Российский научно-исследовательский институт
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Москва 2013
Разработчик: Н.В.Орехова, преподаватель Детской художественной школы №1 имени Л.А.Горды города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензенты:
И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской деткой школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель
С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методист, кандидат педагогических наук
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации программы учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи программы учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
Изобразительное искусство;
Лепка;
Декоративно-прикладное искусство;
III. Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам
III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям
Изобразительное искусство;
Лепка;
Декоративно-прикладное искусство;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература;
- Учебная литература;
- Средства обучения
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место
и роль в образовательном процессе
Программа комплексного учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Программа «Изобразительное творчество» предназначена для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.
Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 10 часов.
Программа включает в себе следующие разделы: изобразительная деятельность - 3 часа в неделю, лепка - 3 часа в неделю, декоративно-прикладное искусство – 3 часа в неделю и час творчества - самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных выставках. Образовательная организация может создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.
Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.
Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Изобразительное творчество», - от 9 до 14 лет.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Комплексная программа учебного предмета «Изобразительное творчество» включает 3 направления: «Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство»
Учебно-тематический план по направлению
«Изобразительная деятельность»
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Виды искусства | ||
1. | Знакомство с видами искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театр) | |
2. | Виды изобразительного искусства | |
3. | Изобразительное искусство как творческое изображение явлений жизни в их предметном облике | |
Раздел 2. Ознакомление с материалами и инструментами, способами их использования для изображения и художественного выражения | ||
4. | Карандаши, бумага | |
5. | Кисти, краска | |
6. | Техника рисования как совокупность навыков, способов, приемов | |
7. | Графическая грамотность: развитие рисовальных движений рук, координации пальцев, правильного пользования карандашом – одним из главных инструментов графики | |
8. | Ритм в музыке, рисунке, живописи, литературе | |
9. | Развитие чувства ритма как неотъемлемой части в организации пространства и плоскости | |
10. | Развитие чувства индивидуальности цвета | |
11. | Осознание себя в мире цвета, звука, движения | |
12. | Формирование двигательных навыков в работе с красками | |
13. | Развитие единства зрительной и моторной координации для ощущения процесса изображения | |
14. | Плоскость и пространство | |
15. | Формирование навыка творческой организации пространства - «располагать», «сочинять», «составлять» (композиция) | |
16. | Общие принципы организации композиционного равновесия на плоскости и в пространстве | |
17. | Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. Пятно «плюс» тема (море, пустыня, ночь и т. д.) | |
18. | Эмоциональное восприятие формы | |
19. | Контраст и соотношение форм | |
20. | Цвет, как источник эмоционального восприятия формы | |
21. | Связь между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений | |
22. | Развитие психологической взаимосвязи с творческой формой в пространстве и на плоскости (силуэт) | |
23. | Изготовление театра теней | |
24. | Первоначальное представление о средствах создания образа на основе портретной и музыкальной характеристики (воспроизведение образа на плоскости (эскиз) | |
25. | Познание основных цветов, как источников многообразия цвета | |
