Различных игр, конкурсов и викторин для детей и взрослых
Ниже даны примеры проведения игр, содержание и правила которых могут варьироваться аниматором в зависимости от различных факторов (возраст, количество участников, время года, наличие оборудования и др.).
При подведении итогов учитываются актерское мастерство, быстрота и оригинальность выполнения задания участниками.
По окончании игры командам вручаются призы.
Конкурсные задания
«Зоологические прыжки».Многие животные передвигаются прыжками. Соревнующимся командам предлагается выделить игроков, которые будут изображать: кенгуру, кузнечика, лягушку, зайца, слона.
«Необычное пение».Правильно петь стремятся все. Петь неправильно гораздо интересней. Игрокам предлагается исполнить песню «Маленькая страна» из репертуара Наташи Королевой, но при этом надо выполнить одно из предлагаемых действий: зажать нос пальцами, набрать в рот воды, втянуть внутрь щеки, закусить нижнюю губу, зажать между зубов спичку, положить за щеки грецкие орехи.
«Старая сказка с новым концом».Играющим командам дается задание: придумать новые окончания известным народным сказкам - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
«Колыбельная песня».Колыбельные песни помогают ребенку успокоиться и уснуть. Необходимо исполнить песню ти-
хо, убаюкивающе и усыпляюще, но предлагаются пафосные, энергичные песни: «Мальчик-бродяга» из репертуара Андрея Губина, «Чашка кофею» - Марины Хлебниковой, «Зайка моя» -Филиппа Киркорова, «Атас!» - группы «Любэ».
«Новый календарь».Скучно и грустно называются наши месяцы. Играющим необходимо быстро придумать новое красивое название для каждого месяца.
«Повторяющаяся рифма».Иногда поэты сочиняют стихи, когда 9 строк оканчиваются на одну рифму, например «ой»:
Как-то утром под горой,
Предвечернею порой
Шел парнишка молодом,
С ним старик шел с бородой,
С водосточную трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой...
Хочешь - плачь, а хочешь - пой
Над такою ерундой.
Предлагается сочинить стихи, чтобы строчки оканчивались рифмой на - ка, ла, на, ра,ча, ай, ать, он, ять.
«Песня голодных».Участники игры - гости - пришли на день рождения к своему другу, но именинник просит их исполнить жалостливо песню крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Условие: игроки должны ее спеть не словами, а виде звуков животных или птиц, например: вороны, лягушки, кошки, козы, коровы.
«Эмоциональныеруки». Человек - очень эмоциональное существо. Обычно все эмоции «написаны на лице». Участникам игры необходимо продемонстрировать эмоции руками: ненависть, злость, радость, испуг, грусть, неприязнь.
«Новое применение».Надо придумать 10 новых применений известным предметам: носовому платку, столовой ложке, бельевой прищепке, швейной игле, зубной щетке.
«Чайнворд».В этой игре слова подбираются так, чтобы каждое новое слово начиналось на ту же букву, на которую оканчи-
вается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА - Аккуратно - ОчистилА - АпельсиН - НожикоМ.
Задание: составить чайнворд про героев сказки «Золотой ключик», используя как можно больше имен: Буратино, Кара-бас-Барабас, Мальвина, Дуремар, Артемон, Тортилла, Пьеро, кот Базилио, лиса Алиса.
«Маршевая песня».Маршевые песни помогают ходить в строю. В них есть ритм и четкость, их исполняют громко и бодро. Задание командам - исполнить одну из предлагаемых песен: «В траве сидел кузнечик», «Спят усталые игрушки», «От улыбки хмурый день светлей», «Маленькой елочке холодно зимой» и промаршировать строем под ее мелодию.
«Огородные сказки».Надо сочинить сказку-объяснение про овощи с огорода. Темы: «Почему помидор красный?», «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты много листьев?», «Почему огурец пупырчатый?».
«Полезный подарок».В мультфильме про Винни Пуха Сова сочинила для Иа целую речь. Придумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить: Винни Пуху - гирю от весов; Пятачку - звонок от велосипеда; Кролику - стрелку от компаса; Удаву - оправу от очков; Слону - лампочку от фонарика.
