет поверхности того или иного предмета.

Изучение детских работ показывает, что в цветовом решении учащиеся начальных классов отмечают такое качество, цвета, как светлота. Они вполне сознательно пытаются передать, например, синеву неба не таким темным цветом как сама краска, а путем разбавления ее водой добиваются необходимой светлоты неба.

Включение основ теории цветоведения в практику преподавания изобразительного искусства для детей требует особо продуманной системы изложения научного материала, с учетом возрастных особенностей и особенностей практической подготовки ребенка. Весьма сложным представляется и вычленение отдельных разделов теории цветоведения.

Как уже говорилось ранее, ребенок до специального обучения использует в живописных композициях чистый цвет красок палитры, не прибегая к смешению и поиску сложных оттенков цвета (Натюрморты примитивные – 3 класс). На этом этапе развития изобразительной деятельности целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. Например, выясняя с детьми, какого цвета небо, показать ряд произведений, на которых цвет неба будет сине-зеленым, желто-красным, сине-черным и т.д. Полезно показать сильно увеличенный фрагмент живописного полотна, выполненного в технике масляного письма, где можно увидеть цветовой состав оставленный мазком кисти художника.

В практической деятельности ребенка целесообразно дать обоснование возможности получения цвета при смешении различных красок. Здесь необходимо показать цветовой круг.

Дети в игровой форме очень быстро запоминают последовательность положения цветов в спектре - каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

В качестве начального упражнения в работе с красками лучше всего сделать несколько набросков с осенних листьев. Плоские по своей форме и поэтому не обладающие светотеневым построением, осенние листья понятны по своему цветовому состоянию и удобны в изображении начинающих художников.

В работе с живописными материалами детей надо постепенно приучать к правильному называнию красок и в дальнейшем разговаривать с ними профессиональным языком, дисциплинирующим занятия изобразительным искусством.

Нужно обращать внимание детей на то, что предварительно следует подобрать локальный цвет объекта. Локальный цвет или предметный цвет - это собственный цвет объекта воспринимаемый в условиях рассеянного освещения, т.е. не учитывается изменение цвета от изменения условий освещения. Верно подобранный локальный цвет объекта является важным условием ведения живописной работы, но следует также учитывать и многообразие цветовых оттенков поверхностей предметов.

Из теории цветоведения известно, что когда смешиваются два цвета и получается какой-то третий цвет, он теряет в насыщенности исходных компонентов. Понятие "насыщенность" не всегда доступно и легко усваивается. На начальных этапах живописного творчества, при смешении красок и поиске цвета, ребенок еще неосознанно будет манипулировать этим свойством цвета. Детям гораздо легче усвоить, что цвета бывают глухие и звонкие, и показать ему соответствующие примеры.

Лишь на этапе специального обучения под руководством художника-педагога наступает момент, когда, конкретизируя анализ живописной работы ребенка нужно будет сказать ему, например; "Здесь по насыщенности нужно взять более сдержанно", или "Цвет нужно подобрать более насыщенно".

В живописных работах младшие школьники очень нерешительно используют черную краску, которая ассоциируется у них с чем-то некрасивым, грязным.

Дети очень быстро усваивают такие особенности цвета как «теплые» и «холодные»: голубые, синие, фиолетовые цвета - холодные; и желтые, оранжевые, красные - теплые.

В практике работы с детьми наиболее целесообразной является техника работы аля-прима. Им совершенно непонятно, почему нужно постепенно набирать цвет изображения, как это часто показывается методических пособиях, от бледного к более насыщенному. Сделав, по требованию преподавателя такое бледное изображение, дети отказываются его совершенствовать.

Наши рекомендации