Распределение ролей в результате изучения режиссером

АВТОРСКОГО ТЕКСТА

Самое опасное в работе режиссера, руководящего труп­пой,— «заштамповать» актеров. При любом распределении ролей в новой пьесе нельзя опираться только на проверенные

Стр. 69

приемы исполнителя, игравшего уже ряд подобных ролей. Это вредно не только потому, что исполнитель, постоянно иг­рающий одно амплуа, заштампует себя, но и потому, что в каждой новой постановке не будет ничего свежего, инте­ресно показанного новой актерской индивидуальностью.

Режиссер, читая пьесу и работая над ней в предваритель­ный до репетиционный период, зная состав труппы своего театра, должен, исходя из особенностей образов, которые его увлекли в произведении драматурга, искать творческие данные исполнителей, которые могут наиболее верно и свежо передать то, что заключено в тексте автора.

Читая пьесу, режиссер невольно примеривает в своем во­ображении каждую роль к тем актерским индивидуальностям, которыми располагает труппа театра, где он работает. Он представляет себе пьесу в таком ее воплощении, в каком она может «разойтись» между актерами труппы. Было бы ошиб­кой, если бы режиссер, увлекшись постановкой какой либо пьесы, классической или современной, не исходил из тех воз­можностей, которыми располагают актеры труппы. Нередки случаи, когда в репертуар включаются такие сложные класси­ческие пьесы, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Горячее сердце», «Гроза», «Король Лир», в то время как в труппе нет исполнителей, могущих играть Отелло, Хлынова, Гамлета, Джульетту, Ромео, Катерину, короля Лира. В этом случае режиссер пытается придать особое толкование каждому из указанных образов, исходя из возможностей тех исполните­лей или исполнительниц, которые будут играть эти роли. Но этот путь неверен. Гамлет и король Лир — это роли, которые должны исполнять «герои» (по старой терминологии), актеры с особенными данными, чтобы иметь возможность сценически воздействовать на зрителей в процессе развертывания

драмы.

Если нет «комика» или актера, который мог бы играть Хлы­нова, совершенно безнадежно браться за постановку комедии Островского «Горячее сердце». Если нет в труппе такой «ге­роини», которая по своим внутренним и внешним данным мог­ла бы играть Катерину, если нет актрисы такого обаяния и таланта, которая бы донесла этот образ во всей его целост­ности до зрительного зала, нелепо браться за постановку

«Грозы».

Правильным нужно считать тот путь обдумывания режис­сером авторского текста, когда режиссер самостоятельно, не рассказывая никому из труппы о своих сомнениях или осо­бых подходах к трактовке роли, долго присматривается к каж­дому из тех актеров, кому он предполагает дать ту или иную роль, или, вчитываясь в текст пьесы, «прикидывает», кто наиболее интересно может передать всю полноту образа данного драматурга.

Стр. 70

Конечно, нет надобности непременно следовать сцениче­ской истории какой-либо из классических пьес, намеченной для постановки. Режиссер должен быть самостоятелен в трак­товке образа. Но он не должен назначать роль тому актеру, который по своим внутренним или внешним данным с ней спра­виться не может; в противном случае назначение окажется компромиссным или же невольно поведет к так называемому «остранению» образа.

Очень часто в практике сценической передачи авторско­го текста мы сталкиваемся с такого рода «остранениями» только потому, что в составе труппы <нет вполне подходящих актеров, могущих сценически воплощать замысел автора в спектакле.

Но иногда «остранение» связано со своего рода заострени­ем трактовки образов. Если режиссер идет сознательно на то, чтобы придать черты шаржа отдельным персонажам, если ре­жиссер стилизует всю постановку в целом, если ему в этом отношении помогает художник, делающий соответственные костюмы, гримы и оформление, тогда такое «остранение» за­конно, конечно, если сама трактовка режиссера окажется убедительной и внутренне оправданной.

Итак, при распределении ролей, при специальном для этого чтении авторского текста режиссер должен действовать очень обдуманно, потому что его замысел и весь спектакль в конеч­ном счете могут донести до зрителей только актеры, силы и сценические средства которых следует правильно учесть.

Наши рекомендации