«Кондитерские сказки».Команды должны сочинить интересную сказку в стихах, героями которой будут кондитерские изделия. Названия сказок: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как конфета потеряла свою обертку», «О том, как мороженое путешествовало по Африке», «О том, как вафли учились плавать».
«Запрещающие таблички».На улицах городов можно встретить запрещающие таблички: «Посторонним вход воспрещен!», «По газонам не ходить!», «Не сорить!» и т. д.
Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бы появиться во дворце Снежной Королевы, в Изумрудном городе, театре Карабаса-Барабаса, больнице Айболита, пещере Али-Бабы.
«Сиамские близнецы».Быть сиамскими близнецами нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте
хо, убаюкивающе и усыпляюще, но предлагаются пафосные, энергичные песни: «Мальчик-бродяга» из репертуара Андрея Губина, «Чашка кофею» - Марины Хлебниковой, «Зайка моя» -Филиппа Киркорова, «Атас!» - группы «Любэ».
«Новый календарь».Скучно и грустно называются наши месяцы. Играющим необходимо быстро придумать новое красивое название для каждого месяца.
«Повторяющаяся рифма».Иногда поэты сочиняют стихи, когда 9 строк оканчиваются на одну рифму, например «ой»:
Как-то утром под горой,
Предвечернею порой
Шел парнишка молодой,
С ним старик шел с бородой,
С водосточную трубой.
Шли они на водопой,
Били мух сковородой...
Хочешь - плачь, а хочешь - пой
Над такою ерундой.
Предлагается сочинить стихи, чтобы строчки оканчивались рифмой на - ка, ла, на, ра,ча, ай, ать, он, ять.
«Песня голодных».Участники игры - гости - пришли на день рождения к своему другу, но именинник просит их исполнить жалостливо песню крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...». Условие: игроки должны ее спеть не словами, а виде звуков животных или птиц, например: вороны, лягушки, кошки, козы, коровы.
«Эмоциональные руки».Человек - очень эмоциональное существо. Обычно все эмоции «написаны на лице». Участникам игры необходимо продемонстрировать эмоции руками: ненависть, злость, радость, испуг, грусть, неприязнь.
«Новое применение».Надо придумать 10 новых применений известным предметам: носовому платку, столовой ложке, бельевой прищепке, швейной игле, зубной щетке.
«Чайнворд».В этой игре слова подбираются так, чтобы каждое новое слово начиналось на ту же букву, на которую оканчи-
вается предыдущее слово. Например: ДюймовочкА - Аккуратно - ОчистилА - АпельсиН - НожикоМ.
Задание: составить чайнворд про героев сказки «Золотой ключик», используя как можно больше имен: Буратино, Кара-бас-Барабас, Мальвина, Дуремар, Артемон, Тортилла, Пьеро, кот Базилио, лиса Алиса.
«Маршевая песня».Маршевые песни помогают ходить в строю. В них есть ритм и четкость, их исполняют громко и бодро. Задание командам - исполнить одну из предлагаемых песен: «В траве сидел кузнечик», «Спят усталые игрушки», «От улыбки хмурый день светлей», «Маленькой елочке холодно зимой» и промаршировать строем под ее мелодию.
«Огородные сказки».Надо сочинить сказку-объяснение про овощи с огорода. Темы: «Почему помидор красный?», «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?», «Откуда у капусты много листьев?», «Почему огурец пупырчатый?».
«Полезный подарок».В мультфильме про Винни Пуха Сова сочинила для Иа целую речь. Придумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить: Винни Пуху - гирю от весов; Пятачку - звонок от велосипеда; Кролику - стрелку от компаса; Удаву - оправу от очков; Слону - лампочку от фонарика.
«Кондитерские сказки».Команды должны сочинить интересную сказку в стихах, героями которой будут кондитерские изделия. Названия сказок: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом», «О том, как конфета потеряла свою обертку», «О том, как мороженое путешествовало по Африке», «О том, как вафли учились плавать».
«Запрещающие таблички».На улицах городов можно встретить запрещающие таблички: «Посторонним вход воспрещен!», «По газонам не ходить!», «Не сорить!» и т. д.
