Российский научно-исследовательский институт

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Москва 2013

Разработчик: Н.В.Орехова, преподаватель Детской художественной школы №1 имени Л.А.Горды города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа

Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства

Рецензенты:

И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской деткой школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель

С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методист, кандидат педагогических наук

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации программы учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи программы учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

Изобразительное искусство;

Лепка;

Декоративно-прикладное искусство;

III. Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам

III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям

Изобразительное искусство;

Лепка;

Декоративно-прикладное искусство;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература;

- Учебная литература;

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место

и роль в образовательном процессе

Программа комплексного учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Программа «Изобразительное творчество» предназначена для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 10 часов.

Программа включает в себе следующие разделы: изобразительная деятельность - 3 часа в неделю, лепка - 3 часа в неделю, декоративно-прикладное искусство – 3 часа в неделю и час творчества - самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных выставках. Образовательная организация может создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.

Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Изобразительное творчество», - от 9 до 14 лет.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- игровой.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Комплексная программа учебного предмета «Изобразительное творчество» включает 3 направления: «Изобразительная деятельность», «Лепка», «Декоративно-прикладное искусство»

Учебно-тематический план по направлению

«Изобразительная деятельность»

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Виды искусства  
1. Знакомство с видами искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театр)
2. Виды изобразительного искусства
3. Изобразительное искусство как творческое изображение явлений жизни в их предметном облике
  Раздел 2. Ознакомление с материалами и инструментами, способами их использования для изображения и художественного выражения  
4. Карандаши, бумага
5. Кисти, краска
6. Техника рисования как совокупность навыков, способов, приемов
7. Графическая грамотность: развитие рисовальных движений рук, координации пальцев, правильного пользования карандашом – одним из главных инструментов графики
8. Ритм в музыке, рисунке, живописи, литературе
9. Развитие чувства ритма как неотъемлемой части в организации пространства и плоскости
10. Развитие чувства индивидуальности цвета
11. Осознание себя в мире цвета, звука, движения
12. Формирование двигательных навыков в работе с красками
13. Развитие единства зрительной и моторной координации для ощущения процесса изображения
14. Плоскость и пространство
15. Формирование навыка творческой организации пространства - «располагать», «сочинять», «составлять» (композиция)
16. Общие принципы организации композиционного равновесия на плоскости и в пространстве
17. Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. Пятно «плюс» тема (море, пустыня, ночь и т. д.)
18. Эмоциональное восприятие формы
19. Контраст и соотношение форм
20. Цвет, как источник эмоционального восприятия формы
21. Связь между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений
22. Развитие психологической взаимосвязи с творческой формой в пространстве и на плоскости (силуэт)
23. Изготовление театра теней
24. Первоначальное представление о средствах создания образа на основе портретной и музыкальной характеристики (воспроизведение образа на плоскости (эскиз)
25. Познание основных цветов, как источников многообразия цвета
26. Развитие способностей к созданию выразительных цветовых решений
27. Взаимодействие цветовых линий, пятен, точек в сочетании с музыкальным звуком
28. Многообразие цвета в развитии художественно-творческих способностей учеников
29. Смешанный цвет
30. Создание цветомузыкальных композиций
31. Ощущение изменений в окружающей природе
32. Осознание связи между миром цвета и миром собственных чувств, эмоций, настроений
33. Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка)
34. Развитие воображения на основе фантастических образов природы
  Раздел 3. Орнамент и его композиция  
35. Сферы применения декоративной композиции
36. Классификация орнаментов
37. Средства художественной выразительности орнамента
38. Симметрия в орнаментах
39. Схемы построения ленточных орнаментов
40. Замкнутый орнамент
41. Сетчатый орнамент
42. Асимметрия - динамическое равновесие
43. Контраст
44. Цвет
45. Итоговые занятия
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры  
1. Правила поведения на пленэре. Восприятие форм окружающей природы и воспроизведение их в рисунке. Классика в формах и проявлениях природы и классических музыкальных произведениях 7,5
