Художественные коллективные творческие дела
Такие КТД помогают развитию различных творческих способностей ребенка: сочинительские, актерские, режиссерские; воспитывают положительное отношение к эстетической стороне жизни общества, народов других стран.
«Круглый год»
Разбивка: общий признак. Дети делятся на основе общего признака: рождение в определенное время года.
Конкурс 1.
С помощью бумаги, ножниц, красок, клея сделать отличительные знаки своей команды в стиле своего времени года и назвать команду.
Все последующие задания распределяются не по карточкам, а определенному времени года свое задание.
Конкурс 2.
Спеть песню про ваше время года, учитывая, что вы:
· очень-очень замерзли;
· очень рады расцветающей природе;
· изнываете от жары;
· стоите под проливным дождем.
Конкурс 3.
Придумать и показать как могли бы поздороваться:
· Дед Мороз и Санта Клаус;
· птицы, улетающие на юг;
· распускающиеся цветы;
· рыбки в море.
Конкурс 4.
Командам необходимо расшифровать еревертыши:
· Бабка Жара синий нос – Дед Мороз красный нос;
· серебряная весна – золотая осень;
· холодная зима – жаркое лето;
· вянущая осень – цветущая весна.
Конкурс 5.
Командам дается задание нарисовать эскизы банкнот:
· 1 снегороз;
· 1 теплокат;
· 1 солнцезной;
· 1 дожделуж.
Конкурс 6.
Сегодня мы пользуемся календарем, который к нам пришел из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев – это всего-навсего порядковые числительные. Так, «сентябрь», обозначает «седьмой», а «декабрь» – «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Командам необходимо придумать новое, красивое название для месяцев: январь, февраль, март, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь – для каждого времени года свои месеца.
За победу в каждом конкурсе команды получают соответственно: снежинки, цветочки, солнышки, тучки.
«Портрет»
Разбивка: каждому ребенку раздается кусочек картинки, по команде участники должны объединиться и собрать целую картину. В результате получается две команды. Команда, которая первой собрала свою картинку получает свой первый балл.
Оборудование: репродукции работ известных портретистов демонстрированные ранее детям, дидактический материал, два листа ватмана, два маркера, кнопки.
Конкурс 1. «Вспомнить все».
Детям демонстрируются уже известные им репродукции известных портретистов. Задача команд первой назвать автора и название произведения. За каждое правильно названное произведение – балл. Если названы только автор или только название – полбалла и возможность ответить на вторую половину вопроса получает команда-соперник.
Конкурс 2. «Оживить картину».
Составить рассказ-описание известного портрета.
Вечерние огоньки
Отрядный огонек
Огонек – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Огоньки играют в лагере очень важную роль. С первых дней пребывания в лагере огонек должен стать не просто формальным местом, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Задача огонька – воспитывать у подростков потребность в общении друг с другом, поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Нельзя жалеть времени и сил на «огоньки».
Условия, необходимые для проведения огонька:
1. участники удобно устроены в кругу;
2. по возможности – наличие живого огня (обычно в центре круга);
3. важно создать необходимый эмоциональный настрой;
4. поддержание доброй атмосферы;
5. нужно избегать повышенного тона.
Существуют некоторые правила проведения огоньков:
1. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.
2. Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.
3. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
4. Береги время, дай возможность высказаться другому.
5. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай.
Возможно, вожатые со своим отрядом придумают и другие правила, которые будут использовать на протяжении всей смены.
Огонек организационного периода
Целью первого огонька является более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь – создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе. В этом помогут и задушевный тон беседы, и песни, и легенды. Первый лагерный вечер проводить легко, потому что не завязавшаяся дружба толкает детей на внимательное восприятие всего, что вы говорите и делаете. Но в то же время и трудно, потому что дети разобщены и внутренне зажаты.