Придумайте 5 запрещающих табличек, которые могли бы появиться во дворце Снежной Королевы, в Изумрудном городе, театре Карабаса-Барабаса, больнице Айболита, пещере Али-Бабы.
«Сиамские близнецы».Быть сиамскими близнецами нелегко, ведь на двух человек приходится всего две руки. Попробуйте
убедиться в этом сами: 2 участника команды должны обняться друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая - другого. А теперь необходимо на быстроту выполнить следующие задания:
• вдеть нитку в иголку и зашить дырку;
• зажечь свечу спичками;
• завязать бант на ленте;
• заменить стержень в шариковой ручке и написать письмо;
• вырезать ножницами фигурки из цветной бумаги и сделать аппликацию.
«Песня, которую знают все».Соревнуются две команды в умении исполнить известную песню «Подмосковские вечера», как ее исполнили бы: 1 • африканские аборигены;
• горцы Кавказа;
' • оленеводы Чукотки;
• индейцы племени тумба-юмба.
«Переводчик».Необходимо сказать фразу, но по-другому, не повторив ни одного слова из предложенной, но сохраняя смысл предложения, чтобы игроки догадались, какое оно:
• муха села на варенье;
• на столе стоит бутылка;
• бьют часы двенадцать раз;
• воробей влетел в окно;
• шел отряд по берегу.
«Нарисуй пословицу».Обычно художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. А участники соревнований должны нарисовать одну из пословиц:
• «На чужой каравай рот не разевай»;
• «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»; ■' • «Дареному коню в зубы не смотрят»;
* • «Одна голова хорошо, а две лучше»;
• «Доброе слово и кошке приятно»; ; * «Не надо делать из мухи слона».
«Буриме».Предлагается сочинить четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:
• кошка - ложка, окошко - немножко;
• стакан - банан, карман - обман;
• бег - снег, век - человек;
• кружка - подружка, лягушка - частушка;
• конь - гармонь, огонь - ладонь.
«Веселая история».Предлагается сочинить историю про:
• собаку, которая жила в холодильнике;
• ворону, которая любила кататься на велосипеде;
• майского жука, который боялся высоты; ш
• бабочку, которая любила петь;
• медведя, который хотел научиться играть на гитаре.
Акростих- это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют слово. Например, зашифровано слово ЗИМА:
Земли не видно - снег кругом,
И спит медведь в берлоге. •'v '''-' '- ''ih< ;
Мороз сковал все речки льдом. , ,
Ах, как замерзли ноги!
Задание: необходимо сочинить акростих, в котором зашифровано одно из предлагаемых слов: БАНЯ, КЛАД, ПЛЯЖ, ВРАЧ, ЗМЕИ, КРОВ, КРАН, ПРУД.
«Мелодии в необычном исполнении».Надо исполнить мелодию песни «Широка страна моя родная» необычным способом: прокашляв, прошелестев бумагой, процокав языком, прощелкав пальцами, просвистев.
Аббревиатура- это сокращение длинного названия по первым буквам. Играют две команды. Всем знакомы такие аббревиатуры, как КВН, НЛО, НАТО, ЛДПР и т. д.
Задание: расшифровать аббревиатуры: ЗИГЗАГ, КРУГ, БУБЛИК, БАЛДА, БРЕВНО, СИРОП. Какая команда интересней и оригинальней выполнит задание - та и победит.
«Фестиваль хоров».Команды соревнуются на лучшее исполнение русской народной песни, например: «Ой, мороз, мороз».
Задание игры - показать, как эта песня прозвучала бы в исполнении хора:
• служащих бронетанковой дивизии;
• ребятишек детского сада;
• пациентов психиатрической лечебницы;
» слушателей духовной семинарии; .
• ветеранов труда. .&<.:■;-.„■■■>■ \ -v ;.мп,ои ■.-•:
Ода- это торжественные стихи, в них кого-то восхваляют ВДи чем-то восхищаются. Например, ода Радищева «Вольность»:
О дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб я тебя воспел... Подражая великим мастерам прошлого, предлагается сочинить торжественную оду, посвященную: вчерашнему пирожку с мясом, сломанному зубу расчески, обратной стороне коленки, радиатору центрального отопления, фонарному столбу.