26. | Развитие способностей к созданию выразительных цветовых решений | |
27. | Взаимодействие цветовых линий, пятен, точек в сочетании с музыкальным звуком | |
28. | Многообразие цвета в развитии художественно-творческих способностей учеников | |
29. | Смешанный цвет | |
30. | Создание цветомузыкальных композиций | |
31. | Ощущение изменений в окружающей природе | |
32. | Осознание связи между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений | |
33. | Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка) | |
34. | Развитие воображения на основе фантастических образов природы | |
Раздел 3. Орнамент и его композиция | ||
35. | Сферы применения декоративной композиции | |
36. | Классификация орнаментов | |
37. | Средства художественной выразительности орнамента | |
38. | Симметрия в орнаментах | |
39. | Схемы построения ленточных орнаментов | |
40. | Замкнутый орнамент | |
41. | Сетчатый орнамент | |
42. | Асимметрия - динамическое равновесие | |
43. | Контраст | |
44. | Цвет | |
45. | Итоговые занятия | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры | ||
1. | Правила поведения на пленэре. Восприятие форм окружающей природы и воспроизведение их в рисунке. Классика в формах и проявлениях природы и классических музыкальных произведениях | 7,5 |
2. | Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии | |
3. | Линейная перспектива | |
4. | Воздушная перспектива | |
Раздел 2. Живопись акварелью | ||
5. | Путешествуем по царству цвета. Цветовой круг | |
6. | Техника мокрым по мокрому. Цветы, деревья, ландшафты | |
7. | Техника лессировки | |
8. | Техника монотипии | |
Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов | ||
9. | Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия | |
10. | Представление о конфликтах (добро и зло) | |
11. | На основе прослушанных музыкальных произведений (музыкальных образах и их сопоставлении) формирование представления о конфликте через столкновение линии, цвета, фактуры, мазка | |
12. | Цвет и звуки музыки как носители определенного характера, настроения, чувства (холодные оттенки – теплые оттенки) | |
13. | Изменение «характера» цвета и его «настроения» во взаимодействии с другими цветами | |
14. | Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг подул ветер, пошел дождь и т. д.) | |
15. | Герои – антагонисты из любимой сказки (индивидуальный рисунок с устным комментарием) | |
16. | Создание композиции с разнохарактерными персонажами (нахождение аналога музыкального и шумового решения их характеристики) | |
17. | Моделирование образа на основе заданной эмоции (музыкально-игровая импровизация, моделируемая на плоскость) | 1,5 |
Раздел 4. Роспись (техники, приемы, изделия) | ||
18. | Народные традиции в росписи дерева (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Пермогорская росписи). Песни и игры данных губерний | |
19. | Мезенская роспись | |
20. | Городецкая роспись | |
21. | Хохломская роспись | |
22. | Пермогорская роспись | |
23. | Коллективная работа с ярко выраженным композиционным центром | |
Раздел 5. Натюрморт | ||
24. | Знакомство с натюрмортом | |
25. | Натюрморт «Фруктовая сказка» | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры | ||
1. | Правила поведения на пленэре. Освоение контраста форм в пространстве. Сопоставление природных и искусственных форм | |
2. | Зарисовки деревьев разных пород и их частей с составлением палитры зеленых тонов | |
3. | Работа над композицией «На лесной поляне» | |
Раздел 2. Живопись акварелью | ||
4. | Цветовое настроение и движение цвета | |
5. | Ландшафт. Животные и цветовая перспектива | |
6. | Моделирование образа на основе образа заданной эмоции. Создание линии «поющей», «танцующей», «плачущей» (с использованием цветового и тонального контраста) | |
7. | Искусство переживания как путь к творчеству. Творческая композиция с «переживанием» известных картин и скульптур (свободный выбор репродукций) | |
8. | Моделирование и отображение образа через звучание. Выразить в цветовом и композиционном решении услышанные звуки природы | |
9. | Погружение в эмоциональный мир движения (шумовые загадки) | |
Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов | ||
10. | Сказочные образы | |
11. | Формирование навыков выражения характера персонажей штрихом, линией, цветовым пятном, объемной массой | |
