Основные цвета: красный, желтый и синий
ЖИВОПИСЬ
1. Понятие «живопись» ее отличие от других видов изобразительного искусства. Материалы живописи. 2 основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Дать определение, привести пример.
Жи́вопись — слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать»;
Это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу;
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира т.к. основным средством выразительности живописи является цвет.
Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных красками на холсте, доске и других подобных материалах. В узком значении термин живопись противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых применяется термин графика.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Материалы живописи:
Основой для живописи может быть практически любой материал: бумага, картон, ДВП, дерево, холст, оштукатуренная стена и т.д.
Краски изготавливаются путем смешивания пигмента (красящего порошка) и определенного связующего, от которого и зависит какая краска в результате получится. Например, если пигмент смешать с льняным маслом, то получается масляная краска, если со специальным клеем гуммиарабиком, то - водорастворимая краска «гуашь». Акварель – это тоже водорастворимая краска, но на специальном связующем (меду, патоке), что позволяет ей оставаться прозрачной. Темпера (итал. «смешивать краски») – краска, приготавливаемая на специальных связующих: натуральных: желтки куриного яйца, соки растений; искусственных: высыхающие масла в водном растворе клея. До изобретения масляных красок до 15-17 вв. темпера была основным материалом станковой живописи.
Основные названия пигментов:
§ Белила цинковые (титановые)
§ Охра (красная, золотистая, темная)
§ Кадмий (лимонный, желтый,оранжевый)
§ Сиена жженая
§ Краплак красный (светлый, темный)
§ Кобальт (синий, сине-зеленый)
§ Ультрамарин
§ Умбра (жженая)
§ Марс коричневый
§ Сепия
§ Сажа газовая и т.д.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (греч. «хромос» - цвет) — цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном ), отличающим их один от другого, т. е. это — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по “цветовому кругу”. Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — это цвета, которые лишены цветового тона и различаются только по светлоте (белый, серый, черный).
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Виды и жанры живописи.
Виды живописи:
- Станковая - вид живописи относительно небольших размеров, который выполняется на станке (мольберте).
- Монументальная – вид живописи, связанный с архитектурой (интерьером, экстерьером зданий), фреска – живопись по сырой штукатурке, витраж, сграффито, граффити и.т.д.
- Декоративная
- Театрально – декоративная,
- Миниатюра.
Жанры живописи:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.
В современной живописи существуют следующие жанры:
§ ПРОСТЫЕ:
§ Портрет – изображение человека или группы людей, как основного сюжета картины.
Виды:
Д. Левитский «Екатерина II»
1. Парадный – изображение человека с наградами, атрибутами, в парадном костюме статично сидящим или стоящим;
Франсиско Гойя «Семейный портрет Карла IV»
2. Групповой – изображение группы людей,
И. Крамской «Неизвестная»
3. Камерный – изображение человека как бы невзначай, характеризуется относительно небольшими размерами и интересными ракурсами.
4 Автопортрет. Альбрехт Дюрер
5. Психологический- В портрете Папы Иннокентия Х Веласкес раскрыл характер героя: ум и властность, настороженность и коварство.
§ Пейзаж – изображение природы, как основного сюжета картины.
Виды:
1. Лесной: И. Шишкин «Сосны»
2. Городской (урбанистический) Винсент Ван Гог «Ночное кафе»
3. Морской(марина)
И.Айвазовский «Девятый вал (фрагмент)»
4. Сельский. В. Саврасов «Грачи прилетели»
5. Индустриальный (заводы, фабрики, предприятия).
Фантастический.
§ Натюрморт (фр. «мертвая натура»)– это один из жанров изобразительного искусства, название которого происходит от фр. «мертвая природа» или «жизнь неживых предметов».
Виды:
- Символический.
Шарден «Атрибуты искусств» 1766 г.
П. Виллиге «Аллегория бренности» 17в.
Бытовой.
А Куприн Натюрморт с тыквой 1912 г.
Декоративный
§ Интеръер – изображение внутреннего убранства помещений.
Винсент Ван Гог «Комната художника»
§ СЛОЖНЫЕ:
§ Исторический – изображение событий, которые действительно имели место в истории;
В. Суриков «Боярыня Морозова»
§ Батальный – подвид исторического жанра сцены боев, военных сражений.
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,1942 г.
§ Мифологический – изображение сюжетов из сказок, легенд, мифов, былин.