«Чудодейственное лекарство».Представьте себя фармацевтом и придумайте такое лекарство (название, состав ингредиен-Toij, способ применения), которое можно было бы прописать: врунам, лентяям, ябедам, драчунам, плаксам, жадинам.
«Необычный гимн».Необходимо сочинить гимн (слова и Музыку) для команды:
* любителей кефира;
• любителей манной каши;
• страдающих клептоманией; » обжор;
* любителей зимнего плавания.
'' Шарада- это загадка, в которой загадывается слово по частям. Например:
Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик. Л в целом - встретишь на дворе, Услышав вдруг собачий рык.
(кон + ура = конура) Команды сочиняют шарады в стихах на предложенные слова:
• пар + ус = парус;
• гимн + Азия = гимназия;
• ком + пас = компас;
• пуд + ель = пудель; -•.;<:.■.;.:■ • ■-!.г\ч
• фа + сад = фасад. ;i '
«Мелодекламация»- это чтение стихов или художественной прозы в сопровождении музыки, что усиливает воздействие текста на слушателей. Задание усложняется тем, что веселый стихотворный текст необходимо прочитать под сопровождение мелодии патриотической песни:
♦ «Федорино горе» - 1юд мелодию песни «Дан приказ ему на Запад»;
♦ «Мойдодыр» - «Ham. паровоз вперед летит»;
♦ «Телефон» - «По долинам и по взгорьям»;
♦ «Краденое солнце» -- «Там вдали, за рекой».
Художественная гимнастика- один из самых красивых видов спорта. Обычно в своих выступлениях гимнастки используют такие предметы, как обруч, мячи, скакалки, ленты.
Задание игры - представьте, что спонсором соревнований по художественной гимнастике выступил банно-прачечный комбинат и настоял, чтобы гимнастки выступали с банными принадлежностями (махровым полотенцем, банным веником, мочалкой, пластмассовым тазиком), и выполняйте упражнения.
«Если весело живете^»
Если весело живется, хлопай так (два хлопка в ладоши) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, Хлопай так (два хлопка).
Если весело живется, щелкай так (два щелчка) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, щелкай так (два щелчка).
Если весело живется, топай так (два притопа) (2 раза),
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, Топай так (два притопа).
Если весело живется, делай так (два хлопка над головой) (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так (два хлопка над головой).
Если весело живется, Хорошо! (хором: «Хорошо!») (2 раза).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хорошо! («Хорошо/»).
Если весело живется, делай все (повторяются все движения подряд: два хлопка, щелчка пальцами, два притопа ногами, два хлопка над головой).
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай все (повторить все движения подряд).
Забывший порядок повторения движений выходит из игры. Он должен спеть песню шш прочитать небольшое стихотворение.
«Вожатый и туристы»
Вожатый: Кто шагает с рюкзаком? Туристы: Мы, туристы!
Вожатый: Кто со скукой не знаком? *
Туристы: Мы, туристы! Вожатый: Нас вперед ведут ; Туристы: Дороги! v Вожатый: Наш девиз:
Туристы: «Всегда вперед!» ■ Вожатый: Эй, ребята! '. Туристы: Тверже шаг! -/ Вожатый: Что турист берет в дорогу? "-' Туристы: Песню, ложку и рюкзак! Вожатый: Мы голодные, как звери! Туристы: Открывайте шире двери!
Вожатый: Нам еда полезна будет, ■, ■ ■:» .
Туристы: Силы новые разбудит. - ;,к
Вожатый: Кто отстал? Туристы: Не отставай! Вожатый: Кто устал? Туристы: Не унывай! Вожатый: Кто идти захочет с нами -Туристы: Песню нашу запевай!
Русские народные игры
«Салки».Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Но у этой игры есть варианты, усложняющие ее правила:
• осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим;
• осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: «Чай-чай-выручай!». Он «заколдован», «расколдовать» могут другие играющие, дотронувшись до его руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.
