Сценарно-режиссерские основы игровой деятельности

Реализация анимационного проекта зависит от профессионального мастерства постановщика и режиссера анимационной программы в сфере туристской деятельности, которое определяется умением находить наиболее оптимальные, приемлемые способы воздействия на личность туриста, удовлетворения его потребностей и интересов на основе применения универсальных, пригодных для разных организационно-экономических условий методов, представляющих собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Для того чтобы создать анимационную программу, недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо знать и точно понимать возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов художественного монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и выразительных различных средств создается, т. е. из проекта переходит в реальную конструкцию анимационная программа, в которой решаются социально-педагогические и психологические задачи.

Первым методом, используемым с того момента, как начал формироваться замысел, является художественный монтаж. В любой анимационной программе при разработке сценария специалисты используют монтаж. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление требуют монтажа (конструктивного или ассоциативного).

Художественный монтаж, во-первых, выражает мысль автора сценария, его идею, видение мира; во-вторых, является творческим методом, что в свою очередь требует профессиональной подготовки специалиста, а также определенного уровня его гражданственности, жизненного опыта, культуры. Без овладения методикой монтажа невозможно обеспечить хорошее качество анимационной программы.

. \

Второй метод - иллюстрирование, которое необходимо для показа содержания информационного материала в какой-либо форме. Иногда информация оформляется с помощью синтеза различных эмоционально-выразительных средств, что делает ее более зримой.

Третий метод в подготовке анимационных программ - театрализация, которая является сложным творческим процессом, наиболее близко стоящим к театру и имеющим глубокое социально-психологическое обоснование.

Суть метода театрализации состоит в соединении пластики, звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающем образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие» программы.

Метод театрализации призван создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет активно реагирующим зрителем, а не пассивным созерцателем.

Четвертый метод - игровой. Этот метод в анимационной деятельности наиболее удачно сочетает информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие познание, педагогику, искусство и творчество. Для анимационной деятельности важно, что игра наполняется сюжетным содержанием и может быть использована как режиссерский прием.

Сочетание данных методов позволяет глубоко и полно раскрыть и воплотить в практике анимационные программы, создающие определенные предпосылки для развития туристской деятельности.

Применение тех или иных методов невозможно без освоения сценарно-режиссерской технологии анимационной деятельности, которая составляет основу зрелищных мероприятий и включает принципы драматургии (массового действа, которое создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы) и режиссуры массовых анимационных программ.

Практическое применение методик создания сценария подчиняется определенным принципам, закономерностям и способам, т. е. имеет свою драматургию, так как если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный спектакль, то в анимационной программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического или исторического материала, реальных героев или исторических персонажей.

• входить в игру в случае нечетного числа игроков (или в качестве партнера в игре) и выравнивать их количество;

• помогать выстраивать игроков в круг или линию и устанавливать оборудование или стулья для следующей игры;

• выступать в качестве судьи, следить за временем проведения игры и убирать оборудование после ее завершения;

• следить за музыкальным сопровождением и выступать в качестве образца для подражания;

• заинтересовывать, подбадривать туристов, готовить и подавать прохладительные напитки;

• принимать участие при награждении призами, подарками, сувенирами и помогать при уборке.

Требование хороших манер и соответствующего поведения относится не только к аниматорам, но и к туристам.

Как заинтересовать туристов.При организации крупного общественного мероприятия или небольшой частной вечеринки крайне важно для их успешного проведения встретить приглашенных у двери, проводить их на место или к столику с напитками, предоставить им возможность чувствовать себя в атмосфере уюта и комфорта. Необходимо сразу приступить к играм, чтобы туристы не успели сгруппироваться в обособленные кружки.

Учет психологии игроков. Каждый игрок хочет быть победителем, желает достичь успеха. В связи с этим ведущий должен предоставить возможность каждому хотя бы раз почувствовать себя победителем на этой вечеринке. Нельзя допустить, чтобы кто-то почувствовал себя плохим игроком. Все анимационные мероприятия должны создавать у туристов чувство радости, дружбы, общности.

