Вводные слова и обращения всегда обособляются
ПРАКТИКА
1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.
- Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.
2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.
3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.Теперь,(1) пожалуйста,(2) стихотворение,(3) - сказала Елена Францевна.
4.Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»
5. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове. (15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.
6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Приплыла к нему рыбка, (1) сросила:
Чего тебе надобно,(2) старче? (Пушкин).
7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).
8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…
9. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове.(17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор.
Задание 11
«Количество грамматических основ»
Теория
Сложное предложение характеризуется наличием двух и более грамматических основ. (см. задание 8)
Подсказка
Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Практика
Задание:
Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
1. Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. 2. Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками. 3. Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. 4. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. 5. Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу? 6. Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. 7. Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. 8. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. 9. Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? 10. Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». 11. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
Задание 12.
«Виды связи между частями сложного предложения»
Теория
Виды связи в предложении:
1. Сочинительная связь
Сочинительная связь присутствует в равноправных частях: в этом случае нельзя задать вопрос от одной части к другой. Способствуют сочинительной связи сочинительные союзы: и, а, но, или, либо, то – то, не то – не то и др.
Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.
Рассмотрим схемы ССП и примеры
[ ], и [ ]. [Дверьхлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушкиотсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ]. [Залает пёс дворовый], или[ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
[ ], [... же... ]. [Убеждения внушаются теорией],[поведение же формируется примером].
Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово. [ ], [...тоже... ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тожепобледнели] .Внимание!Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.
Алгоритм выполнения задания
1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!
Подчинительная связь
Подчинительная связь объединяет главную часть и зависимую. От главной части задаётся вопрос к зависимой части. Оформляется подчинительными союзами: что, какой, где, потому что, если, когда и др. Например: «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье…» - сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения связаны подчинительным союзом чтоб.
1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.
Средства связи частей СПП
Придаточные предложения разных видов могут присоединяться к главному как союзами, так и союзными словами
1. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзами | ||
Вид придаточного | союзы | примеры |
1. Причины | ибо, так как, потому что, оттого что, по причине (вследствие, ввиду) того что, благодаря тому что и др. | Он чувствовал глубокое смущение оттого, что вынужден был молчать о дуэли. (К.Паустовский) Учись на чужих ошибках, ибо у тебя не хватит времени совершить все ошибки самому. (Афоризм) |
2. Цели | чтобы, для того чтобы, с той целью, чтобы, затем чтобы и др. | Открою чистую тетрадь для музыки стихотворенья, чтоб думы черные прогнать. (А.Володеев) |
3. Условия | если, кабы, раз, как скоро, когда (=если), коли | Ничего не сделано, если осталось что-нибудь недоделано. (Посл.) |
4. Следствия | так что | Вода Байкала прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух. (А.Чехов) |
5. Сравнения | как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем (тем) и др. | Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце. (А.Пушкин) Чем больше человек дает людям и меньше себе требует, тем он лучше. (М.Горький) |
2. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзными словами | ||
Вид придаточного | союзные слова | примеры |
1. Места | где, куда, откуда | Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Афоризм) |
2. Присоединительные | что, отчего, зачем, почему и др. | Ему надо было кое-что в городе, зачем он и приехал. (А.Пушкин) |
3.Придаточные предложения, которые присоединяются союзами и союзными словами | ||
Вид придаточного | союзы и союзные слова | примеры |
1. а) Определительные; б)Местоименно- определительные | союзные слова: который, какой, чей, где, что, куда и др. союзы (редко): что, чтобы, словно и др. союзные слова: кто, что, кому | Я думал о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. (А.Пушкин) Вот луг, где сладкий запах меда смешался с запахом болот. (Н.Гумилев) Прием был такой, что больше мне приходить сюда не хотелось. Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось. (С.Есенин) |
2. Изъяснительные | союзные слова: что, где, каков, куда, когда, чей и др. союзы: что, чтобы, будто бы, словно, ли и др. | Пойду искать по белу свету, где оскорбленному есть чувству уголок. (А.Грибоедов) Всего трудней постичь, что не единым хлебом жив человек. (А.Володеев) |
3.Образа действия и степени | союзные слова: как, насколько, сколько, поскольку; союзы: что, чем, чтобы, будто, словно и др. | Дядюшка пел так, как поет простой народ. (Л.Толстой) Эпитет Пушкина так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание. (Н.Гоголь) |
4. Времени | союзное слово: когда (только при наличии в главном предложении слова тогда); союзы: пока, когда, едва, чуть, в то время как, по мере того как идр. | Шкаф открывали тогда, когда надо было достать кондуит. (Л.Кассиль) Как только стало темнеть, мы двинулись в путь. (А. Алексин) Не заводи седла, пока коня нет. (Пословица) |
5. Уступительные | союзные слова: как, где, что, куда и др., если сочетаются с усилительной частицей ни; союзы: хотя, пускай, несмотря на то что | Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К.Паустовский) Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя все то же. (И.Крылов) |
2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать. (Союз … ), 1 [ ].