«Горелки».Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий становится в нескольких шагах перед колонной, спиной к играющим, и начинает считать:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, три -
Последняя пара, беги!»
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
«Тары-бары».На Руси в нее играли так: собирались две команды, которые на расстоянии 15-20 м выстраивались шеренгами друг против друга. Затем играющие крепко брались за руки, образуя «цепь». Из каждой команды по очереди или по договоренности со своими игрок, называемый «маткой», обращался к другой команде со словами: «Тары-бары, дайте нам такого-то!» Названный игрок отходил от своей команды и, разбежавшись, старался прорвать цепь противоположной группы, и если ему это удавалось, уводил в свою команду любого из команды противника. Если же «цепь» оставалась неразорван-ной, то он сам оставался в противоположной команде и вставал в цепь. Выигрывала та группа, в которую переходили все играющие из команды противника.
«В столб».Для игры выбирают какой-нибудь столб или дерево с гладким стволом. Играют школьники любого возраста. Число их 10-15 человек. Один из играющих (по жребию) становится спиной к столбу (дереву) с мячом в руках. Он подбрасывает мяч кверху и отбивает его рукой (как в игре в волейбол) по направлению к игрокам, стоящим в «поле». Те стараются поймать мяч на лету. Игрок, поймавший мяч, бросает им в столб и, если попадает, занимает место у столба, а стоявший здесь до этого - идет в «поле».
Правила игры:
1. Если мяч попадает в столб, отскочив от земли или от какого-либо предмета, удар считается недействительным.
2. Если после удара никто из полевых игроков мяч не поймает, то его надо вернуть «сторожу» для следующего удара.
«Стой».Эта игра рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. В нее могут играть 8-12 человек. Для этого нужны любой мяч (волейбольный, футбольный, теннисный, просто резиновый) и высокая ровная стена.
Рассчитавшись по порядку, дети становятся в нескольких метрах от стены. Водящий бросает мяч в стену не ниже определенного уровня, громко называя номер кого-нибудь из рассчитавшихся. Игрок, номер которого назвали, ловит отскочивший от стены мяч и снова бросает его в стену, называя при этом номер другого игрока. Тот в свою очередь бросает мяч в стену, вызывая третьего, и т. д.
Если один из названных игроков не поймает мяч, остальные игроки разбегаются, а совершивший ошибку быстро подбирает мяч и кричит: «Стой». После этого он может мячом «запятнать» любого из играющих. Если он промахнется, ему засчитывается штрафное очко, и игра возобновляется. Если же он попадет в игрока, то снова все разбегаются, а «запятнанный» хватает мяч и тоже кричит: «Стой». Теперь уже он старается попасть мячом в любого из играющих. Так продолжается до первого промаха. Промахнувшемуся засчитывается штрафное очко, и игра опять начинается с броска о стенку. Выигрывает тот, кто не получил штрафных очков или получил их меньше других.
Правила игры:
1. «Пятнать» игроков можно только с того места, где был подобран мяч.
2. Остановившись, можно увертываться от мяча, но при этом нельзя отрывать ноги от земли.
3. Игрок не считается «запятнанным», если поймает брошенный в него мяч. В этом случае штрафное очко получает тот, кто его бросил.
«Казаки-разбойники».Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая - разбойников. У казаков есть дом, где во время игры находится «сторож». В его обязанности входит охрана пойманных «разбойников». Игра начинается с того, что «казаки» находятся в своем доме и дают «разбойникам» возможность спрятаться. «Разбойники» по ходу своего движения должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы
могут быть и ложными, для того чтобы запутать «казаков». Через 10-15 мин. «казаки» начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все «разбойники» пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели «казаки».
Игру лучше проводить на большой, ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры «казаки» и «разбой-пики» меняются ролями.
«Аленушка и Иванушка».Выбираются «Аленушка» и «Иванушка», им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. «Иванушка» должен поймать «Аленушку». Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» «Аленушка» обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только «Иванушка» поймал «Аленушку», их место занимают другие ребята, и игра начинается сначала.