2. Перспектива – кажущееся изменение форм и размеров предметов и их окраски на расстоянии
3. Линейная перспектива
4. Воздушная перспектива
  Раздел 2. Живопись акварелью  
5. Путешествуем по царству цвета. Цветовой круг
6. Техника мокрым по мокрому. Цветы, деревья, ландшафты
7. Техника лессировки
8. Техника монотипии
  Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов  
9. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия
10. Представление о конфликтах (добро и зло)
11. На основе прослушанных музыкальных произведений (музыкальных образах и их сопоставлении) формирование представления о конфликте через столкновение линии, цвета, фактуры, мазка
12. Цвет и звуки музыки как носители определенного характера, настроения, чувства (холодные оттенки – теплые оттенки)
13. Изменение «характера» цвета и его «настроения» во взаимодействии с другими цветами
14. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг подул ветер, пошел дождь и т. д.)
15. Герои – антагонисты из любимой сказки (индивидуальный рисунок с устным комментарием)
16. Создание композиции с разнохарактерными персонажами (нахождение аналога музыкального и шумового решения их характеристики)
17. Моделирование образа на основе заданной эмоции (музыкально-игровая импровизация, моделируемая на плоскость) 1,5
  Раздел 4. Роспись (техники, приемы, изделия)  
18. Народные традиции в росписи дерева (Мезенская, Городецкая, Хохломская, Пермогорская росписи). Песни и игры данных губерний
19. Мезенская роспись
20. Городецкая роспись
21. Хохломская роспись
22. Пермогорская роспись
23. Коллективная работа с ярко выраженным композиционным центром
  Раздел 5. Натюрморт  
24. Знакомство с натюрмортом
25. Натюрморт «Фруктовая сказка»
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры  
1. Правила поведения на пленэре. Освоение контраста форм в пространстве. Сопоставление природных и искусственных форм
2. Зарисовки деревьев разных пород и их частей с составлением палитры зеленых тонов
3. Работа над композицией «На лесной поляне»
  Раздел 2. Живопись акварелью  
4. Цветовое настроение и движение цвета
5. Ландшафт. Животные и цветовая перспектива
6. Моделирование образа на основе образа заданной эмоции. Создание линии «поющей», «танцующей», «плачущей» (с использованием цветового и тонального контраста)
7. Искусство переживания как путь к творчеству. Творческая композиция с «переживанием» известных картин и скульптур (свободный выбор репродукций)
8. Моделирование и отображение образа через звучание. Выразить в цветовом и композиционном решении услышанные звуки природы
9. Погружение в эмоциональный мир движения (шумовые загадки)
  Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов  
10. Сказочные образы
11. Формирование навыков выражения характера персонажей штрихом, линией, цветовым пятном, объемной массой
12. Фантазия на основе трансформации образов предметного мира (сочинение и создание необыкновенных историй с обыкновенными вещами), воплощение событий на плоскости
13. Образное восприятие и создание цветовой, линейной и пространственной композиции: цвет – звук, цвет – настроение, линия – интонация, линия – пространство, пространство и форма
14. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением, формой
15. Создание композиции на передачу настроения, впечатления, удивления, полученных от прочитанной сказки
  Раздел 4. Роспись (техники, приемы, изделия)  
16. Роспись по керамике «Гжель»
17. Роспись подносов «Жостово»
18. Роспись лаковой миниатюры «Палех», «Холуй», «Мстёра», «Федоскино»
  Раздел 5. Натюрморт  
19. Определение натюрморта. Построение натюрморта из 2-3-х предметов
20. Тема натюрморта «Фруктовая сказка»
21. Тема натюрморта «Букет цветов и яблоки»
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пленэр – правдивое отображение красочного богатства натуры  
1. Зарисовка лодок, судов на воде
2. Зарисовка строений, деревьев и их отражений в спокойной воде
3. Этюд пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней
4. Композиция «Мой край»
  Раздел 2. Живопись с использованием новых материалов (темпера, гуашь, пастель)  
5. Знакомство с возможностями использования новых материалов в живописи
6. Изображение пейзажей в разных техниках исполнения. Родная природа – лес, поле, озеро (гуашь)
7. Морской и подводный пейзажи (пастель)
8. Космический пейзаж (темпера)
9. Выдуманный сказочный пейзаж (выбор техники самостоятельно)
10. На заготовках одной композиции показать: зимний, летний, осенний, весенний пейзажи
11. На заготовках одной композиции показать: утренний, дневной, вечерний, ночной пейзажи
12. На заготовках одной композиции показать: солнечный, дождливый, туманный, снежный пейзаж. Различные техники выполнения
  Раздел 3. Развитие фантазии на основе реальных образов  
13. Искусство оформления книги. Иллюстрирование сказочных произведений
14. Фантастические герои (с представлением отрывка из произведения)
15. Буква – образ (растение, животное, человек и т. д.)
16. Вензель. Узор из букв
17. Оформление своих инициалов (сказочные буквы)
  Раздел 4. Портрет  
18. Виды портретов
19. Принципы построения портрета лица человека
20. Портрет друга
ИТОГО:

Учебно-тематический план по направлению «Лепка»

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пластилиновая наука  
1. Правила техники безопасности при работе с пластилином (нож, стеки, скалка)
2. Основные базовые формы (шарик, колбаска, брусочки, пластины)
  Тема: «В саду и в огороде»  
3. Вишенки, клубника, малина, яблоко, репа, морковь
4. Гусеница, муравей, божья коровка, бабочка
5. Декоративная картина «На лесной полянке»
  Тема: «На праздничном столе»  
6. Ватрушки, чебурек, яичница с ветчиной, карась с картошкой, пряники и т.д.
7. Тарелка, чашка с блюдцем, чайник
  Тема: «В уютном доме»  
8. Стол, стул, кресло, тумбочка
9. Телевизор, музыкальный центр
  Раздел 2. Работа с глиной  
10. Как глина появилась в доме человека? Правила безопасности работы с глиной
11. Подготовка к работе с глиной. Основные приемы лепки из глины: отрываем, раскатываем, соединяем
12. Основные базовые формы (шар, яйцо, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, полоска, пластик, лепешка, трубочка, соломка)
  Тема: «В траве – мураве»  
13. Улитка-катушка, улитка -лужанка, кузнечик, грибы, жук
14. Разные виды цветов
  Тема: «Птичий двор»  
15. Цыпленок, курица, петух, гусь, утка
16. Птичка, сорока, ворона
  Тема: «На воде и под водой»  
17. Рыбки, рак, лягушка, осьминог
18. Водоросли
19. Композиция «Подводный мир»
  Тема: «Чудо-юдо»  
20. Тараканище
21. Змей - Горыныч
22. Чудо-юдо рыба- кит
23. Фантастическое животное
  Раздел 3. Работа с соленым тестом  
24. Соленое тесто. Способ приготовления. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом
25. Приемы окрашивания соленого теста
26. Забавные мордочки зверей
27. Забавные лица людей
28. Композиция «Рябина»
29. Настенное панно «Эти забавные кошки»
  Раздел 4. Сувениры  
30. Изготовление фото рамок
31. Основные формы для изготовления кулонов
32. Подвески
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пластилиновая наука  
  Тема: «Красота природы». Знакомство с флористикой  
1. Осенний букет. Пластилиновая картина
2. Работа с шаблоном кленовых листьев
3. Оформление работ по лепке природными материалами (птицы и пух)
  Тема: «Кто живет в нашем лесу»?  
4. Основные правила и приемы в лепке животных
5. Белки, зайцы, лисы, медведи, волки, кабаны
6. Цвет в глиняных игрушках. Глиняные елки -зеленые иголки
7. Декоративное панно «Заячья семья»
  Тема: «На земле, в воде и в небесах»  
8. Автомобиль
9. Паровоз, вагончик
10. Самолет, ракета
11. Кораблик-ладья
  Раздел 2. Работа с глиной  
  Тема: Виды народных глиняных игрушек  
12. Лепка неваляшки, матрешки
13. Основные формы для животных. Лепка из глины поросенка, овечки, козлика
14. Лепка любого животного по выбору учащихся
15. Мамочки-нянюшки в народной игрушке
16. Базовая форма для барыни
17. Нянюшка с ребенком
18. Роспись народной игрушки