Обычно на первом огоньке вожатый рассказывает о традициях лагеря, о его истории, о том, что ждет ребят в новой смене (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в нем будут какие-то воспоминания, шутки, легенды), поет вечерние песни, предлагает поиграть в несколько игр на снятие напряжения или же просит ребят рассказать о своей жизни, интересах и увлечениях. Вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели вперемешку, чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого было видно всему отряду. Вожатые не должны сидеть рядом, чтобы внимание детей не сосредотачивалось на одной стороне круга. Лучше, если они будут «разбивать» круг на равные части. Хорошо, если вожатый или ребята из отряда, умеют играть на гитаре или знают хорошие песни, гитара и право запева передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, например, какие-то песни вожатый может запеть, исходя из контекста общего разговора). Несомненно, от того, как и что скажет вожатый, зависит, получится ли первый задушевный разговор, захотят ли ребята «открыться» людям, которые для них еще пока совсем чужие. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Полностью готового сценария здесь не может быть, а сюжеты огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное – «вывести» ребят на непринужденную беседу.
Чтобы не свести вечер знакомств к «вытягиванию» информации из детей, предлагаю воспользоваться следующими формами работы.
«Звездопад»
Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе – звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по 1 звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение. Вопросы могут быть следующими:
· Что для тебя значит слово «друг»?
· Каким ты себя представляешь через двадцать лет?
· Какую основную цель ты преследуешь в жизни?
· Какой у тебя характер?
· Какой твой любимый предмет в школе?
· Много ли у тебя друзей?
· Что для тебя означает слово «друг»?
· Ссоришься ли ты с родителями, и по какому поводу?
· Какая твоя любимая песня?
· Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?
· Чем ты любишь заниматься в свободное время?
· Часто ли ты ссоришься?
· Умеешь ли ты рисовать?
· В какие игры ты любишь играть?
· Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?
· Что ты не любишь больше всего?
· Любишь ли ты читать?
· На кого бы ты хотел быть похожим?
· Что для тебя в жизни самое страшное?
· Что для тебя полноценный отдых?
· Легко ли тебя вывести из себя?
· Счастливый ли ты человек? Почему?
· Уверен ли ты в себе?
· Общительный ли ты человек?
· Что может сделать тебя счастливым?
· Легко ли ты можешь расплакаться?
· Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
· Умеешь ли ты сочувствовать людям?
· Бывает ли у тебя неспокойно на душе? Из-за чего?
· Боишься ли ты темноты?
· Какие сны тебе снятся чаще всего?
· Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?
· Любишь ли ты выступать на сцене?
· Чему бы ты хотел научиться?
· Ты веришь в гороскопы?
· Что для тебя горе?
· Какой твой любимый вид спорта?
· Хотел бы ты летать как птица?
· Любишь ли ты смотреть на ночное небо?
· Без чего бы ты ни смог обойтись в жизни?
· Согласен ли ты с выражением, что все в жизни надо попробовать?
· Быстро ли ты прощаешь обидевших тебя людей?
· Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
· Ты везучий человек?
· Ты больше любишь дарить подарки или получать?
· Что лучше – быть сильным или быть умным?
· Что лучше иметь – сто рублей или сто друзей?
· Есть ли у тебя любимый праздник?
· Веришь ли ты в чудеса?
· Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?
· Что ты больше любишь – день или ночь?
· Твоя заветная мечта?
«Незаконченное предложение»
Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис – это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики – когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.
Пример незаконченных предложений:
· Я всегда хотел …
· Если все против меня, то …
· Будущее кажется мне …
· Знаю, что глупо, но боюсь …
· В хорошем отряде всегда...
· Лучше всего я общаюсь с …
· Сделал бы все, чтобы забыть …
· Думаю, что я достаточно способен, чтобы …
· Надеюсь на …
· Не люблю людей, которые…
· Моей самой большой ошибкой было …
· Наступит тот день, когда …
· Когда мне начинает не везти, я …
· Больше всего я хотел бы в жизни …
· Когда буду старым …
· Когда у меня плохое настроение, я…
· Весело провести время – это значит…
· Меня особенно раздражает, когда…
· Хорошая жизнь – это...
· Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...
Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха. Вот вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.