«12 палочек».Для этой игры нужны дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие «качелей». На нижний конец дощечки кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши
«Кенгуру».Игра развивает координацию движений. Каждому участнику дается мяч. Зажав его между коленями или щиколотками, надо пропрыгать 20-30 м, стремясь поскорее добраться до финиша. Если мяч выскользнул, поднимите его и продолжайте бег, но время при этом, конечно, будет потеряно. Отталкиваться при прыжках нужно сразу обеими ногами, поэтому игра
и называется «Кенгуру». Игру можно проводить в виде гонки между отдельными участниками и в виде эстафеты, когда мяч передается от одного игрока к другому.
«Комический футбол».Мяч привязывают длинной веревкой к вбитому в землю колышку. Играющий становится против мяча, ему завязывают глаза. Задача: пройти вперед на 6 шагов и ударить ногой по мячу. Сделать это удается довольно редко.
«Тяни-толкай».Соревнуются пары ребят в беге на 20-30 м. Пары, взявшись за руки, бегут касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую - пятится назад.
«Чехарда».Ребята становятся друг за другом с промежутками до 5 шагов. Голову надо пригнуть и самим согнуться, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и поочередно перепрыгивает каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увели-~ чивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Тот, кому прыжок не удается, выбывает из игры.
«Бег с капканом».Несколько небольших мешков надо набить свежесорванной травой и завязать. Это и будет «капканом». В шеренгу строятся 6-10 ребят, к ноге каждого из них привязан «капкан». Устраивается бег наперегонки. Соревнование проходит весело, но бежать с «капканом» нелегко, поэтому отмерьте расстояние для бега не более 30 м. Побеждает прибежавший к финишу первым.
Веселые старты, комбинированные эстафеты
«Наездники».А в этой эстафете команды делятся на пары. В каждой паре один будет «лошадью», второй «наездником». «Наездник» садится на «лошадь», как ему удобно, лишь бы ноги не волочились по земле. Старт! И «лошадь» устремляется вперед, стараясь не уронить седока. Поворот, путь назад, передача эстафеты... Побеждает команда, чьи «лошади» более быстрые, а «наездники» более устойчивые.
«Тачка». Вэтой эстафете также нужна разбивка на пары. Одному из этой пары придется стать «тачкой» - грузовым транспортом с одним колесиком и двумя ручками. Только здесь вместо колесика будут руки, вместо ручек - ноги.
Итак, игрок - «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, в это время игрок - «водитель тачки» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка» готова к движению. Сигнал, и «тачка», двигаясь на руках, «доезжает» до поворотного флажка и возвращается назад, где к движению уже готова новая «тачка». Побеждает самая сильная пара.
«Сиамские близнецы».Сиамскими называются близнецы, сросшиеся между собой. Такими близнецами в команде будет каждая пара. «Срастись» им придется спинами. Для этого нужно встать друг к другу спиной и крепко сцепиться руками. Бежать в таком положения можно только боком. Поэтому первая пара боком встает на линию старта, боком бежит и так же возвращается, передавая эстафету следующим «сросшимся близнецам». Спины игроков на протяжении всего бега должны быть плотно прижаты. Победит наиболее согласованная и быстрая пара.
«Змейка».В этой эстафете участвует сразу все играющие, кроме трех человек, которые встают на линии эстафеты на равном небольшом расстоянии друг от друга и ничего не делают, просто стоят в качестве столбов. Остальные игроки в это время превращаются в «змею». Это легко, нужно лишь всем игрокам выстроиться в колонну и положить руки на плечи впереди стоящим. Капитан будет «змеиной головой», замыкающий колонну - «хвостом». «Змея» готова к движению, а двигается она, как известно, извиваясь. Нашей «змее» тоже придется извиваться, т. е. огибать игроков на линии эстафеты. Старт! «Змея» быстро двигается вперед, не толкая «столбы» и не разрывая на кусочки свое туловище, огибает поворотный флажок и ползет, извиваясь, обратно. Тот, кто толкнул «столб» или разорвал цепь - выбывает из игры. Победитель определяется по «змеиному хвосту», т. е. по последнему участнику.