  Тема: «Подарки своими руками»  
19. Сувениры на День влюбленных
20. Работа гуашью, блестками, лаком
21. Карандашница
22. Подсвечник «Избушка на курьих ножках»
  Раздел 3. Работа с соленым тестом  
23. Соленое цветное тесто. Применение при работе с тестом ткани, картона, клея ПВА
24. Красочное панно «Райские птицы». Работа по шаблону. Цветное тесто, природный материал
25. Цветы и листья. Декоративное панно
  Раздел 4. Натюрморт  
26. Понятие натюрморт
27. Музыкальный натюрморт
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пластилиновая наука. Правило техники безопасности на уроке лепки
  Тема: «В цирке»  
1. Удав. Клоун
2. Дрессировщик
3. Слон
4. Пони
5. Лев
6. Медведь
  Тема: «Рыцарский турнир»  
7. Арена. Гербы и флаги
8. Беседка королей. Барьер
9. Замок
10. Король
11. Принцесса
12. Рыцарь
13. Конь
  Раздел 2. Работа с глиной  
14. Правило работы с глиной
15. Особенности лепных игрушек различных народных традиционных промыслов
16. Коллективная работа « Народные гуляния»
17. Лепка мужской фигуры (основная форма - цилиндр)
18. Сидя на скамейке
19. Верхом на птице, ките, козле
20. Барыни – подружки
21. Гармонист
22. Ярмарочные продавцы
  Тема: «Поехали»!  
23. Трактор колесный
24. Трактор гусеничный
25. Старинная машина
26. Кораблик
  Тема: «Украшение интерьера» (понятие интерьер)  
27. Подкова на счастье
28. Панно «Сова в дупле»
29. Панно для кухни «Овощи»
30. Панно «Фруктовая лавка»
  Раздел 3. Работа с соленым тестом  
31. Правило работы с соленым тестом. Понятие барельеф
32. Барельеф в цирке
33. Барельеф кошки на крыше
  Раздел 4. Натюрморт  
34. Синтез натюрморта с портретом
35. Синтез натюрморта с анималистическим жанром
36. Натюрморт, с применением растительных форм
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Пластилиновая наука. Правило техники безопасности на уроке лепка
  Тема: «Сказочные образы»  
1. Фея
2. Дед Мороз
3. Добрый молодец
4. Красна девица
5. Царь
6. Царица
  Тема: «Деревушка»  
7. Избушка. Забор. Деревья
8. Жители деревни
9. Курочка. Уточка
10. Поросенок. Буренка
11. Дерево
  Раздел 2. Работа с глиной  
12. Правило работы с глиной. Настроение и художник
13. Свадебный обряд. Дымковские парочки
14. Лепка полой фигуры жгутом с использованием фактуры
15. «Сосуд - плод»
16. «Чудо - рыба»
17. «Портрет-кружка»
18. «Веселые человечки»: лепка человечков (подсвечники)
  Раздел 3. Работа с соленым тестом  
19. Правила техники безопасности при работе с соленым тестом. Ажурные фигурки
20. Орнамент
  Раздел 4. Лепим сказку  
  Тема: «Лукоморье»  
21. Групповая работа. Композиция по произведению А.С.Пушкина
  Тема: «Веселые герои сказок»
22. Воплощение образов веселых сказочных персонажей (Буратино, Карлсон, Пеппи – Длинный чулок)
ИТОГО:

Учебно-тематический план по направлению

«Декоративно-прикладное искусство»

