В школьной практике всё вышеназванное (однородные члены предложения, обособления, вводные слова и вставные конструкции, обращения) осложняют простое предложение.

ОСЛОЖНЕНИЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

План

1. Проблема определения осложненного предложения.

2. Обособленные члены предложения.

3. Однородные члены предложения.

4. Вводные и вставные конструкции

5. Обращение

6. Синтаксический разбор простого предложения

Основная литература

1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В. А. Белошапкова, В.Н. Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. ‑ 295 с.

Дополнительная литература

1. Бабайцева В. В. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: в 3 ч. Часть 3. / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987.‑ 256 с.

2. Распопов И. П. Очерки по теории синтаксиса / И. П. Распопов. – Воронеж: ВГУ, 1973. – 219 с.

3. Русская грамматика: в 2 т. / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – Т. 2: Синтаксис.

Информационные ресурсы

1. Акимова Г.Н. Синтаксис современного русского языка: ученик / Г.Н. Акимова, С.В. Вяткина и др.. – СПб: СПбГУ, 2009. – 346 с. – Режим доступа к учебнику http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl301.htm

2. Стародумова Е.А. Синтаксис современного русского языка: учебник / Е.А. Стародумова. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 142 с. ‑ Режим доступа к учебнику http://www.superlinguist.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=812:2011-02-10-21-52-14&catid=26:2009-11-23-13-49-15&Itemid=39

3. Пипченко Н.М. Современный русский язик: Синтаксис словосочетания и простого предложения / Н.М. Пипченко. – Минск: БГУ, 2008. – 196 с. ‑ Режим доступа к ученику http://www.bsu.by/Cache/pdf/218063.pdf

4. Федулова Ульяна Михайловна Осложнение простого предложения в современном русском языке // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. ‑ Режим доступа к учебнику : URL: http://cyberleninka.ru/article/n/oslozhnenie-prostogo-predlozheniya-v-sovremennom-russkom-yazyke

1.

Осложненное предложение не является самостоятельной синтаксической единицей. По структуре оно представляет собой простое предложение, противопоставленное сложному как единица монопредикативная единице полипредикативной. Многие типы осложненных предложений характеризуются дополнительной предикативностью, связанной с определенными способами ее синтаксического оформления. Тем не менее осложненное предложение любой структуры имеет одно предикативное ядро и этим отличается от сложного предложения.

Строгого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, существует лишь традиция употребления соответствующего термина: к осложненным обычно относят предложения с однородными членами и предложения с обособленными оборотами. В некоторых грамматиках осложненными называют также предложения с обращением и даже предложения с вводными словами. Вместе с тем многие авторы при описании соответствующих семантических явлений понятием «осложненное предложение» вообще не пользуются.

Осложнение связывают прежде всего с полупредикативностью (дополнительной предикативностью) – особым синтаксическим значением, близким к предикативному. Это значение находят не во всех, но во многих обособленных оборотах, таких как обособленное обстоятельство, обособленное определение, обособленное приложение (аппозиция). Однако сводить понятие осложнения простого предложения к дополнительной предикативности, и тем более к одному ее виду – полупредикативности, нет оснований. Однородные члены также осложняют предложение..

Другое дело вводные слова, вставные обороты и обращение. Традиция, следуя которой эти категории относят к осложнению, связана с пунктуационной практикой и во многом объясняется учебными задачами. С точки зрения синтаксической теории вопрос об их причастности к осложнению не решается однозначно. Считать вводные слова одним из видов осложнения нет достаточных оснований. Они функционируют как в осложненном, так и в неосложненном простом предложении (Видимо, завтра будет дождь), создавая его особый синтаксический план. Конечно, вводно-модальные слова вносят в предложение дополнительные смыслы, но они иного порядка, чем те значения, которые создаются осложняющими членами предложения. Такие слова нельзя включить в ряд осложняющих членов хотя бы потому, что они не являются членами предложения. Они выполняют организующую функцию, определяя позицию говорящего субъекта. В осложненном предложении они одновременно играют важную строевую роль, участвуя в выражении отношений между частями предложения, и тем самым объединяются с его служебными элементами.

Сложнее вопрос об обращении и вставочных оборотах. Не будучи членами предложения, обращения, как и вставки, могут тем не менее выполнять аналогичную им роль, сближаясь в определенных условиях с членами предложения функционально.

В школьной практике всё вышеназванное (однородные члены предложения, обособления, вводные слова и вставные конструкции, обращения) осложняют простое предложение.

Они являются переходными от простого предложения к сложному. Место конструкций по шкале переходности определяется степенью предикативности той части предложения, которую можно назвать осложняющей, т.к. она содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро и проявляющуюся в разной степени. Таким образом, полупредикативность – это дополнительное к основному высказыванию сообщение об отнесенности высказывания к действительности.

2.

Обособление членов предложения – это способ приспособления предложения для сообщения не об одном, а о нескольких событиях. Это такой способ построения предложения, при котором распространяющий член либо не имеет синтаксической связи с распространяемым (не образует словосочетание), либо связан с двумя разными членами предложения, в результате чего содержит дополнительное сообщение либо пояснение.

Таким образом, различаются два вида обособленных членов: 1) полупредикативные, которые содержат дополнительное сообщение, соответствующее основному, содержащемуся в предикативной единице (добавочное сказуемое); и 2) поясняющие члены, которые имеют уточняющий, конкретизирующий характер.

Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усилить) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-нибудь часть высказывания.

Наши рекомендации