«Бег со скакалкой».Участвуют две команды. Первые участники команд бегут по сигналу до поворотного флажка и обратно, прыгая через скакалку. Затем они передают скакалку следующему и так - до победы или неудачи. Более сложным вари-
антом является бег с прыжками через обруч, который используется как скакалка.
«Бег с обручем». Все члены команды по очереди бегут до точки поворота и обратно, крутя на поясе обруч. Побеждает самый гибкий и быстрый. Усложнением эстафеты могут служить следующие задания: крутить обруч на шее, на руке, а также крутить сразу два обруча на обеих руках.
«Три прыжка».Участвуют две команды. Для выполнения этой эстафеты необходимо на расстоянии 8-10 м от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала первый участник, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет скакалку и устремляется назад, чтобы передать эстафету следующему. Второй участник, достигнув лежащих предметов, берет обруч и делает через него три прыжка (как через скакалку). Третий участник вновь берет скакалку и т. д., идет чередование. Прибытие последнего члена команды к линии старта означает окончание эстафеты. Победа достается более быстрой команде.
«Спасательный круг».Участвуют две команды. Спасательным кругом, который поможет перебраться через «реку», в этой эстафете будет обруч. Линия старта будет одним «берегом», линия напротив - другим. Капитан команды надевает на себя обруч и, удерживая его на уровне пояса, бежит до установленной отметки. Возвращаясь, он захватывает обручем следующего участника команды и бежит вместе с ним, «переправляя» его в «спасательном круге» на другой «берег». Так по очереди капитан «переправляет» всю команду на противоположную сторону. Побеждает та команда, которая быстрее перебралась на другой «берег».
«Игольное ушко».Вдоль линии эстафеты на земле лежат два или три обруча. Стартуя, первый участник должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя (как нитка проходит через игольное ушко). Затем, добежав до следующего обруча, проделать с ним то же упражнение. И так со всеми обручами на прямом и обратном пути. Побеждает та команда, участники которой быстрее проденут «нитку», т. е. проделают все операции с обручами.
Шуточная олимпиада
«Спортивная ходьба».Что главное в спортивной ходьбе? Любой, даже неспециалист, ответит: ноги спортсмена ни на секунду не должны отрываться от земли, и ступать необходимо всей ступней. Освоить такой ход не так-то просто. В нашей эстафете процесс ходьбы будет еще сложнее. А именно: делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. То есть с каждым шагом участники будут продвигаться вперед на длину подошвы их обуви. Так как двигаться игроки будут медленно, дистанцию для них можно определить в 5 м туда и обратно. Если все понятно, тогда выстраивайте команды и начинайте эстафету. Из всех тихоходов победят самые быстрые тихоходы.
«Стрельба из лука».Что лук - это оружие индейцев и средневековых воинов, вы знаете. Может быть, даже когда-то мастерили его сами. Сегодня из современных пластиковых луков стреляют спортсмены. У нас все будет несколько по-другому. Другой будет мишень: не щит с концентрическими кругами и не птица, летящая в небесах, а обыкновенное ведро. Ну, а луком будет обыкновенный лук, т. е. репчатый (если вы его найдете в достаточном количестве). Ведро-мишень нужно установить на 5 м дальше финиша, луковицы (их число должно равняться количеству участников) - уложить на финишной черте. Участник номер один по сигналу начинает движение от старта к финишу. Прибежав к финишной черте, он берет луковицу и бросает ее, стремясь попасть в ведро. За каждое попадание - одно дополнительное очко команде. Попал или не попал первый «стрелок», он не задерживается возле финиша, а бежит к своей команде, чтобы передать эстафету следующему участнику. Так все по очереди совершают «луковую стрельбу». Побеждает та команда, которая быстрее забросит луковицы в ведро.
