Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
О чем узнают дети
Дети узнают новые порядковые упражнения: перестроения в 2 и 3 звена, способы выполнения общеразвивающих упражнений с различными предметами, возможные направления и разную последовательность действий отдельных частей тела. Узнают, что хороший результат в основных движениях зависит от правильной техники выполнения главных элементов: в скоростном беге — от выноса голени маховой ноги вперед. Узнают особенности правильного выполнения равномерного бега в среднем и медленном темпах, прыжков в длину и высоту с разбега «согнув ноги», прыжков со скакалкой, разных способов метания в цель и вдаль, лазания по лестнице разноименным способом, скользящего лыжного хода, скольжения по прямой на коньках, погружения в воду, скольжения в воде на груди и на спине.
Знакомятся со специальными подводящими упражнениями. Узнают разнообразные упражнения, входящие в «школу мяча». Знакомятся с новыми спортивными играми. В подвижных играх осваивают новые правила, варианты их изменения, выбора ведущих.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 звена. Общеразвивающие упражнения: способы выполнения упражнений с различными предметами, направления и последовательность действий отдельных частей тела. Основные движения: вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге; равномерный бег в среднем и медленном темпах; способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега; прыжки со скакалкой; «школа мяча»; способы метания в цель и вдаль; лазание по лестнице одноименным и разноименным способами. Подвижные и спортивные игры: правила игр, способы выбора ведущего. Спортивные упражнения: скользящий лыжный ход, скольжение по прямой на коньках, погружение в воду, скольжение в воде на груди и на спине.
По мере накопления двигательного опыта у детей формируются следующие новые двигательные умения:
— сохранять дистанцию во время ходьбы и бега;
— выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки;
— ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры;
— энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге;
— точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой;
— выполнять разнообразные движения с мячами («школа мяча»);
— свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке;
— самостоятельно проводить подвижные игры; выбивать городки с кона и с полукона;
— вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры;
— передвигаться на лыжах переменным шагом;
— кататься на двухколесном велосипеде и самокате;
— держаться в воде и передвигаться в ней на расстояние до 10 м.
Основные движения
Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты направо, налево, на месте и в движении на углах.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35—40 см, шириной 20 см), ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной 10 см), с мешочком на голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку.
Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через предметы и между ними, со сменой темпа. Бег в медленном темпе 350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе 10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза); челночный бег 3x10 м в медленном темпе (1,5—2 мин).
Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; в длину (на 130—150 см) с разбега 8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.
Бросание, ловля, метание. Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40— 30 см, длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой — 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2,2 м) с расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м.
Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезание через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазание по лестнице с перекрестной координацией движений рук и ног. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Общеразвивающие упражнения
Исходные положения: стоя (пятки вместе, носки врозь), сидя, лежа на животе и спине.
Положения и движения головы, вверх, вниз, повороты в стороны, наклоны (4—5 раз).
Положения и движения рук: одновременные и попеременные; однонаправленные и разнонаправленные — вверх (вниз), в стороны; махи и вращения (одновременно двумя руками и поочередно вперед- назад); подъем рук вперед-вверх со сцепленными в замок пальцами (кисти внутрь тыльной стороной); сжимание, разжимание, вращение кистей рук (8—10 раз).
Положения и движения туловища: повороты, наклоны вперед, назад, в стороны, вращения.
Положения и движения ног: приседания (до 40 раз), махи вперед- назад, держась за опору; выпады вперед, в стороны с движениями рук вперед, в стороны, вверх; подскоки на месте (40x3=120). Упражнения с отягощающими предметами — мешочками, гантелями (150 г), набивными мячами (1 кг).
Спортивные упражнения
Катание на санках с горки по одному и парами. Катание друг друга по ровному месту.
Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке.
Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой.
Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движения ногами вверх-вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой о дно руками. Плавание произвольным способом на расстояние до 10 м.
Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (по 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом.
