Культурного и природного наследия имени д.с.лихачева

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Москва 2013

Разработчик: Н.В.Орехова, преподаватель Детской художественной школы №1 имени Л.А.Горды города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа

Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук

Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства

Рецензенты:

И.А.Морозова, заместитель директора по научно-методической работе Орловской деткой школы изобразительных искусств и народных ремесел, преподаватель

С.В.Чумакова, доцент кафедры рисунка Орловского государственного университета, преподаватель Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел, методист, кандидат педагогических наук

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика образовательной программы, ее место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации программы учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи программы учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий для реализации программы учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

Изобразительное искусство;

Лепка;

Декоративно-прикладное искусство;

III. Содержание предмета по направлениям, разделам, темам, жанрам

III. Требования к уровню подготовки учащихся по направлениям

Изобразительное искусство;

Лепка;

Декоративно-прикладное искусство;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература;

- Учебная литература;

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика образовательной программы, ее место

и роль в образовательном процессе

Программа комплексного учебного предмета «Изобразительное творчество» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Программа «Изобразительное творчество» предназначена для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития.

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально-психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.

Основной принцип, лежащий в основе программы «Изобразительное творчество», - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся. Педагоги данного направления отмечают, что, занимаясь художественным творчеством, ребенок сталкивается с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающий мир. Причина лежит в необходимости преодолеть сопротивление материала (краски, уголь, пастель, пластилин, глина и т.д.). Эта задача неразрешима до тех пор, пока ребенок не «вжился в материал», то есть не увидел его «изнутри». В ходе художественной деятельности человек привыкает преодолевать трудности создания нового, вовлекая все свои душевные силы в достижение цели, в решение проблемы. Таким путем закладывается основа личностного роста и развития интереса к жизни.

Деятельность ребенка в области изобразительного творчества становится, подчас, основной частью его жизни, заполняет активное жизненное пространство, поэтому рекомендуемая продолжительность недельной аудиторной нагрузки в условиях реализации данной программы может составлять до 10 часов.

Программа включает в себе следующие разделы: изобразительная деятельность - 3 часа в неделю, лепка - 3 часа в неделю, декоративно-прикладное искусство – 3 часа в неделю и час творчества - самостоятельные занятия, которые предполагают выполнение индивидуальной творческой работы учащегося при подготовке к выставкам в образовательной организации, а также для участия в городских, региональных, всероссийских и международных выставках. Образовательная организация может создать условия для выполнения самостоятельной работы в мастерских организации.

Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Изобразительное творчество», - от 9 до 14 лет.

Наши рекомендации