«Бадминтон».С детским вариантом игры в бадминтон, наверное, знаком каждый. Каждый хотя бы раз в жизни держал в руках бадминтонную ракетку и воланчик. В этой эстафете мы ракетку ничем заменять не будем. А вот шарик будет воздушный. Итак, на линии старта стоит первый участник забега, в одной руке у него ракетка, в другой - шарик. Напротив, на линии финиша, установлено ведро. Игрок должен, ударяя ракеткой по шарику, провести его до финиша и уложить в ведро. За-
тем игрок возвращается и передает ракетку следующему. Второй участник бежит к ведру, достает из него шар и ведет его к команде. Идет чередование: один участник бежит с шаром к ведру, другой - от ведра. Никто не имеет права нести шар в руках или ударять его рукой, все делается только ракеткой. Победа достанется тем, кто первым освоит особенности такого бадминтона и сделает все быстрее.
«Бег на коньках».Если когда-нибудь вы наблюдали соревнования профессионалов-конькобежцев, то обратили, наверное, внимание на коньки спортсменов. Они имеют очень длинные полозья, намного длиннее, чем у обычных коньков. Чем можно заменить коньки в этой эстафете? Откроем секрет: большими калошами. Они сваливаются с ноги и в них нельзя бегать, как обычно, в них поневоле приходится «скользить», т. е. бежать, шаркая калошами по земле. Достаньте калоши и поставьте на линию старта одну пару для каждой команды. Каждый участник эстафеты должен запрыгнуть в калоши и преодолеть расстояние до поворотного флажка и обратно. Победят в этих коньково-калошных бегах самые ловкие и быстрые.
«Бобслей».Бобслей - олимпийский вид спорта, родившийся из древней забавы - катания на санях с горы. По ледяной трассе боб (спортивные сани) мчится с бешеной скоростью. В нашей эстафете такой скорости не будет, потому что двигаться придется не с горы, а по ровной поверхности, да и «санками» будет обыкновенный крепкий мешок. Командам придется разделиться на тройки. Два игрока возьмут мешок за углы так, чтобы при этом большая его часть лежала на земле. На мешок садится «ездок». Чтобы ему не свалиться с «саней», он должен крепко держаться за мешковину. А на линии эстафеты должны быть установлены 2-3 кегля, ведь трасса у «саночников» имеет много крутых виражей. По сигналу два игрока устремляются вперед, они волочат за собой «бобслеиста». Им предстоит втроем пройти между кеглями, добраться до поворотного флажка и таким же способом вернуться обратно. А затем передать мешок очередной тройке. Если «санки» перевернутся и сидящий свалится с них, придется задержаться для «ремонта» и «восстановления спортивной формы». Поэтому, чтобы победить, нужны сила и ловкость.
Г
Развивающие игры
Эти игры развивают у детей логическое мышление, внимание, воображение, смекалку, фантазию, находчивость, самостоятельность, активность.
«Черный ящик».На сцену выносится черный ящик, в котором лежат два пакета с чем-либо (один - для первой команды, другой - для второй). Надо отгадать, что лежит в черном ящике.
Условия конкурса: по очереди каждый игрок задает всего один вопрос ведущему, на который можно ответить словами «да» или «нет». После заданных девяти вопросов команда, посовещавшись минуту, называет то, что, по ее мнению, лежит в этом черном ящике. Например, вопросы: Это съедобно? Мы этим пользуемся? Каждый день? А этим кидаться можно? и т. д. Если ребята не отгадают, следует проанализировать логику вопросов и ответов.
«Тихий час».На сцену в большой коробке или на столике выносится несколько вещей, например: канцелярские товары, мячи, книги, посуда, подушки, одеяла, игрушки, удочки, сумки, шляпы. Предлагается всем играющим выбрать по одному предмету, который им понравится. Попробовать одним предложением рассказать о тихом часе в лагере, используя выбранные предметы. При этом каждый повторяет сказанное до него и добавляет свое, используя значение своего предмета. Например, первый участник команды говорит: «Готовясь к тихому часу, надо поставить стакан (выбранный предмет) с водой на тумбочку». Второй участник: «Готовясь к тихому часу, надо поставить стакан с водой на тумбочку и проверить содержимое сумочки». Третий: «Готовясь к тихому часу, надо поставить стакан с водой на тумбочку, проверить содержимое сумочки, потом лечь в кровать и положить голову на подушку».
«Почемучка».Постоянно приходится слышать вопросы, которые начинаются со слова «по