В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
С. Боттичелли «Рождение Венеры»
§ Религиозный – изображение сюжетов из Библии, иконы
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Андрей Рублев «Троица»
§ Бытовой - изображение сюжетов из быта людей любых времен или народностей.
В Максимов «Все в прошлом»
В Маковский «Свидание»
§ Анималистический - изображение животных, как основных действующих лиц сюжета картины.
А.Дюрер «Заяц»
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
7. Основные и производные цвета, дать определение, привести пример.
Дополнительные
Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными, при расположении рядом они усиливают яркость друг друга. Пары дополнительных цветов:
1. Красный – зеленый;
2. Желтый – фиолетовый;
3. Оранжево-красный.
Причем, каждому теплому оттенку дополнительным будет холодный.
Дополнительный к красному — зелено-голубой, к оранжевому — голубой зеленоватый, к желто- оранжеватому — голубой, к чисто желтому — синий, к желтому зеленоватому—фиолетовый, к желто-зеленому—пурпурный. Дополнительные цвета взаимны. Это значит, что если к красному дополнительным является зелено-голубой, то к зелено-голубому дополнительным будет красный.
Это интересно!
Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.
Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.
Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.
Родственные - это цвета, расположенные по соседству друг с другом на цветовом круге.
Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.
Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.
Виды смешивания цветов.
В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Смешивание красок друг с другом может быть механическим, оптическим, пространственным.
Механическим смешивание красокдве или несколько красок смешиваются друг с другом на палитре (в некоторых случаях это можно делать непосредственно на холсте или на листе бумаги, например в акварели), а затем полученная смесь переносится на основу.
Оптическое смешение можно осуществить, например, быстро вращая разноцветно окрашенный диск (разные цвета при этом сливаются в один общий) или же наблюдая с некоторого расстояния поверхность, покрытую мелкими мазочками, точками, полосками различного цвета (которые на расстоянии также сливаются).
Опыты показали, что путем оптического смешения всего лишь трех цветов — киноварно-красного, голубовато-зеленого и ультрамариново -синего — можно получить цвета всех цветовых тонов, притом наиболее насыщенные. Эти три цвета названы основными.
Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.
Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий.
Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый.
Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).
Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.
Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке. Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет. Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.
Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.
Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.
Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.
Метод пространственного смешивания цветов при создании живописных полотен открыли французские художники – ИМПРЕССИОНИСТЫ в конце 19-начале 20 в.
Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.
Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи - пуантилизму (от французского слова "пуант" - точка).
Жорж Сёра «Эйфелева башня»
Жорж Сёра
Теплохолодность цвета.
Цвета спектра делятся на теплые и холодные.
Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло.
Синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным - льдом, снегом, водой, лунным светом.
Однако почти у каждого цвета могут быть теплые и холодные оттенки, т.е. почти каждый цвет может быть как теплым, так и холодным. Например, ЖЕЛТЫЙ: теплый – желто-оранжевый, холодный – лимонный.
Пример градации красного цветового тона от холодного к теплому.
Лишь оранжевый цвет может быть только теплый т. к. расположен в цветовом спектре между двумя теплыми тонами.
Приемы живописи.
Некоторые краски можно класть прозрачно, прописывая слой за слоем. Когда тени, детали изображения прописаны одним слоем, краскам дают высохнуть, а потом прозрачным слоем поверх написанного пишут другие части картины. Из-под прозрачного слоя светится предыдущий слой красок, а потом, если нужно, прописывают третьим слоем, сквозь который будет светиться уже два слоя.
Такой прием многослойного письма прозрачными красками называется ЛЕССИРОВКОЙ.
«А-ЛЯ ПРИМА» - прием письма, при котором нужный цветовой тон берется сразу в полную силу
При дневном (не ярком солнечном) освещении света будут холодными, а тени теплыми. При прямом, ярком солнечном или электрическом(лампа накаливания) свете все наоборот: света будут теплыми, а тени холодными.
ЖИВОПИСЬ
1. Понятие «живопись» ее отличие от других видов изобразительного искусства. Материалы живописи. 2 основные группы цветов: хроматические и ахроматические. Дать определение, привести пример.
Жи́вопись — слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать»;
Это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу;
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира т.к. основным средством выразительности живописи является цвет.
Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных красками на холсте, доске и других подобных материалах. В узком значении термин живопись противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых применяется термин графика.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Материалы живописи:
Основой для живописи может быть практически любой материал: бумага, картон, ДВП, дерево, холст, оштукатуренная стена и т.д.
Краски изготавливаются путем смешивания пигмента (красящего порошка) и определенного связующего, от которого и зависит какая краска в результате получится. Например, если пигмент смешать с льняным маслом, то получается масляная краска, если со специальным клеем гуммиарабиком, то - водорастворимая краска «гуашь». Акварель – это тоже водорастворимая краска, но на специальном связующем (меду, патоке), что позволяет ей оставаться прозрачной. Темпера (итал. «смешивать краски») – краска, приготавливаемая на специальных связующих: натуральных: желтки куриного яйца, соки растений; искусственных: высыхающие масла в водном растворе клея. До изобретения масляных красок до 15-17 вв. темпера была основным материалом станковой живописи.
Основные названия пигментов:
§ Белила цинковые (титановые)
§ Охра (красная, золотистая, темная)
§ Кадмий (лимонный, желтый,оранжевый)
§ Сиена жженая
§ Краплак красный (светлый, темный)
§ Кобальт (синий, сине-зеленый)
§ Ультрамарин
§ Умбра (жженая)
§ Марс коричневый
§ Сепия
§ Сажа газовая и т.д.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (греч. «хромос» - цвет) — цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном ), отличающим их один от другого, т. е. это — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по “цветовому кругу”. Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — это цвета, которые лишены цветового тона и различаются только по светлоте (белый, серый, черный).
К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Виды и жанры живописи.
Виды живописи:
- Станковая - вид живописи относительно небольших размеров, который выполняется на станке (мольберте).
- Монументальная – вид живописи, связанный с архитектурой (интерьером, экстерьером зданий), фреска – живопись по сырой штукатурке, витраж, сграффито, граффити и.т.д.
- Декоративная
- Театрально – декоративная,
- Миниатюра.
Жанры живописи:
ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.
В современной живописи существуют следующие жанры:
§ ПРОСТЫЕ:
§ Портрет – изображение человека или группы людей, как основного сюжета картины.
Виды:
Д. Левитский «Екатерина II»
1. Парадный – изображение человека с наградами, атрибутами, в парадном костюме статично сидящим или стоящим;
Франсиско Гойя «Семейный портрет Карла IV»
2. Групповой – изображение группы людей,
И. Крамской «Неизвестная»
3. Камерный – изображение человека как бы невзначай, характеризуется относительно небольшими размерами и интересными ракурсами.
4 Автопортрет. Альбрехт Дюрер
5. Психологический- В портрете Папы Иннокентия Х Веласкес раскрыл характер героя: ум и властность, настороженность и коварство.
§ Пейзаж – изображение природы, как основного сюжета картины.
Виды:
1. Лесной: И. Шишкин «Сосны»
2. Городской (урбанистический) Винсент Ван Гог «Ночное кафе»
3. Морской(марина)
И.Айвазовский «Девятый вал (фрагмент)»
4. Сельский. В. Саврасов «Грачи прилетели»
5. Индустриальный (заводы, фабрики, предприятия).
Фантастический.
§ Натюрморт (фр. «мертвая натура»)– это один из жанров изобразительного искусства, название которого происходит от фр. «мертвая природа» или «жизнь неживых предметов».
Виды:
- Символический.
Шарден «Атрибуты искусств» 1766 г.
П. Виллиге «Аллегория бренности» 17в.
Бытовой.
А Куприн Натюрморт с тыквой 1912 г.
Декоративный
§ Интеръер – изображение внутреннего убранства помещений.
Винсент Ван Гог «Комната художника»
§ СЛОЖНЫЕ:
§ Исторический – изображение событий, которые действительно имели место в истории;
В. Суриков «Боярыня Морозова»
§ Батальный – подвид исторического жанра сцены боев, военных сражений.
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,1942 г.
§ Мифологический – изображение сюжетов из сказок, легенд, мифов, былин.
В. Васнецов «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»
С. Боттичелли «Рождение Венеры»
§ Религиозный – изображение сюжетов из Библии, иконы
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Андрей Рублев «Троица»
§ Бытовой - изображение сюжетов из быта людей любых времен или народностей.
В Максимов «Все в прошлом»
В Маковский «Свидание»
§ Анималистический - изображение животных, как основных действующих лиц сюжета картины.
А.Дюрер «Заяц»
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
7. Основные и производные цвета, дать определение, привести пример.
Основные цвета: красный, желтый и синий
В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.