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Секреты флористики  
1. Заготовка материалов (экскурсия в сквер). Правило поведения в природе
2. Способы высушивания материала
3. Свежесрезанные цветы (сроки срезки, обработка стеблей, размещение букетов свежесрезанных цветов)
4. Инструменты и материалы. Укрепление растений проволокой. Подкрашивание растений. Способы креплений
5. Виды растительного материала. Сосуды. Подставки
6. Объемная композиция «Русское поле»
7. Композиция на плоскости «На лесной полянке»
  Раздел 2. Поделки из природных материалов  
8. Какие бывают природные материалы для поделок? Заготовка природных материалов (экскурсия в сквер)
9. Техника безопасности при работе с природным материалом 0,5
10. Групповая композиция «На лесной полянке» 2,5
11. Настенное панно «Древняя крепость»
  Раздел 3.Мозаика  
12. Изготовление панно из мелких камушек
13. Мозаика из кусочков папиросной бумаги (Арлекин)
  Раздел 4. Работа с шерстью  
14. Техника выполнения изделия. Возможности материала. Способы работы. Изготовление кукол
15. Изготовление декоративных ковриков
  Раздел 5. Вышивка крестом  
16. Соблюдение правил техники безопасности при работе на пяльцах. Инструменты и приспособления для вышивания. Простой крест
17. Вышивание рисунка на крупной канве по заготовке
  Раздел 6. Изделия из кожи и бисера  
18. Соблюдение правил техники безопасности при работе с кожей. Материалы и инструменты
19. Изготовление кулона с меховой окантовкой
20. Изготовление броши из кожи
  Раздел 7. Аппликация  
21. Соблюдение правил техники безопасности
22. Виды аппликаций. Выбор ткани и ее обработка
23. Изготовление аппликации припаиванием «Райские птички»
  Раздел 8. Витражи  
24. Соблюдение правил техники безопасности при работе на стекле. Техника выполнения витражей
25. Изготовление подсвечника из бутылки
26. Витраж на стекле по задуманной композиции
  Раздел 9. Изготовление игольницы  
27. «Гномик». Построение выкройки по лекалам. Склеивание и прошивание деталей
ИТОГО:

Й год обучения

№ п/п Наименования разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки
  Раздел 1. Секреты флористики  
1. Правило поведения в природе (экскурсия)
2. Изготовление объемной композиции «Изящные букеты»
4. Пейзажные зарисовки с применением бересты
5. Зимний пейзаж с использованием листьев тополя
  Раздел 2. Поделки из природных материалов  
6. Техника безопасности при работе с природным материалом
7. Шишки. «Еловый человечек», «лесовички»
8. Составление панно из скорлупы орехов различных деревьев (самостоятельное композиционное решение)
  Раздел 3. Коллаж  
9. Технология изготовления коллажа
10. Материалы и оборудование
11. Групповая работа «На детской площадке»
  Раздел 4. Работа с шерстью  
12. Техника выполнения изделия из шерсти методом валяния, последовательность многорядного наложения шерсти
13. Составление композиции для изготовления настенного панно «Праздник!»
14. Изготовление ярких кисточек
15. Изготовление бубонов
  Раздел 5. Вышивка крестом  
16. Соблюдение правил техники безопасности при вышивании. Болгарский крест
17. Разработка эскиза рисунка
18. Вышивка на вафельном полотенце белого цвета
  Раздел 6. Изделия из кожи и бисера  
19. Соблюдение правил техники безопасности при работе с кожей. Украшения из кожи и бисера
20. Квадратный кулон
21. Брошь из крупного бисера «Фиалка»
22. Насекомые из бисера «Божья коровка», «Стрекоза», «Бабочка»
  Раздел 7. Витражи  
23. Изготовление витражей на керамическом покрытии. Рисунок на чашке
24. Панно на керамической плитке «Веселые утята»
  Раздел 8. Аппликация  
  Соблюдение правил техники безопасности
  Прихватка. Композиционное решение в круге и в квадрате

Наши рекомендации