Изобразительная деятельность в старшей группе
В старшей воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
Рисование
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными
изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие лятнышки.
Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смеши-зать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гу-лшью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании -кварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование. Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на г посе внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и фшшмо-новской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.
Предлагать детям составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).
Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе ( 5-6 лет)
Месяц | Название занятия | Задачи занятия | |
Сентябрь | Весёлое лето (коллективный альбом) Лето красное прошло (краски лета) Деревья в нашем парке Осенние цветы (космея) | Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны Развивать у детей эстетическое восприятие, умение замечать и выделять красоту растений, цветов: нежность или мощность стебля, разнообразие по форме, по цвету лепестков, серединки, цвета и оттенки соцветий; развивать умение любоваться растениями, формировать эстетическое отношение к ним. Учить продумывать композицию рисунка на листе в соответствии со строением растения. | |
Октябрь | Загадки с грядки Осенние листья (краски осени) Осенний лес. «Кисть рябины красной» | Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить по – разному изображать деревья, траву и листья. Закреплять приемы работы с кистью и красками. Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. | |
Ноябрь | Золотая хохлома и золотой лес Лиса-кумушка и лисонька- голубушка Мой родной город В саду созрели яблоки | Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные на экскурсиях. Закреплять умение располагать изображение по всему листу. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Воспитывать интерес и любовь к родному городу. Учить детей рисовать развесистые деревья, передавая кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие. Учить красиво располагать изображения на листе. Пробуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям. | |
Декабрь | Волшебные Снежинки (краски зимы) Он в берлоге спит зимой. Птицы на кормушке Елочка - красавица | Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам Продолжать знакомить детей с обитателями леса. Учить отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Учить передавать характерные признаки животного, пользуясь знакомыми приемами изображения. Развивать умение красиво строить композицию рисунка. Учить детей рисовать различных птиц. Различать по величине птиц разных пород. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками. Воспитывать аккуратность. Продолжать учить детей рисовать деревья разных пород. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать интерес к растительному миру. Вызвать радостное настроение от наступающих праздников. | |
Январь | Весёлый клоун (с передачей мимики и движения) Снегурочка Ознакомление с Городецким промыслом. Рисование Городецких птиц. Укрась красивое блюдечко | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех) Учить детей рисовать фигуру человека, передавая форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей. Продолжать знакомить детей с изделиями Городецких мастеров. Развивать эстетическое восприятие. Учить выделять характерные особенности Городецкой, дымковской и филимоновской росписи. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру средствами декоративно прикладного искусства. Познакомить с техникой выполнения Городецкой птицы Учить детей рисовать декоративную композицию на круге, симметрично располагать элементы узора в середине, чередовать по краям. Развивать эстетические чувства. | |
Февраль | Наша группа (оформление альбома) Фантастические цветы Папин портрет Милой мамочки портрет | Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди) Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти) | |
Март Апрель | Солнышко, нарядись! Солнечный цвет Водоноски-франтихи (оформление вылепленных игрушек) Весеннее небо Звездное небо «Я рисую море...» «Морская азбука» Превращения камешков Зелёный май (краски весны) Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; Чем пахнет лето? Расцвели одуванчики | Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам) Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» опенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому». | |
Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба, упражнять в комбинировании различных техник изображения, развивать чувство композиции и колорита. Создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камнях. Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами Создание оригинальных композиций из флакона с ароматом, его аппликативной формы и рисунка с элементами письма; развитие синестезии (межсенсорных связей) Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | |||
Май |