12. | Фантазия на основе трансформации образов предметного мира (сочинение и создание необыкновенных историй с обыкновенными вещами), воплощение событий на плоскости | |
13. | Образное восприятие и создание цветовой, линейной и пространственной композиции: цвет – звук, цвет – настроение, линия – интонация, линия – пространство, пространство и форма | |
14. | Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением, формой | |
15. | Создание композиции на передачу настроения, впечатления, удивления, полученных от прочитанной сказки | |
Раздел 4. Роспись (техники, приемы, изделия) | ||
16. | Роспись по керамике «Гжель» | |
17. | Роспись подносов «Жостово» | |
18. | Роспись лаковой миниатюры «Палех», «Холуй», «Мстёра», «Федоскино» | |
Раздел 5. Натюрморт | ||
19. | Определение натюрморта. Построение натюрморта из 2-3-х предметов | |
20. | Тема натюрморта «Фруктовая сказка» | |
21. | Тема натюрморта «Букет цветов и яблоки» | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры | ||
1. | Зарисовка лодок, судов на воде | |
2. | Зарисовка строений, деревьев и их отражений в спокойной воде | |
3. | Этюд пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней | |
4. | Композиция «Мой край» | |
Раздел 2. Живопись с использованием новых материалов (темпера, гуашь, пастель) | ||
5. | Знакомство с возможностями использования новых материалов в живописи | |
6. | Изображение пейзажей в разных техниках исполнения. Родная природа – лес, поле, озеро (гуашь) | |
7. | Морской и подводный пейзажи (пастель) | |
8. | Космический пейзаж (темпера) | |
9. | Выдуманный сказочный пейзаж (выбор техники самостоятельно) | |
10. | На заготовках одной композиции показать: зимний, летний, осенний, весенний пейзажи | |
11. | На заготовках одной композиции показать: утренний, дневной, вечерний, ночной пейзажи | |
12. | На заготовках одной композиции показать: солнечный, дождливый, туманный, снежный пейзаж. Различные техники выполнения | |
Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов | ||
13. | Искусство оформления книги. Иллюстрирование сказочных произведений | |
14. | Фантастические герои (с представлением отрывка из произведения) | |
15. | Буква – образ (растение, животное, человек и т. д.) | |
16. | Вензель. Узор из букв | |
17. | Оформление своих инициалов (сказочные буквы) | |
Раздел 4. Портрет | ||
18. | Виды портретов | |
19. | Принципы построения портрета лица человека | |
20. | Портрет друга | |
ИТОГО: |
Учебно-тематический план по направлению «Лепка»
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пластилиновая наука | ||
1. | Правила техники безопасности при работе с пластилином (нож, стеки, скалка) | |
2. | Основные базовые формы (шарик, колбаска, брусочки, пластины) | |
Тема: «В саду и в огороде» | ||
3. | Вишенки, клубника, малина, яблоко, репа, морковь | |
4. | Гусеница, муравей, божья коровка, бабочка | |
5. | Декоративная картина «На лесной полянке» | |
Тема: «На праздничном столе» | ||
6. | Ватрушки, чебурек, яичница с ветчиной, карась с картошкой, пряники и т.д. | |
7. | Тарелка, чашка с блюдцем, чайник | |
Тема: «В уютном доме» | ||
8. | Стол, стул, кресло, тумбочка | |
9. | Телевизор, музыкальный центр | |
Раздел 2. Работа с глиной | ||
10. | Как глина появилась в доме человека? Правила безопасности работы с глиной | |
11. | Подготовка к работе с глиной. Основные приемы лепки из глины: отрываем, раскатываем, соединяем | |
12. | Основные базовые формы (шар, яйцо, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, полоска, пластик, лепешка, трубочка, соломка) | |
Тема: «В траве – мураве» | ||
13. | Улитка-катушка, улитка -лужанка, кузнечик, грибы, жук | |
14. | Разные виды цветов | |
Тема: «Птичий двор» | ||
15. | Цыпленок, курица, петух, гусь, утка | |
16. | Птичка, сорока, ворона | |
Тема: «На воде и под водой» | ||
17. | Рыбки, рак, лягушка, осьминог | |
18. | Водоросли | |
19. | Композиция «Подводный мир» | |
Тема: «Чудо-юдо» | ||
20. | Тараканище | |
21. | Змей - Горыныч | |
22. | Чудо-юдо рыба- кит | |
23. | Фантастическое животное | |
Раздел 3. Работа с соленым тестом | ||
24. | Соленое тесто. Способ приготовления. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом | |
25. | Приемы окрашивания соленого теста | |
26. | Забавные мордочки зверей | |
