Принцип научности обучении изобразительному искусству.
В процессе обучения школьники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира.В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности. Как известно из курса педагогики, этот принцип является одним из важнейших в теории обучения.
В "Великой дидактике" Я. А. Коменский указывал: "Подкреплять все основаниями разума — это значит всему учить, указывая на причины, т. е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе "'. Рисование в школе - это не забава, не развлечение, а такой же се-рьезный учебный предмет, как математика, география, естествознание. Преподавание рисования в школе должно ставить перед учащимися целый ряд учебных задач, которые углубляют и обогащают представления об окружающей действительности.
Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. Обучая перспективному рисованию, мы обращаем внимание всех детей на точное соблюдение правил и законов перспективы. Анализируя конструктивное строение формы, все ученики привыкают строго соблюдать в рисунке структуру данного предмета. Манера рисунка может быть индивидуальной, но закономерность расположения плоскостей в пространстве каждый должен передать правильно, одинаково, ибо это уже научные основы рисунка. То же самое можно сказать и о тоне, о пропорциях и т. д.
Особенно внимательно и обдуманно надо относиться к методике обучения живописи. Обучение живописи, особенно на первых порах, проходит труднее, чем обучение рисунку, так как стихия краски часто приводит к неорганизованности в работе. Субъективность наших ощущений объясняется различием физиологического строения нашего организма, различием нашего интеллекта. Сама же природа существует объективно и независимо от наших чувств.
10. Принцип системности и последовательности в обучении изобразительному искусству.
Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным.
Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.
Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
В связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам перед учителем рисования общеобразовательной школы сегодня встают новые задачи:
— соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;
— достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.
Некоторые учителя игнорируют опыт работы детей дошкольного возраста, в результате нарушается принцип систематичности и последовательности не только в навыках рисования, но и во всем духовном развитии ребенка.
При организации учебно-воспитательной работы во втором и третьем классах следует следить за соблюдением принципа систематичности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень часто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобразительного искусства в первом и во втором классах. Во втором классе методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объединяется одним понятием — методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфические особенности. Все это следует учитывать педагогу.
Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.
Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий.
Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству.
Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции. В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи — в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции — в порядке усложнения тематики. Какова последова-тельность изложения научно-теоретического материала, какой объем знаний и навыков должен быть предусмотрен в каждом классе, — за этим мало следят
Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной про-граммы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения в разных классах.
Например, из области цветоведения педагог наметил:
1. в первом классе ознакомить детей с основными и составными цветами спектра.
2. Во втором классе — ознакомить детей с названиями художественных красок: лимонно-желтая, крон желтый, охра светлая, охра золо-тистая,
3. В третьем классе знакомим детей с законами дополнительных цветов.
4. В четвертом классе детей надо познакомить с законами цветового контраста:
5. В пятом классе знакомим учащихся с более широкой палитрой ху-дожественных красок и учим их различать эти цвета.
6. В шестом классе учащихся надо ознакомить с законами тоновых и цветовых отношений, с законами колорита и правилами использования этих законов на практике.
В области теории композиции можно составить следующую после-довательность изложения материала:
1. Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата. Ритм в композиции
2. Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия
3. Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиционный центр.
4. Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции.
5. Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции
6. Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий.