Массовое клубное представление, использующее прием «зримой песни»

' Песня—это синтез поэзии и музыки. В ней всегда четко, .лаконично выражены мысль, позиция авторов. Театр песни, •особенно политической, завоевывает все большее признание

Глубина ассоциативного ряда песни зависит, в первую оче­редь, от глубины и эмоционального воздействия художествен­ного образа.

Опыт показывает, что главный принцип театрализации пес­ни, Делающий «зримую песню» действием, а не .иллюстрацией, •заключен именно в пояске ее образного решения на сцене.

В клубной практике, как показывают наблюдение и анализ опыта, этому главному принципу соответствуют несколько ме­тодических приемов действенного, образного решения «зри-тмой песни». Они по сути близки подчас приемам театрализа­ции стиха, однако, не равноценны им, ибо поэтический и му­зыкальный строй песни требуют более сложной, синтетичной «образности, в которой синтезируется слово, ритм, пластика, мелодия. Именно поэтому «зримая песня» превращается в развернутую инсценировку, в которой с помощью комплекса выразительных средств воплощается то или иное событие, о котором рассказано в песне.

В поиске театрализованной формы песни А. Новикова «До­роги» образным решением стала метафора «живая дорога». :Мы видим на сцене идущих по дорогам войны советских сол­дат. Первая часть пантомимы так и называлась «Вот солдаты идут». Одна дорога сменяет другую, мелькают указатели го­родов и километров... И вдруг — взрыв. Дорога вздрагивает, как от резкого удара и, подброшенная взрывной волной, па­дает в «воронку» войны. Несколько солдат остаются в этой воронке. Остальные продолжают путь. Расстрел дороги пов­торяется несколько раз, и каждый раз за спинами идущих дальше солдат остаются все новые и новые звездочки обе-.лисков. А вот уже пошла «чужая» земля и «чужая» дорога. :Эта дорога, ощетинившись надолбами и колючей проволокой, препятствует походу солдат. Но, несмотря на трудности, не­смотря на то, что их становится все меньше и меньше, солда­ты настойчиво идут дальше.

В комплексе выразительных средств, создающих образ­ность «зримой песни», особенно важную роль играет транс-•формация детали.

Так, в эпизоде по песне Я. Френкеля «Журавли» такой трансформирующейся деталью становится солдатская каска, которая по ходу действия меняет свое назначение, а в конце-представления выходит на обобщенный сценический образ. Мы видим каски, из которых вымощена старая дорога войны,, потом к каскам выходят погибшие солдаты, одевают их; и мы; видим каски в их непосредственном назначении. Каски, солдат проходят через переправу... В одном из боев.каска теряет хо­зяина-солдата. Но память о тех, кто не вернулся с полей вой­ны, жива. Каски превращаются в светильники вечных огнен: памяти.

Соответствие сценического образа поэтическому и музы­кальному образу песни выступает как важнейшее условие те­атрализации. Такие песенно-музыкальные эпизоды-пантоми­мы сегодня все больше входят в ткань клубного массового-представления, расширяют образные средства театрализации^

Работа над «зримой песней» всегда начинается с опреде­ления авторской и режиссерской мысли. Чтобы определить мысль, правильно выстроить действие и жанр песни', необхо­димо согласно, событийному ряду определить предлагаемые обстоятельства, расстановку сил, конфликт, эмоциональное отношение к действующим лицам и их поступкам, выстроить, ассоциативный ряд. Эта предварительная режиссерская раз­работка помогает найти образный строй театрализованной песни.

Особенности исполнения приема «зримой песни» заключа­ются в том, что театрализация песни выступает не как само­цель, а в контексте общего сценарно-режиссерского замысла-массового представления в качестве одного из идейно-эмоцио­нальных изобразительных средств, раскрывающих его тему и идею. Причем анализ практического опыта показывает, что-«зримая песня» превращается в одно из самых сильных средств воздействия, к которому все чаще и чаще обращают­ся режиссеры. Это подтверждается анализом сценарно-режис-серских разработок театрализованных массовых представле­ний, посвященных 30-летию Победы, над фашизмом, эпигра-• фом к которым могут стать слова Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева: «Не знаю, сколько на свете возвышен­ных слов, которыми можно выразить замечательные качества настоящего человека. Но каждого из этих слов достоин со­ветский человек-солдат, патриот, участник Великой. Отечест­венной войны».1

Песня создает эмоциональный настрой соответствующий: праздничной ситуации. Такая образная специфика использо-

1 Салют победы. Псков, 1974, с. 3.

вания «зримой песни» в театрализованной массовой работе клуба выдвигает на первый план монтажные методы, имею­щие двоякий смысл: с одной стороны — соответствующие максимальному эмоционально-зрелищному раскрытию песни, с другой — органично синтезирующие «зримую-песню» ины­ми изобразительными средствами и монтирующие ее в еди­ное действие.

Многолетняя практика режиссерской работы в клубе по­зволяет нам выделить несколько основных методов двуаспект-ното монтажа.

Наши рекомендации