Подвижные игры
Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием; игры- эстафеты.
Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м).
Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрощенным правилам.
Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем.
Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногами в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам.
Освоение основных движений, общеразвивающих, спортивных, музыкально-ритмических упражнений содействует не только формированию жизненно важных навыков у детей, но и развитию физических качеств. В то же время педагог использует в работе с детьми специальные упражнения для целенаправленного развития физических качеств. При этом следует учитывать, что на шестом году жизни наиболее активно развиваются общая выносливость, сила и быстрота.
Упражнения для развития физических качеств
Игры и упражнения для развития быстроты движений
Упражнения на развитие быстроты реакции: бег со стартов из разных исходных положений: стоя, сидя, из упора на коленях; смена движений, разных по структуре: ходьба — прыжки; изменение направления движения при ходьбе и беге по сигналу; изменение интенсивности движений: ходьба — бег быстрый, бег медленный — бег с ускорением.
Упражнения на развитие способности в короткое время увеличивать темп движения: бег в максимальном темпе на дистанции 20—25 м; бег с высоким подниманием бедра или отведением голени назад; бег с ускорением.
Игры на развитие быстроты
«Топотушки»: повороты на месте переступанием на 90, 180 и * 360 градусов.
«Найди свое место».
«Змейка»: ходьба по извилистой дорожке со сменой направления по сигналам.
«Не наступи!»: бег через ленты, лежащие на полу.
«Иноходец»: смена способов ходьбы и бега по сигналу.
«Перемена мест», «Быстро шагай, стоп», «Собери грибы».
«Брось мяч в стену».
«Кто быстрее?»: перебежки шеренгами.
«Бег наперегонки», «Бабочки и стрекозы».
Игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Бег с высоким подниманием колен на расстояние 8—10 м, бег с захлестом голени назад.
Прыжки с продвижением вперед на расстояние 5 м.
Бег и прыжки через препятствия высотой от 15 до 30 см (длина дорожки с препятствиями может быть 15—20 м, количество препятствий — 3—8).
Ходьба в полуприседе, глубоком приседе.
Прыжки точно в центр начерченного круга или линии.
Упражнения с набивными мячами (вес 500—1000 г)
Сидя, ноги на мяче, разведение ног в стороны, вверх.
Сидя, мяч в руках, наклоны вперед.
Прыжки вокруг мяча и через него.
Прокатывания мяча из разных положений (сидя, стоя).
Подвижные игры
«Лягушки и цапли», «Кто сделает меньше прыжков».
«Парашютики»: прыжки по дорожке с поворотом на 90—180 градусов произвольно и по сигналу.
«На одной ножке по дорожке».
Упражнения для развития силы
Упражнения с отягощением набивными мячами, преодолением сопротивления предмета, партнера.
Сжимание кистевого эспандера — резинового кольца; растягивание упругих резинок и детского плечевого эспандера в положениях стоя, сидя, лежа.
Упражнения с диском «Здоровье»
Стоя на диске на одной ноге (другая на полу), вращения влево- вправо.
Стоя на диске на одной ноге, отталкиваясь другой от пола, вращаться по кругу («бег на роликовых коньках», «самокат»).
Сидя на диске по-турецки, отталкиваясь руками от пола, вращаться влево -вправо.
Сидя на диске, руки в упоре сзади, ноги, согнутые в коленях, отталкиваясь руками и ногами, передвигаться влево -вправо.
Стоя на диске лицом к стулу, кисти на спинке стула, вращение влево -вправо.
Упражнения с тренажером «Здоровье»: натягивание на себя ручки тренажера в положениях стоя, сидя, лежа на спине.
Упражнения на тренажере «Беговая дорожка»: держась за поручни двумя руками или одной рукой, ходьба и бег по дорожке.
Упражнения и игры для развития выносливости
Пробегание 2 отрезков по 100 м в начале года и по 200 м во второй половине года.
Медленный бег по 3 отрезка длиной 150 м в начале и 200 м в конце года.
Бег в медленном темпе на 300—350 м по пересеченной местности.
Бег в медленном темпе 1,5—2 мин.
Подвижные игры: «Синие, зеленые, желтые»; «Позвони в колокольчик», «Самолеты».
Упражнения для развития гибкости
Для рук и плечевого пояса
Круговые движения рук в разные стороны с максимальной амплитудой.
Одновременное отведение двух рук как можно дальше назад.
Для туловища
Наклоны вперед, дотрагиваясь до пола руками.
Стоя, ноги слегка расставлены, круговые движения обручем вправо –влево -вправо.
Сидя, ноги в стороны, прокатывание мяча как можно дальше от себя, не выпуская его из рук.
Для ног
Пружинистые приседания.
Лежа на спине, поднимание ног, согнутых в коленях, вверх и разведение их в стороны.
Стоя боком у стенки, держась за рейку, маховые движения поочередно одной и другой ногой.
Игры и упражнения для развития ловкости
Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном); челночный бег 3 раза по 10 м.
Упражнения с гимнастическими палками и кольцами
Перебрасывание палки из одной руки в другую перед собой.
Перебрасывание кольца (диаметром 25—30 см), из руки в руку.
Упражнения с фитболами
Покачивание на мяче, сидя на мячах, пружинящие, повторяющиеся, круговые движения рук вперед-назад, движения назад прямых и согнутых рук, движения ног при раскачивании на мячах: ноги вместе, ноги разведены в стороны, накаты на мяч на спину, на живот.
Сочетание движений на мяче с растягиванием в стороны резиновой ленты.
Подвижные игры
«Мишень-люлька», «Будь ловким», «Передай мяч».
«Не задень»: обегание предметов.
«Маятник»: подскоки влево -вправо.
Минимальные результаты.
Бег на 30 м — 7,9—7,5 с.
Прыжок в длину с места — 80—90 см.
Прыжок в длину с разбега — 130—150 см.
Прыжок в высоту с разбега — 40 см.
Прыжок вверх с места — 25 см.
Прыжок в глубину — 40 см.
Метание предмета:
весом 200 г — 3,5—4 м.
весом 80 г — 7,5 м.
Метание набивного мяча — 2,5 м.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений).
ü В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
ü В поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. Проявляет высокий, стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений.
ü Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.
ü Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру.
ü В самостоятельной двигательной деятельности ребенок с удовольствием общается со сверстниками, проявляя познавательную и деловую активность, эмоциональную отзывчивость.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогови родителей
ü Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Его двигательный опыт беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений).
ü В двигательной деятельности затрудняется проявлять выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности.
ü Не проявляет интереса к новым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при выполнении упражнений.
ü Ребенок неуверенно выполняет упражнения. Не замечает ошибок других детей и собственных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь процессом игры.
ü Слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений. Не может составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни,
О чем узнают дети
Дошкольники знакомятся с признаками здоровья и нездоровья человека, особенностями самочувствия, настроения и поведения здорового человека.
Знакомятся с правилами здорового образа жизни, полезными (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и спортом) и вредными для здоровья привычками.
Узнают об особенностях правильного поведения при болезни, посильной помощи при уходе за больным родственником дома.
Знакомятся с человеческим организмом, некоторыми органами и их функционированием. Получают знания о бережном отношении к своему организму, узнают некоторые правила профилактики и охраны здоровья: зрения, слуха, органов дыхания, движения.
Получают представление о собственном здоровье и здоровье сверстников, об элементарной первой помощи при травмах, ушибах, первых признаках недомогания.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Воспитатель создает условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициирует разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями проявление здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников. Предлагает детям ситуационные задания: составь режим дня для малышей (своего маленького братика, сестренки); придумай ипокажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды; расскажи, что будет с твоей любимой куклой, если она перестанет мыть руки, если не будет чистить зубы, если откажется пить лекарство; выбери, какие из этих продуктов самые полезные; посмотри на эти картинки и расскажи, какие дети умеют следить за своим здоровьем.
Воспитатель организует вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже.
Воспитатель вовлекает детей в проектную деятельность, предлагая самостоятельно решить задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», ищем ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумываем рекламу полезных для здоровья продуктов, придумываем рецепт «Салата здоровья», рисуем плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон».
Вместе с инструктором по физическому воспитанию воспитатель проводит праздники здоровья, в которых участвуют дети и их родители.
Организует дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки» и прочее.
Активизирует творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья. Активизирует детей в умении самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. Обращает внимание детей на важность постоянного соблюдения правил здорового образа жизни.
Читает детям литературные произведения соответствующей тематики (например, А. Барто «Наступили холода», А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», С. Прокофьев «Силач», В. Голявкин «Про Вовкину тренировку», И. Черницкая «Мишка», Е. Ильин «Боксер», «Олимпиец», В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л. Герасимов «Купаю куклу», А.Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», В. Степанов «Сам»), организует беседы на тему здоровья.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
ü Имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его.
ü Ребенок умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:
— умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, вымыть уши, причесать волосы и т. п.);
— умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
— владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их;
— умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения, укрепляющие осанку, опорно-двигательный аппарат, утреннюю гимнастику;
— проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям;
— умеет различать некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя ведет в лесу;
— готов оказать элементарную помощь себе и другому (промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью);
— проявляет внимание к заболевшему близкому взрослому, умеет пожалеть расстроенного ребенка, старается отвлечь его от переживаний, развеселить, увлечь игрой.
Вызывает озабоченность и требует совместных действий педагогов и родителей
ü Ребенок не проявляет интереса к проблемам здоровья и здоровье- сберегающей деятельности, нет направленности на соблюдение в своем поведении основ здорового образа жизни.
ü Представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни, о правилах безопасного поведения носят поверхностный, формальный характер. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном выполнении культурно-гигиенических навыков, в уходе за своим внешним видом, своими вещами и игрушками, в пользовании носовым платком, салфетками, столовыми приборами. Требуется постоянное напоминание и помощь взрослого.
ü Не проявляет внимания к заболевшему близкому взрослому или ребенку, неохотно откликается на просьбы о помощи и заботе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
О чем узнают дети
Дошкольники узнают о разнообразии источников, видов и причин опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Знакомятся с универсальными способами (алгоритмы действий) предупреждения опасных ситуаций в быту, на улице, в транспорте, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Получают знания о правилах поведения и действий в случае возникновения опасных ситуаций, способы привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах. Узнают о типичных ошибках, совершаемых людьми (ребенком, взрослым) в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Организация опыта освоения образовательных областей
Что осваивают дети
Воспитатель создает условия для самостоятельной безопасной деятельности детей. Знакомит с правилами и способами безопасного поведения в доме, природе, на улице, раскрывает связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями (дразнил собаку, толкнул на горке другого ребенка, без разрешения взрослых зажигал спички и прочее). С помощью игровых и практических проблемных ситуаций воспитатель инициирует проявление умений и навыков безопасного поведения, предлагает детям для практического решения ситуационные задачи типа «Что делать? Как поступить, если: надо перейти улицу, забыл дорогу домой, остался дома один, а в дверь звонят и т.п.».
Совместно с воспитателем дети создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно себя вести на улице, в лесу, у водоема», придумывают плакат для малышей «Безопасность на дорогах», изучают дорожные знаки, придумывают и рисуют новые дорожные знаки.
Воспитатель обращает внимание детей на важность соблюдения правил безопасного поведения в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, в играх-драматизациях. Организует применение детьми умений и навыков безопасного поведения в условиях игр-путешествий, викторин, вечеров досуга, совместных мероприятий с родителями.