27. | Забавные лица людей | |
28. | Композиция «Рябина» | |
29. | Настенное панно «Эти забавные кошки» | |
Раздел 4. Сувениры | ||
30. | Изготовление фото рамок | |
31. | Основные формы для изготовления кулонов | |
32. | Подвески | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пластилиновая наука | ||
Тема: «Красота природы». Знакомство с флористикой | ||
1. | Осенний букет. Пластилиновая картина | |
2. | Работа с шаблоном кленовых листьев | |
3. | Оформление работ по лепке природными материалами (птицы и пух) | |
Тема: «Кто живет в нашем лесу»? | ||
4. | Основные правила и приемы в лепке животных | |
5. | Белки, зайцы, лисы, медведи, волки, кабаны | |
6. | Цвет в глиняных игрушках. Глиняные елки -зеленые иголки | |
7. | Декоративное панно «Заячья семья» | |
Тема: «На земле, в воде и в небесах» | ||
8. | Автомобиль | |
9. | Паровоз, вагончик | |
10. | Самолет, ракета | |
11. | Кораблик-ладья | |
Раздел 2. Работа с глиной | ||
Тема: Виды народных глиняных игрушек | ||
12. | Лепка неваляшки, матрешки | |
13. | Основные формы для животных. Лепка из глины поросенка, овечки, козлика | |
14. | Лепка любого животного по выбору учащихся | |
15. | Мамочки-нянюшки в народной игрушке | |
16. | Базовая форма для барыни | |
17. | Нянюшка с ребенком | |
18. | Роспись народной игрушки | |
Тема: «Подарки своими руками» | ||
19. | Сувениры на День влюбленных | |
20. | Работа гуашью, блестками, лаком | |
21. | Карандашница | |
22. | Подсвечник «Избушка на курьих ножках» | |
Раздел 3. Работа с соленым тестом | ||
23. | Соленое цветное тесто. Применение при работе с тестом ткани, картона, клея ПВА | |
24. | Красочное панно «Райские птицы». Работа по шаблону. Цветное тесто, природный материал | |
25. | Цветы и листья. Декоративное панно | |
Раздел 4. Натюрморт | ||
26. | Понятие натюрморт | |
27. | Музыкальный натюрморт | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пластилиновая наука. Правило техники безопасности на уроке лепки | ||
Тема: «В цирке» | ||
1. | Удав. Клоун | |
2. | Дрессировщик | |
3. | Слон | |
4. | Пони | |
5. | Лев | |
6. | Медведь | |
Тема: «Рыцарский турнир» | ||
7. | Арена. Гербы и флаги | |
8. | Беседка королей. Барьер | |
9. | Замок | |
10. | Король | |
11. | Принцесса | |
12. | Рыцарь | |
13. | Конь | |
Раздел 2. Работа с глиной | ||
14. | Правило работы с глиной | |
15. | Особенности лепных игрушек различных народных традиционных промыслов | |
16. | Коллективная работа « Народные гуляния» | |
17. | Лепка мужской фигуры (основная форма - цилиндр) | |
18. | Сидя на скамейке | |
19. | Верхом на птице, ките, козле | |
20. | Барыни – подружки | |
21. | Гармонист | |
22. | Ярмарочные продавцы | |
Тема: «Поехали»! | ||
23. | Трактор колесный | |
24. | Трактор гусеничный | |
25. | Старинная машина | |
26. | Кораблик | |
Тема: «Украшение интерьера» (понятие интерьер) | ||
27. | Подкова на счастье | |
28. | Панно «Сова в дупле» | |
29. | Панно для кухни «Овощи» | |
30. | Панно «Фруктовая лавка» | |
Раздел 3. Работа с соленым тестом | ||
31. | Правило работы с соленым тестом. Понятие барельеф | |
32. | Барельеф в цирке | |
33. | Барельеф кошки на крыше | |
Раздел 4. Натюрморт | ||
34. | Синтез натюрморта с портретом | |
35. | Синтез натюрморта с анималистическим жанром | |
36. | Натюрморт, с применением растительных форм | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Пластилиновая наука. Правило техники безопасности на уроке лепка | ||
Тема: «Сказочные образы» | ||
1. | Фея | |
2. | Дед Мороз | |
3. | Добрый молодец | |
4. | Красна девица | |
5. | Царь | |
6. | Царица | |
Тема: «Деревушка» | ||
7. | Избушка. Забор. Деревья | |
8. | Жители деревни | |
9. | Курочка. Уточка | |
10. | Поросенок. Буренка | |
11. | Дерево | |
Раздел 2. Работа с глиной | ||
12. | Правило работы с глиной. Настроение и художник | |
13. | Свадебный обряд. Дымковские парочки | |
14. | Лепка полой фигуры жгутом с использованием фактуры | |
15. | «Сосуд - плод» | |
16. | «Чудо - рыба» | |
17. | «Портрет-кружка» | |
18. | «Веселые человечки»: лепка человечков (подсвечники) | |
Раздел 3. Работа с соленым тестом | ||
19. | Правила техники безопасности при работе с соленым тестом. Ажурные фигурки | |
20. | Орнамент | |
Раздел 4. Лепим сказку | ||
Тема: «Лукоморье» | ||
