Коллективные творческие дела (КТД).

Одной из форм организации детского досуга являются коллективные творческие дела(известна как коммунарская методика).
Авторы - И.П.Иванов и Ф.Я.Шапиро (60-е годы ХХ века).

В ее основе три основные идеи:
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Многие формы КТД (познавательные, трудовые, спортивные, художественны и т.д.) имеют прямое отношение к досугу детей. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность.

Но есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, так как все "внешние" требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Рассмотрим методику подготовки и проведения КТД, организация которых предусматривает шесть этапов (стадий):

Первый этап – этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы поиска и выбора. Например:

1) «разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят поручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного, кого можно пригласить в гости, кто может научить чему-либо новому, интересному;

2) объявление конкурса на самое-самое-самое. Условия его просты: такого дела у нас еще не было; в нем могут участвовать все; оно проводится не в школе и др. Конкурс может быть как коллективным, так и индивидуальным;

3) проведение анкетирования, которое может включать в себя конкретные вопросы: «Что ты предлагаешь нашему коллективу?», «В каком творческом деле ты бы мог поучаствовать сам?», «Что лучше сделать, с кем, для кого, когда?» и др.

Второй этап – коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирование, составление программы дела – все это изложено в системе коммунарской методики И.П.Иванова. На данном этапе действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи. Завершается поиск выбором совета дела.

Третий этап – коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка чаще всего идет по группам. На этом этапе важным является приглашение к участию в деле. Приемами приглашения могут быть:

– красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объявление – это тоже творчество ребят;

– пригласительные билеты. Это может быть большой коллективный билет или персональный, может быть билет-программа, билет-букет, сюжетный билет в виде бабочки, гриба, ягоды, листа дерева, снежинки и др.;

– пригласительные письма или открытки;

– объявление о предстоящем деле по школьному радио или создание особой группы приглашения.

Четвертый этап – проведение КТД. Здесь можно выделить несколько «шагов».

1. Встреча участников и гостей дела.Вариантами встречи могут быть:

а) встреча-церемониал: гостей встречают цветами, хлебом-солью, заздравной песней, особым приветствием;

б) сюжетная встреча: у входа в зал разыгрывается театральное действие, или участники дела должны разгадать загадку, ответить на вопрос, выиграть лотерейный билет;

в) пропуск на вечер только в карнавальном костюме, маске.

2. Организационный момент дела. Это один из важных моментов, который задает тон, атмосферу и особый настрой всех участников дела. Этот этап предполагает просмотр выставки, коллекции, поделок, рисунков, плакатов и др. Творческие мероприятия предполагают и творческое необычное начало, которое может вызвать интерес и внимание. К приемам такого начала можно отнести:

а) представление гостей, церемониал знакомства;

б) театрализацию;

в) звуковые, световые эффекты;

г) общую песню, ритуал подъема флага, вымпела, зажжение огня и др.

3. Композиция дела (основная часть). Дело может быть сценарным и импровизированным. В основной части присутствует слово, образ, показ, творческая деятельность, конкурсность. Содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом обучающихся, отобранным содержанием.

4. Занимательная часть. Она может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок. Сюда можно отнести: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы, выступления гостей.

5. Финальная, или завершающая, часть. Она должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, общая песня и др.

Пятый этап – коллективное подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или подведение итогов по микрогруппам. Подведение итогов может осуществляться и с помощью других средств. Например, выпуск стенгазет, творческие отчеты, заполнение анкет и др. Важно, чтобы каждый из участников умел проанализировать, оценить, высказать свое мнение по поводу проведенного дела.

Шестой этап – ближайшее последействие.Сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Совместно с детьми педагогом намечается программа последовательных действий, определяются новые дела. По своей тематике коллективные творческие дела могут быть самые различные: интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.

Выделим основные приемы, которые используются при подготовке КТД:

создание микроколлективов – это один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел;

«мозговая атака»– это обмен индивидуальными мнениями, поиск наилучших вариантов решения проблемы, создание «банка идей», т.е. набор возможных идей решения проблемы или задачи;

отбор идей – это выбор нескольких вариантов из множества возможных решений;

защита идей – это когда каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение.

(Словарь:аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день "рекордов Гиннеса", дискотека, день фантазера, "Ералаш", затейник, игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие, конструкторские, строительные, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые), "капустник", карнавал, клуб выходного дня, конкурсы (бального танца, "Алло, мы ищем таланты", песочных архитекторов, Шерлоков Холмсов, Робин Гудов, Мюнхаузенов, Дон Кихотов, карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, Несмеян), коллективный выход в театр, "корзина со сказками" и т.д.).

Наши рекомендации