Бессоюзная связь.
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.
Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:
1) по смыслу,
2) интонационно,
3) порядком расположения частей,
4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное высказывание.
Например: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (М. Г.). В этом сложном предложении рисуется общая картина, детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.
В данном задании представлены предложения с разными видами связи.
Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Например:
[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.
Практика
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
А между тем в театре было тепло,(1) в зале приятно и сложно пахло,(2) в фойе гуляли нарядные люди,(3) окна были укутаны шторами из парашютного шёлка,(4) будто кучевыми облаками. Да,(5) храм. Наверное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.
2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Надо было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Маше сулили чин академика,(1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи,(2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.
Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,(3) чем собственными достоинствами,(4) именно потому,(5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились друг к другу по-хорошему.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Дед остановился у голубого цветка,(1) терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка,(2) показал на него Афоне,(3) потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
— Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — А мне нужно,(4) что самое главное бывает,(5) ты скажи мне про всё! А этот цвет растёт,(6) он не всё!
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Указывайте цифры в порядке возрастания.
На подмостки,(1) где стоит большой мольберт и стул,(2) выходит человек с измятой физиономией,(3) он громко прокашливается и начинает говорить:
— Почтеннейшая публика,(4) сейчас вы,(5) без сомнения,(6) увидите величайшее чудо,(7) необъяснимую загадку природы,(8) художника,(9) лишившегося обеих рук.
7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Когда я учился в старших классах,(1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику,(2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
Но алгебра,(3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали,(4) что по их стопам я не пойду,(5) и даже не намекали на это.
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Указывайте цифры в порядке возрастания.
Старший так и не понял,(1) что никто не может сделать человека счастливым,(2) кроме него самого. Каждый человек — творец своего счастья,(3) и,(4)пока Старший это не осознает,(5) он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.
Задание 13.
«Определение типа подчинения»
Теория
Тип подчинения | Определение | Пример |
Последовательное | Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами. | |
Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными. | [Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (которыйбыл тоже несколько смущён), (хотястарался этого не показать). [ ], (так как…), (который… ), ( хотя… ). | |
Но может быть и другой порядок: - главное предложение может также стоять после придаточных; | (Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке]. (Когда…), (что…), [ ]. | |
- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов). | [Вода обрушилась так страшно], (что,(когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что, (когда…), ….). Сравни: [Вода обрушилась так страшно], (что(когда солдаты бежали внизу), то им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что(когда…), то ….). | |
Параллельное (Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.) | Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы (относятся к разным видам). Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами. | |
Главное предложение может находиться между придаточными… | (Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах). ( Когда…), [ ], ( который…). | |
… или перед придаточными. | [Я должен был нанять быков], (чтобывтащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица). [ ], (чтобы…), (потому что… ). | |
Однородное | Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). | |
Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами… (!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.) | [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты), (что чувствуют они себя связанно). [ ], (что… ), (что…). Сравни: [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты)и (что чувствуют они себя связанно). [ ], (что… ) и (что…). | |
…но могут присоединяться и разными. | [В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почемудобрый человек внутренне красив). [ ], (что… ) и (почему…). | |
Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному. | [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по-прежнему) и (молния полосовала всё небо). [ ], (хотя…) и ( … ). | |
Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится. | [А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться). [ … ], (с которой…), но (с которой…). | |
Придаточные могут стоять в середине главного. | [А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру]. [ – =, (с которой…), но (с которой…), и =]. |
Практика
1. Среди предложений 1—7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
– (4)Его явно тянет к точным наукам, — серьёзно говорила мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком.
2. Среди предложений 15—23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...
3. Среди предложений 7—10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
4. Среди предложений 55—62 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.
— (59)А чем ты помогаешь людям?
— (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.
(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня.
5. Среди предложений 47—51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его — он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
6. Среди предложений 47—52 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(47)Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. (48)А ведь «построить дом» — значит обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. (49)«Посадить дерево» — значит посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» означает передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету.
(50)И только Младший понял, что не мечта служит человеку, а человек — мечте. (51)Его Мечту можно назвать одним словом — Любовь. (52)Не к конкретному человеку, а Любовь к Совершенству, к Красоте, Любовь к людям.
7. Среди предложений 1—7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
1)Каждый обитатель квартиры, в которой жил и я, знал, насколько Уродливый был уродлив.
(2)Местный кот. (3)Обычный такой, не породистый. (4)Он имел только один глаз, а на месте другого зияло отверстие, еле прикрытое кошачьими веками, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. (5)Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…
(6)Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора. (7)У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот.
Задание 14