21. | Групповая работа. Композиция по произведению А.С.Пушкина | |
Тема: «Веселые герои сказок» | ||
22. | Воплощение образов веселых сказочных персонажей (Буратино, Карлсон, Пеппи – Длинный чулок) | |
ИТОГО: |
Учебно-тематический план по направлению
«Декоративно-прикладное искусство»
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Секреты флористики | ||
1. | Заготовка материалов (экскурсия в сквер). Правило поведения в природе | |
2. | Способы высушивания материала | |
3. | Свежесрезанные цветы (сроки срезки, обработка стеблей, размещение букетов свежесрезанных цветов) | |
4. | Инструменты и материалы. Укрепление растений проволокой. Подкрашивание растений. Способы креплений | |
5. | Виды растительного материала. Сосуды. Подставки | |
6. | Объемная композиция «Русское поле» | |
7. | Композиция на плоскости «На лесной полянке» | |
Раздел 2. Поделки из природных материалов | ||
8. | Какие бывают природные материалы для поделок? Заготовка природных материалов (экскурсия в сквер) | |
9. | Техника безопасности при работе с природным материалом | 0,5 |
10. | Групповая композиция «На лесной полянке» | 2,5 |
11. | Настенное панно «Древняя крепость» | |
Раздел 3.Мозаика | ||
12. | Изготовление панно из мелких камушек | |
13. | Мозаика из кусочков папиросной бумаги (Арлекин) | |
Раздел 4. Работа с шерстью | ||
14. | Техника выполнения изделия. Возможности материала. Способы работы. Изготовление кукол | |
15. | Изготовление декоративных ковриков | |
Раздел 5. Вышивка крестом | ||
16. | Соблюдение правил техники безопасности при работе на пяльцах. Инструменты и приспособления для вышивания. Простой крест | |
17. | Вышивание рисунка на крупной канве по заготовке | |
Раздел 6. Изделия из кожи и бисера | ||
18. | Соблюдение правил техники безопасности при работе с кожей. Материалы и инструменты | |
19. | Изготовление кулона с меховой окантовкой | |
20. | Изготовление броши из кожи | |
Раздел 7. Аппликация | ||
21. | Соблюдение правил техники безопасности | |
22. | Виды аппликаций. Выбор ткани и ее обработка | |
23. | Изготовление аппликации припаиванием «Райские птички» | |
Раздел 8. Витражи | ||
24. | Соблюдение правил техники безопасности при работе на стекле. Техника выполнения витражей | |
25. | Изготовление подсвечника из бутылки | |
26. | Витраж на стекле по задуманной композиции | |
Раздел 9. Изготовление игольницы | ||
27. | «Гномик». Построение выкройки по лекалам. Склеивание и прошивание деталей | |
ИТОГО: |
Й год обучения
№ п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов аудиторной нагрузки |
Раздел 1. Секреты флористики | ||
1. | Правило поведения в природе (экскурсия) | |
2. | Изготовление объемной композиции «Изящные букеты» | |
4. | Пейзажные зарисовки с применением бересты | |
5. | Зимний пейзаж с использованием листьев тополя | |
Раздел 2. Поделки из природных материалов | ||
6. | Техника безопасности при работе с природным материалом | |
7. | Шишки. «Еловый человечек», «лесовички» | |
8. | Составление панно из скорлупы орехов различных деревьев (самостоятельное композиционное решение) | |
Раздел 3. Коллаж | ||
9. | Технология изготовления коллажа | |
10. | Материалы и оборудование | |
11. | Групповая работа «На детской площадке» | |
Раздел 4. Работа с шерстью | ||
12. | Техника выполнения изделия из шерсти методом валяния, последовательность многорядного наложения шерсти | |
13. | Составление композиции для изготовления настенного панно «Праздник!» | |
14. | Изготовление ярких кисточек | |
15. | Изготовление бубонов | |
Раздел 5. Вышивка крестом | ||
16. | Соблюдение правил техники безопасности при вышивании. Болгарский крест | |
17. | Разработка эскиза рисунка | |
18. | Вышивка на вафельном полотенце белого цвета | |
Раздел 6. Изделия из кожи и бисера | ||
19. | Соблюдение правил техники безопасности при работе с кожей. Украшения из кожи и бисера | |
20. | Квадратный кулон | |
21. | Брошь из крупного бисера «Фиалка» | |
22. | Насекомые из бисера «Божья коровка», «Стрекоза», «Бабочка» | |
Раздел 7. Витражи | ||
23. | Изготовление витражей на керамическом покрытии. Рисунок на чашке | |
24. | Панно на керамической плитке «Веселые утята» | |
Раздел 8. Аппликация | ||
Соблюдение правил техники безопасности | ||
Прихватка. Композиционное решение в круге и в квадрате Наши рекомендации
|