1. Больше всего мне не нравится в лагере...
2. По сравнению с другими наш отряд...
3. Иногда я боюсь...
4. Больше всего мне нравится...
5. По-моему, лучший вожатый тот...
6. Многие ребята из нашего отряда...
7. Когда кто-то кричит на меня...
8. В будущем я хочу...
9. Для меня нет ничего хуже...
10. Я бы на месте наших вожатых...
11. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...
12. По-моему, хуже всего, когда вожатый...
13. Мне хотелось бы научиться...
14. Я ценю в людях такие качества, как...
15. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
«Это я!»
Вожатый громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает – «Это я!». Вожатый задает как серьезные, так и смешные вопросы:
· кто проснулся первым сегодня в комнате?
· кто любит собак?
· кто родился в год Дракона?
· кто любит читать фантастику?
«Кто я?»
Каждый ребенок в отряде получает карточку, на которой написано имя одного из членов отряда, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто я?» Задача ребят – написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладывают текстом вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано о нем.В процессе поиска своего «портрета» детям приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении вожатый предлагает ответить на несколько вопросов:
1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?
«Расскажи мне о себе»
По традиции каждый рассказывает о себе, о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены. Очередность разговора соблюдается с помощью символа – пера, уголька от костра с прошлой смены (или с прошлого лета) и т.п. Разговор о себе первый вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о дорогих людях и об отношениях с людьми), затем символ передается по кругу, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу. Примерно через каждые 10-15 минут вожатый делает паузы для вечерних песен, стихов. Завершается огонек словами второго вожатого, который рисует оптимистическую перспективу этой смены, все вместе поют общую песню.
«Любит, умеет, знает, надеется»
Ребята в течение 5 минут рассказывают о себе по следующим пунктам:
· люблю…;
· умею…;
· знаю…;
· надеюсь… и т.д.
Заканчивает беседу вожатый, говоря о том, что он надеется, что смена пройдет хорошо, что ребята еще узнают друг о друге массу интересного, что у всех появятся новые друзья и т. д.
«Летопись отряда»
Дети вместе с вожатыми становятся в орлятский круг. Один из вожатых приветствует детей, рассказывает о лагере, о его законах, о лагерной легенде. После этого второй вожатый зажигает большую свечу и объясняет, что это – символ отряда, и теперь на каждом огоньке эта свеча будет зажжена. Вожатый начинает рассказывать про себя (имя, возраст, хобби…), тем самым задает алгоритм, по которому далее про себя будут рассказывать дети. После рассказа вожатый пишет свое имя на деревянной подставке свечи и передает ее далее. Дети делают то же самое, как бы вписывая себя в отряд. В конце свеча попадает ко второму вожатому, который, рассказав о себе, предлагает каждому ребенку сделать свою свечу на подобии общей, только меньшего размера. Дети делают свечи и пишут на них свои имена, украсить свечи можно подручными материалами. Эти свечи будут храниться у детей до конца смены. Впоследствии можно будет на каждом огоньке делать следующее: первый вожатый зажигает свою свечу от отрядной свечи, следующий ребенок зажигает свою свечу от свечи этого вожатого, так огонь передается по кругу.
Закончить огонек можно тихой речевкой – стихотворением, которое вы будете говорить каждый вечер на сборе отряда.
Например,такой:
День отшумел, и ночью объятый
Лагерь зовет нас уснуть.
Доброй вам ночи, девчата. (говорят мальчики)
Доброй вам ночи, ребята. (говорят девочки)
Доброй вам ночи, вожатые наши, (говорят только дети)
Завтра нам снова в путь.
Мы ребята ничего, мы ребята – «Во!»,
Чтоб нам завтра повезло, не смотря ни на чего!
Спокойной ночи!
Вечерние огоньки основного периода
Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков.
Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-анализа небольшая (15-20 минут). В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным.
Необязательно, чтобы в основной период присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализируя прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм.
«Черно-белый и цветной кадр дня»
Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой – цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем, каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.
