Модель эстетического отношения

включает три ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­ся многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального пере­живания.

Ребёнок не только видит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастных и индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности. Эмоционально-эс-

тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направлен­ность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта(эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художест­венные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнку самостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности(восприя­тие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными (типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

► метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художествен­ной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности;

► метод эвристических и поисковых си­туаций.

Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественно­го воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает система­тизированный комплекс учебно-методи­ческих изданий и современного нагляд­ного материала (демонстрационного и раздаточного).

К учебно-методическим изданиям

относятся разработки занятий по изоб­разительной деятельности и художест­венному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возра­стной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детс­ком саду: планирование, конспекты, за­нятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разра­ботки занятий с иллюстрациями, предс­тавляющими варианты образов и компо­зиций, а также основные способы и при­ёмы создания выразительного образа.

К наглядно-методическим изданиям

относятся:

►► тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

► незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

► серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Пи­санки»).

Наши рекомендации