Дети знакомятся с литературными произведениями соответствующей тематики, участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение, предлагают советы по безопасному поведению в тех или иных жизненных обстоятельствах
Итоги освоения содержания образовательных областей
СЮЖЕТНАЯ ИГРА
Задачи развития сюжетных игр
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.
2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4.Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.
Методы развития сюжетной игры: совместная игра воспитателя с детьми, организация развивающей среды для самостоятельной игровойдеятельности. Обогащение содержательной стороны сюжетной игрыпроисходит за счет чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми, в которых происходит уточнение впечатлений детей об окружающей действительности, «мозгового штурма» дня инициирования новых предложений и идей.
Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызывающие у них живой интерес.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и прочее). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей, живущих в Санкт-Петербурге, — это гипермаркет; вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.
Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и другие.
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу.
Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Побуждает детей к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых, событий из сказок или мультфильмов, фантастических событий. Способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события.
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры происходит в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Обогащению содержания игр способствует чтение детской художественной и познавательной литературы, беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий; наблюдения за деятельностью и отношениями людей разных профессий. Воспитатель совместно с детьми придумывает ситуации взаимодействия между людьми, события. Способствует объединению в сюжете реальных и фантастических персонажей, помогает зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспитателем под диктовку детей и т. п.
Воспитатель развивает умения детей передавать действия, отношения, характеры и настроения персонажей (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка), использовать средства выразительности (мимика, жесты, движения, интонация).
Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосло- жения для построения игрового сюжета. Воспитатель побуждает детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия: предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием). Дети учатся проговаривать часть игровых событий и называть место действия. Воспитатель непосредственно включается в игру и принимает на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей.
Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Воспитатель предоставляет детям возможность создавать игровую обстановку в зависимости от замысла игры, проявлять творчество в создании игровой обстановки. Это становится возможным благодаря использованию изобразительной или продуктивной деятельности в создании игровой обстановки, детского коллекционирования (театральные программки, билеты, открытки, значки и прочее).
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА И ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Содержанием режиссерской игры и игры-фантазирования является преимущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов. Часто в режиссерской игре комбинируются события разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Педагог поддерживает интерес детей к индивидуальным и совместным режиссерским играм. Побуждает отражать в сюжете режиссерских игр содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, вносить в них изменения (новые события, герои), придумывать новые сюжеты по аналогии с известными. Создает условия для фиксирования новых сюжетов при помощи .записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений.
В совместной режиссерской игре с воспитателем, в которой взрослый управляет одним из персонажей, дети самостоятельно управляют 1—2 игрушками, изменяют интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигают игрушку по игровому полю, имитируют движения персонажей, используют звукоподражание, комментируют события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивают поступки героев.
Воспитатель поддерживает стремление детей к согласованию развития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. Предоставляет возможность для проявления творчества при создании обстановки для режиссерской игры: в подборе необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформлении игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и т.п.). С помощью воспитателя дошкольники используют полифункциональный игровой материал, участвуют в создании полифункционального игрового материала в совместной с воспитателем деятельности. Принимают участие в совместной с воспитателем игре-фантазировании. В совместной игре с воспитателем используют прием частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласовывают придуманные события с замыслами других игроков.
В театральных играх с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждают, ставят ширмочки), создают игровую обстановку (готовят простейшие декорации — домики, силуэты деревьев; цветными шнурами или ленточками изображают «реку», «дорожку»), согласовывают свои действия с действиями других «артистов». Дошкольники действуют и говорят от имени разных персонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произведений, комбинируют сюжеты.
В играх-имитациях дети осваивают умение выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама- медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).
Дети говорят, исполняют стихи, поют песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, маленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском).
Познает себя и других
Задачи воспитания и развития детей
1. Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам.
2. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
4. Дальнейшее обогащение представлений о людях, их нравственных качествах, тендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей, формирование начал гражданственности.
5. Формирование представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских чувств.
6. Развитие положите