«Китайская стена»
Вожатые заранее заготавливают «кирпичи» (цветные прямоугольники из бумаги) для того, чтоб отряд смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например красный «кирпич» – день прошел замечательно, серый – день прошел без особых эмоций и т.д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе огонька каждый ребенок выбирает себе кирпич того цвета, который считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым – каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Китайская стена».
«А мы считаем так…»
В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:
· что было хорошего в сегодняшнем дне?
· что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т.д.
После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т.д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.
«Шляпа»
Вожатые заранее заготавливают карточки, на которых написаны вопросы, которые могут касаться любой области жизнедеятельности ребят в лагере. Эти карточки складываются в шляпу, дети по очереди достают вопросы из шляпы и высказывают свое мнение по данному вопросу.
«Ниточка»
Перед началом огонька вожатый предлагает ребята взять кусочек нитки. Разноцветные нитки – длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? каждый ребенок, высказывая свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.
«Дерево»
В начале смены вожатый прикрепляет в отрядном уголке ствол дерева. На каждом вечернем огоньке, в течение всей смены, каждый ребенок высказывает свое мнение по поводу того, кто из ребят сегодня выделился больше всех (выиграл какой-то конкурс, его дисциплина была лучше всех и т.д.). По результатам отрядного мнения вожатый выбирает 2 – 3 детей и пишет их имена на зеленых листочках, которые прикрепляет к дереву. К концу смены становится видно – какой ребенок в отряде самый активный.
«Пять пальцев»
Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:
– мизинец (М) – «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
– безымянный (Б) – «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?
– средний (С) – «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
– указательный (У) – «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?
– большой (Б) – «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
«Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…
· исправил…
· сделал…
· добавил…
«Ассоциативные методы»
Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому-то слову. Ассоциативные методы анализа построены по такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню.
Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети выиграли соревнования по футболу, и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня, вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» – весь день готовились к общелагерному мероприятию.
Это лишь некоторые методы, которые Вы можете использовать, анализируя прожитый день. Не забывайте придумывать сами новые, интересные формы.
Если в лагере проходит очень большое мероприятие или если вы чувствуете, что какое-то вечернее дело необходимо обсудить, то проводится огонек – анализ дела.
Огонек – анализ дела
Педагогическая задача такого огонька – научить детей видеть успехи для дальнейшего развития и причины неудач, чтобы в дальнейшем они смогли избежать аналогичных ошибок. Проводится такой огонек в виде ролевой игры.
Необходимо подготовить карточки с наименованием различных ролей, например:
· организатор;
· участник;
· зритель;
· жюри и т.д.
Каждый ребенок получает карточку с названием определенной роли. Затем формируются микрогруппы: организаторов, оформителей и т.д. Задача каждой микрогруппы – проанализировать проведенное дело с позиции данной им роли, выделить положительные и отрицательные моменты, а также дать рекомендации и пожелания для проведения подобного мероприятия в следующий раз.
Помимо игровой формы анализ можно проводить в форме обсуждения. Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он управляет разговором через вопросы, например:
1. Что нового, полезного вы открыли для себя?
2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?
3. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?
4. Кто из ребят раскрылся для вас по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
5. Как выглядел твой отряд на фоне других?
6. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?
В конце обсуждения вожатому обязательно нужно сделать вывод о том, что помогло добиться успеха и что помешало провести дело так, как было задумано. Очень важно, чтобы вы всегда помнили о том, что детей нужно хвалить как можно чаще, утверждая, что они самые необыкновенные, неповторимые и талантливые. Ваша похвала иногда бывает лучшей наградой для ребенка. Постарайтесь уделить внимание даже мелочам. Пусть не все получилось так, как вам бы хотелось, но ребята старались, а это самое главное.
Тематический огонек
В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков (1 – 2). На таких огоньках можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.
Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.
Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку.
Примерная тематика огоньков:
1. Мои любимые строки (поэтический).
2. Музыка вокруг нас (музыкальный).
3. С песней по жизни (вечер авторской песни).
4. Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
5. «Помните. Через века, через года…» (вечер памяти военных событий).
Тематический огонек «С песней по жизни»
Дети сидят вокруг костра. У кого-то должна быть гитара.
У вожатого в конверте карточки, на которых написаны несколько строк из известной песни. Каждый, вытягивая карточку из конверта должен отгадать песню. Затем он начинает ее петь, а другие подпевают. В процессе огонька вожатый должен рассказать интересные факты из жизни поэтов-песенников, возможно, краткую биографию.
Когда карточки закончатся, вожатый называет имя или фамилию исполнителя, а дети должны как можно быстрее спеть самую известную его песню хором.
Огоньки итогового периода – прощальные огоньки
Прощальный огонек является очень важным в формировании самосознания, самооценки. Очень важно настроить детей на расставание, попеть прощальные или просто лирические песни. Этот огонек можно провести по-разному.
«Живой огонь»
Все собираются у костра, в руках у каждого участника огонька – свеча. Каждый говорит по кругу, передавая эстафету – зажженную от костра свечу. Можно вспомнить о том, что больше всего запомнилось в лагере и почему, можно говорить добрые и хорошие слова в адрес любого члена отряда. К окончанию разговора у всех участников огонька зажжены свечи. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечи в сумерках на поляне в виде сердца, загадать свое самое заветное желание и всем вместе задуть эти свечи.
«Созвездие»
Вожатые заранее вырезают из цветной бумаги звездочки и пишут на них черты характера или качества людей, например: самый отзывчивый, добрый, активный, спокойный, трудолюбивый, внимательный, шумный и т. д. Количество звездочек должно превышать количество членов отряда. Звездочки раскладываются в центре круга, около свечки. Ребята по очереди берут звездочку и передают ее тому человеку, которого они считают самым отзывчивым, добрым и т.д., тому, у кого это качество наиболее выражено. В конце такого огонька у каждого ребенка в руках – своя маленькая звездочка, вожатый обращает на это внимание детей и говорит, что в начале смены наше созвездие только начало свое формирование и вот теперь готово к тому, чтобы продолжать свою жизнь. Можно пожелать ребятам, чтобы эта звездочка, из общего созвездия – никогда не гасла, помогала им и освещала их путь.
«Паутинка»
Все сидят в кругу. У вожатого в руках клубок ниток, он передает клубок одному из ребят с добрыми словами благодарности или пожеланиями. Конец ниточки он оставляет у себя и наматывает себе на палец, то же самое проделывает каждый ребенок.
В результате у каждого ребенка в руках ниточка, а в центре круга образуется замысловатая паутинка. Вожатый подводит итог и говорит о том, что за смену отряд очень сплотился и всех их вместе связывают невидимые, но очень крепкие ниточки. Он желает ребятам, чтобы эти ниточки никогда не рвались, а каждый ребенок оставляет себе на память маленький кусочек этой паутинки.
«Комплимент»
В руках вожатого зажженная свеча. Вожатый: «Сегодня у нас прощальный вечер. И я хочу, чтобы сегодня мы сделали друг другу комплименты, которые в течение смены так и не смогли сказать. Я хочу сделать комплимент … (имя). Она была лучшим помощником и т. д. Вожатый передает свечу тому, кому сказал комплимент. Так дальше дети говорят друг другу. Если кому-то не сделали комплимент, вожатый его делает сам. Повторять комплимент и того, кому его делали нельзя.
«Напоследок»
Заготавливаются изображения следов, на них пишутся пожелания (выдающихся успехов в спорте, отличной учебы и т. д.). Пожелания должны быть адресными, действительно соответствовать интересам детей. Следы складывают в коробку или просто кладут перевернутыми в центр круга. Каждый вытягивает и дарит тому, кому хочет, аргументируя выбор (каждому достается по одному следу). Это следы в сердце, которые будут напоминать о лагере.