Аниматор не должен допускать, чтобы кто-то из туристов становился предметом насмешек, ведь многие психологические игры созданы для освобождения подсознания, раскрепощения чувств, устранения темной стороны взаимоотношений, выхода эмоций. При проведении таких игр лучше не подшучивать над участниками, не акцентировать внимание на их недостатках, не выявлять страх или негативные стороны. Необходимо избегать обмана и нарушения правил - это портит радость восприятия вечера и создает отрицательное настроение. Особое внимание надо уделить тому, чтобы игры не становились слишком сумбурными, жесткими, не были затянуты и наполнены скукой. Одновременно аниматор должен следить за тем, чтобы игры велись в умеренном темпе. Слишком быстрые действия зачастую утомляют людей.

Аниматор должен быть готов к тому, что некоторых туристов необходимо подталкивать к участию в играх. Однако надо иметь в виду, что многие неактивные игроки способны побуждать других, поддерживая и вдохновляя их со стороны (т. е. они могут быть болельщиками). Не стоит заставлять людей играть, если у них нет естественного желания на это. В то же время аниматору необходимо постоянно искренне одобрять участников игр, подбадривать и достойно оценивать их усилия, в особенности, если они новички или им незнакомы другие туристы. Подбадривая и поздравляя их, аниматор укрепляет дух соперничества, дает возможность понять, что они смогут многое преодолеть, если только захотят.

Планирование игровых программ. Группе аниматоров следует планировать больше мероприятий, игровых конкурсов, чем в действительности можно провести, на случай, если что-то не сработает или пойдет не так, как было запланировано. При этом можно быстро перейти к другой игре, не потеряв энтузиазм игроков. В данной ситуации важно уметь проявлять гибкость, лояльность, изворотливость.

Необходимо менять темп игр. Это хороший способ поддерживать постоянную заинтересованность туристов. На протяжении всего вечера отдыха необходимо подбирать игровые конкурсные программы так, чтобы их участники часто меняли партнеров, играли то в одиночку, то в команде. Но при проведении последней игры нужно постараться собрать всю компанию вместе, чтобы создать чувство сплоченности, дружеских отношений. Все важное оборудование (микрофоны, фортепьяно, сценические и игровые аксессуары, призы, подарки, сувениры, сопутствующие игровой конкурсной программе атрибуты) должно быть заранее приготовлено и находиться в хорошем состоянии. Если туристы вынуждены долго ждать, например из-за неполадки микрофона, они зачастую теряют интерес к вечеру.

Место проведения вечера отдыха должно хорошо проветриваться, кондиционеры должны быть в рабочем состоянии. Повышение температуры в помещении может также привести к снижению у туристов заинтересованности в развлечениях.

Формирование партнеров. При проведении игровых конкурсных программ не представляет сложности сделать туристов партнерами. Если в группе имеются семейные пары, то нет повода для беспокойства о том, кто с кем будет играть. Но если туристская группа состоит из одиноких или не знакомых друг с другом людей, то требуется средство для их объединения.

Один из наилучших способов для этого - использование значков с именами. Нарисуйте на значках персонажи из мультфильмов, комиксов так, чтобы двое туристов с такими значками искали друг друга, подбирая пару.

Помимо значков с персонажами комиксов при поисках недостающей пары можно использовать: цвета, геометрические фигуры, пословицы, слова из лирических песен, имена знаменитых звездных пар и т. д.

Еще один способ формирования партнеров - это дать гостям тянуть предметы из мешка, и после того как все вытащат свой предмет, начинается подбор пар. Например, вы можете разрезать на две половинки открытку с видом Италии, и двое людей, сложивших их вместе, образуют пару. Складывание соответствующих частей этой открытки - отличная тематическая находка для «Итальянской вечеринки».

Аниматор может дать туристам, приглашенным на вечер, следующие советы:

♦ помогайте ведущему в поддержании хорошего настроения;

♦ оказывайте необходимую помощь организаторам вечера;

♦ принимайте активное участие в игровых программах, театрализованных представлениях.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается главная цель игры с туристами?

2. Что входит в обязанности туристского аниматора - ведущего игровой программы?

3. В чем сущность туристских анимационных программ?

