Освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны | |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
Год обучения
(33 часа)
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Наименоваие тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Знакомство с оригами | |||||
2. | Квадрат- основная фигура оригами | |||||
3. | Базовая форма «Треугольник» | |||||
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | |||||
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | |||||
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | |||||
7. | Базовая форма «Конверт» | |||||
8. | Цветы к празднику 8 марта | |||||
9. | Впереди - лето! | |||||
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | |||||
ИТОГО: |
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Год обучения
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихс | |||||
2. | Простые базовые формы оригами | |||||
3. | Осенние композиции | |||||
4. | Базовая форма «Треугольник» | |||||
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | |||||
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | |||||
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | |||||
8. | Базовая форма «Конверт» | |||||
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | |||||
10. | Базовая форма «Дверь» | |||||
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | |||||
12. | Итоговое занятие | |||||
13. | Оформление выставочных работ | |||||
ИТОГО: |
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводное занятие | |||||
2. | Диагностика обученности учащихся | |||||
3. | Чудесные превращения бумажного листа | |||||
4. | Модульное оригами | |||||
5. | Оригами на праздничном столе | |||||
6. | Валентинки из оригами | |||||
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | |||||
8. | Оригами - почта! | |||||
9. | Базовая форма «Дом» | |||||
10. | Впереди – лето! | |||||
11. | Итоговое занятие | |||||
12. | Оформление выставочных работ | |||||
ИТОГО: |
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Дата по плану | Дата по факту | № п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
1. | Вводные занятия. | |||||
2. | Оригами в Интернете | |||||
3. | Изделия из складки | |||||
4. | Базовая форма «Катамаран» | |||||
5. | Новогодние украшения | |||||
6. | Базовая форма «Птица» | |||||
7. | Цветы и вазы оригами | |||||
8. | Базовая форма «Лягушка» | |||||
9. | Творческие работы | |||||
10. | Итоговое занятие | |||||
11. | Оформление выставочных работ | |||||
ИТОГО: |
|
1 класс (33 часа)
№ п/п | Дата по плану | Дата фактическая | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
Знакомство с оригами | 1 ч. | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | |||||
Квадрат – основная форма оригами | 4 ч. | 1. Знакомство с понятием «базовые формы». 2. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). 3.Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. 4.Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение; | |||||
Базовая форма: «Треугольник» | 5 ч. | 1.Стилизованный цветок. 2.Лисёнок и собачка. 3.Яхта и пароход. 4.Стаканчик. 5.Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». |
|
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
|
- нравственно- этическое оценивание;
|
2 класс (34 часа)
№ п/п | Дата по плану | Дата фактическая | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||
1. | Вводные занятия | 2 ч. | 1.Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. 2.Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; | ||||||
2. | Простые базовые формы оригами | 3 ч. | 1.Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. 2.Повторение изученных базовых форм. 3.Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | ||||||
3. | Осенние композиции | 2 ч. | 1.Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. 2.Оформление композиций. |
- поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; | ||||||
4. | Базовая форма: «Треугольник» | 3 ч. | 1.Домик с крыльцом, домик с трубой. 2.Домик с верандами. 3.Деревья и травы. |
- формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; -построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка
| ||||||
5. | Базовая форма: «Воздушный змей» | 2 ч. | 1.Лебеди (2 способа). 2.Утка с утёнком. | |||||||
6. | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 2 ч. | 1.Тропическая рыбка. 2.Отделка модели. | |||||||
7. | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 3 ч. | 1.Золотая рыбка. 2.Краб. 3.Композиция «Аквариум». | |||||||
8. | Базовая форма: «Конверт» | 2 ч. | 1.Рыбка-бабочка. 2.Водоросли и камешки. Оформление аквариума. | |||||||
9. | Базовая форма: «Рыба» | 4 ч. | 1.Царевна-Лебедь. 2.Пингвин (2 способа). 3-4.Композиция «Пингвины на льду». | |||||||
10. | Базовая форма: «Дверь» | 4 ч. | 1.Мышь и поросёнок. 2.Бурёнка. 3-4. Композиция «В деревне». | |||||||
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | 3 ч. | 1-2.Оформление поздравительной открытки. 3.Конкурс «Я люблю свою маму». | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | ||||||
12. | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | 2 ч. | 1.Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. 2.Выставка моделей, изготовленных в течение года. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
|
|
|
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
Вводное занятие | 2 ч. | История развития искусства оригами. Входная диагностика. | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |||
Чудесные превращения бумажного листа | 5 ч. | Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | |||
Модульное оригами | 5 ч. | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | Познавательные - формулирование познавательной цели
- моделирование; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - контроль и коррекция; - волевая саморегуляция; | |||
4. | Оригами на праздничном столе | 5 ч. | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - планирование;
| ||
5. | Валентинки из оригами | 1 ч. | Изготовление валентинок. | |||
6. | Цветы к празднику 8 Марта | 3 ч. | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | |||
7. | Оригами – почта | 3 ч. | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта). | |||
8. | Базовая форма «Дом» | 2 ч. | Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | ||
9. | Впереди – лето! | 3 ч. | Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. | |||
10. | Итоговое занятие | 2 ч. | Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; | ||
11. | Оформление выставочных работ | 2 ч. | Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». |
|
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
1. | Вводное занятие | 2 ч. | Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; | ||
2. | Оригами в Интернете | 3 ч. | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | ||
3. | Изделия из складки | 4 ч. | Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; | ||
4. | Базовая форма «Катамаран» | 5 ч. | Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | ||
5. | Новогодние украшения | 4 ч. | Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | Познавательные - моделирование; - анализ, синтез, классификация; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание;
| ||
6. | Базовая форма «Птица» | 4 ч. | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; | ||
7. | Цветы и вазы оригами | 4 ч. | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; | ||
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 ч. | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис. | |||
9. | Творческие работы | 2 ч. | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». | |||
10. | Итоговое занятие | 2 ч. | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. | Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; Личностные - самоопределение; - смыслообразование. | ||
11. | Оформление выставочных работ | 2 ч. | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. |
|
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
11.
|
12. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
13. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
14. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
|
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.