В конце огонька очень важно, чтобы вожатые сказали несколько теплых слов почти каждому ребенку, возможно, подарил какие-либо сувениры, изготовленные собственными руками, чтобы они напоминали ребенку о времени, проведенном в лагере. Обязательно нужно заранее сочинить прощальную легенду и рассказать ее в заключение огонька.
Песни лета
· А не спеть ли мне песню
· Алые паруса
· Батарейка
· Белая Гвардия
· Белая Гвардия, белый снег
· Васильки в поле
· Ведь я люблю, люблю тебя. Люблю только тебя
· Вожатское сердце
· Вот получим диплом...
· Все расстояния
· Все расстояния...
· Все расстоянья
· Город сказка, город мечта
· Давайте делать паузы в словах
· Дело есть дело
· Дым костра создает уют
· Звезды
· Зорька алая
· Изгиб гитары желтой
· Как задумчиво светит вечер
· Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
· Крылатые качели
· Метель
· Милая моя
· Милая моя, солнышко лесное
· Мы вернёмся
· Мы дети солнца
· Мы Пройдем Сквозь Земной Простор
· наташка,алёшка
· Непогода
· Ну и рожа страшна...
· Оркестр
· Перевал
· Письмо Орленку
· Посмотри в облака сонные
· Почему на голове не растут цветочки
· Превал
· Птенцы
· Разговоры еле слышны
· Ребята, надо верить в чудеса
· Ромашка - ромашка, цветок полевой
· Снег
· Снег, до чего ж чудесный снег
· Снег, до чего красивый снег
· Совершите чудо
· Спасибо вам за радость и тепло
· Сплавная
· Таганка
· Ты да я, да мы с тобой
· Ты любишь парня одного.
· Ты представь, будто я Ассоль
· Ты, да я, да мы с тобой
· Успокойся, не плачь
· Философы в 13 с половиной
· Что такое осень
· Чтоб снова встать в Орлятский круг...
· Шепот ветра не дает уснуть...
· Этот лагерь самый лучший
· Я - вожатый, ты - вожатый
· Я так хочу иметь щеночка
Оформительство
Особенности оформления отрядного уголка;
В течение смены дети хотят наблюдать успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они почитать остроумные советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту, узнать распорядок дня, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться, и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок, именно он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.
Отрядный уголок призван: информировать, развивать активность и мотивировать, разносторонне расширять знания, учить анализировать, давать представления о культуре оформления, пробуждать интерес к творчеству и к жизни своего коллектива.
Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
Отрядный уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.
Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после отрядного дела, благодарности карта сокровищ после поиска клада, реквизит после мероприятия и т.д.).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.
Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино).
Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память. Ведь в уголке остаётся всё - "жизнь" отряда за смену, и каждый кусочек что-то напоминает.
Уголок обязательно должен содержать:
· название отряда, девиз, отрядная песня и т.д
· распорядок дня (лагерный и отрядный), расписание занятий/кружков и т.д
· списки детей (можно по комнатам);
· законы лагеря/отряда, список запрещенных продуктов и другие служебные объявления;
· элементы тематического оформления (в зависимости от тематики смены/отряда)
· грамоты и награды отряда, все творчество детей и отряда в целом (в течение смены),
Дополнительно отрядный уголок может содержать:
· план на день/ на смену
· поздравления - отмечать успехи отряда и отдельных личностей, списки именинников
· график настроения, детский или вожатский
· «чистюлька» или рейтинг чистоты
· график самоуправление, смены командиров и т.д
· новости отряда (обновляется каждый день)
· «всякая всячина» (стена пожеланий, мотивационки, почта и т.д)
· любые другие рубрики в соответствии с традициями лагеря/ тематикой смены т.д
· любые новые рубрики, придуманные вами или детьми.
Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:
Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)
В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самоуправление, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы и т.п).
В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
заезд ребят в лагерь в оргпериод;
· основной период;
· заключительный
· период смены.
- Оргпериод
Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету, вносят первые декоративные тематические элементы - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным.
С заездом детей можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Это и будет вашим первым отрядным делом. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.Примерное содержание: (краткие данные о лагере, поздравление с приездом;законы лагеря; н