4. В чем заключается работа организационного комитета по подготовке и проведению анимационного мероприятия?

5. Планирование расходов на проведение вечеров отдыха.

6. Какие способы необходимо применить для эффективного лидерства в туристской группе?

7. Как заинтересовать и привлечь туристов к участию в игровых программах?

8. В чем заключается учет психологии игроков?

9. Сценарно-режиссерская основа анимационной деятельности.

10. Какие методы создают зрелищно-активную ситуацию?

11. В чем состоит композиционное решение сценария?

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА-АНИМАТОРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Деловая игра, ее психолого-педагогические принципыа

Целью учебных деловых игрдля менеджеров-аниматоров является формирование у них определенных профессиональных умений и навыков.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих задач:

• формирования у студентов-аниматоров целостного представления о профессиональной деятельности, динамике ее развития;

• приобретения профессионального, социального опыта, обучения принятию индивидуальных и коллективных решений;

• развития теоретического и практического мышления в профессиональной анимационной сфере;

• формирования познавательной мотивации, обеспечения условий для появления профессиональной мотивации аниматора.

Деловая игра в процессе учебного занятия представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности менеджера-аниматора, моделирования систем отношений.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой анимационной игре воспроизводятся профессиональная обстановка, сходная по основным характеристикам с реальной, типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая анимационная игравоссоздает предметный контекст будущей профессиональной деятельности и социальный контекст, в котором играющий взаимодействует с представителями других ролевых позиций.

Один из наилучших способов для этого - использование значков с именами. Нарисуйте на значках персонажи из мультфильмов, комиксов так, чтобы двое туристов с такими значками искали друг друга, подбирая пару.

Помимо значков с персонажами комиксов при поисках недостающей пары можно использовать: цвета, геометрические фигуры, пословицы, слова из лирических песен, имена знаменитых звездных пар и т. д.

Еще один способ формирования партнеров - это дать гостям тянуть предметы из мешка, и после того как все вытащат свой предмет, начинается подбор пар. Например, вы можете разрезать на две половинки открытку с видом Италии, и двое людей, сложивших их вместе, образуют пару. Складывание соответствующих частей этой открытки - отличная тематическая находка для «Итальянской вечеринки».

Аниматор может дать туристам, приглашенным на вечер, следующие советы:

♦ помогайте ведущему в поддержании хорошего настроения;

♦ оказывайте необходимую помощь организаторам вечера;

♦ принимайте активное участие в игровых программах, театрализованных представлениях.

Вопросы для самопроверки

1.В чем заключается главная цель игры с туристами?

2. Что входит в обязанности туристского аниматора - ведущего игровой программы?

3. В чем сущность туристских анимационных программ?

4. В чем заключается работа организационного комитета по подготовке и проведению анимационного мероприятия?

5. Планирование расходов на проведение вечеров отдыха.

6. Какие способы необходимо применить для эффективного лидерства в туристской группе?

7. Как заинтересовать и привлечь туристов к участию в игровых программах?

8. В чем заключается учет психологии игроков?

9. Сценарно-режиссерская основа анимационной деятельности.

10. Какие методы создают зрелищно-активную ситуацию?

11. В чем состоит композиционное решение сценария?

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРА-АНИМАТОРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Деловая игра, ее психолого-педагогические принципы

Целью учебных деловых игрдля менеджеров-аниматоров является формирование у них определенных профессиональных умений и навыков.

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих задач:

• формирования у студентов-аниматоров целостного представления о профессиональной деятельности, динамике ее развития;

• приобретения профессионального, социального опыта, обучения принятию индивидуальных и коллективных решений;

• развития теоретического и практического мышления в профессиональной анимационной сфере;

• формирования познавательной мотивации, обеспечения условий для появления профессиональной мотивации аниматора.

Деловая игра в процессе учебного занятия представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности менеджера-аниматора, моделирования систем отношений.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой анимационной игре воспроизводятся профессиональная обстановка, сходная по основным характеристикам с реальной, типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая анимационная игравоссоздает предметный контекст будущей профессиональной деятельности и социальный контекст, в котором играющий взаимодействует с представителями других ролевых позиций.

В деловой анимационной игре играющий выполняет профессиональную деятельность, сочетающую учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются не абстрактно, а в контексте профессии аниматора, налагаясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, не для будущего, а для обеспечения игровых действий учащегося в реальном процессе деловой анимационной игры. Наряду с профессиональными знаниями обучаемый одновременно приобретает компетентность - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Следовательно, деловая анимационная игра воспитывает личностные качества аниматора, ускоряет процесс социализации, позволяет интеллектуально иэмоционально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, активность и самостоятельность.

В процессе анимационной игры осваиваются: нормы профессиональных и социальных действий, каждый участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, познает себя.

На этапе разработки деловой анимационной игры для достижения поставленных учебных целей следует заложить в нее пять психолого-педагогических принципов:

1. Принцип имитационного моделирования, который предполагает разработку игровой модели профессиональной деятельности.

2. Принцип проблемностисодержания игры, где содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых аниматором в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

3. Принцип совместной деятельности, основанныйна имитации производственных функций аниматоров через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, стоящееся на субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

А. Принцип диалогического общения и взаимодействия иг-. роков, являющийся необходимым условием переживания и разрешения проблемной ситуации, когда участники игры задают друг другу вопросы, а система рассуждений каждого из партнеров обусловливает движение к совместному решению проблемы, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, действия, интересов.

5. Принцип двуплановости игровой деятельности, который дает возможность внутреннего раскрепощения личности,

i фоявления творческой инициативы, нестандартного мышления, неординарности, индивидуального видения ситуации.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться на этапе разработки и на этапе реализации.

Структура и правила деловой игры.Разработку деловой игры начинают с создания моделей - имитационной, игровой, педагогической, графической.

Имитационная модель задает предметный контекст деятельности менеджера-аниматора в учебном процессе и получает воплощение в следующих структурных компонентах: в цели, предмете игры, графической модели взаимодействия участников, системе оценивания. Объектом имитации выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной анимационной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть студент-аниматор за период, предшествующий игре.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью. Компонентами игровой модели являются: сценарий, правила, цель, роли и функции игроков, присутствие сценических атрибутов, костюмов, декораций.

Педагогическая модель имеет две группы целей - обучающую и воспитательную. Предмет игры - это предмет деятельности участников игры. Он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников игры отражает их количественный и качественный состав, связи, взаимодействия, пространственное расположение и оказывает большую помощь и ведущему, и игрокам.

Важный элемент сценария - генерирование событий, определяющее динамику и характер развития игрового процесса. Различают три способа проведения игры: детерминированный, спонтанный, смешанный.

Детерминированный способ проведения игры - соблюдение на первых этапах игровой деятельности детерминации (ограничения) в информировании игроков, динамике проведения игры и характере развития игрового процесса.

Спонтанный способ проведения игры - произвольное проведение, вызванное не внешними факторами, а внутренним видением игрока процесса игры.

Смешанный способ проведения игры - использование одного и другого метода проведения игры в равных долях.

Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.

Правила деловой игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой действительности в упрощенном варианте. Существует и второй план игры - правила игрового характера. Если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратится в занятие тренажерного типа.

Требования к правилам деловой игрысводятся к ряду положений. Правила должны:

• содержать ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур, их элементов, ролей и функций аниматоров, системы оценивания;

• быть не слишком многочисленными, не более 5-10 пунктов;

• быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

• обеспечивать воспроизведение жизненных и производственных реалий и ситуаций;

• быть связаны с системой стимулирования игроков. Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых

решений и самоконтроль, соревновательный характер игры, предполагает содержательную оценку, позволяет оценивать деятельность, личностные качества участников, успешность работы игровых групп.

Разбор деловой игрывключает обучающую, воспитательную нагрузку, подведение итогов, анализ причин, обусловивших фактические результаты.

Методическое обеспечение деловой игрыпредполагает наличие следующих материалов: проспекта, параметров игры, набора реальной и игровой документации, объекта имитации, а также контингента.

Техническое обеспечение деловой игрыобусловливает выбор технических средств в зависимости от целей и содержания игры.

Наши рекомендации