Пребывание святого семейства в египте . около 1502
Гравюра на дереве 300×212 мм
УСПЕНИЕ МАРИИ 1510 .Гравюра на дереве297×209 мм
ПРОСЛАВЛЕНИЕ МАРИИ . Около 1502 .Гравюра на дереве295×209 мм
ВОЗНЕСЕНИЕ И КОРОНОВАНИЕ МАРИИ .1510Гравюра на дереве294×208 мм
---- А. Дюрер (1471-1528) - великий немецкий художник, а в последние годы жизни и теоретик искусства. Его биография и творчество тесно связаны с эпохой Возрождения. Произведения Альбрехта Дюрера и сегодня привлекают множество ценителей живописи. Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Альбрехт учился сначала у своего отца, а потом у Михаэля Вольгемута, живописца и гравера из Нюрнберга. 1490-1494 - "годы странствий", обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Известно, что Дюрер хотел совершенствоваться в гравюре на металле у М. Шогауэра в Кольмаре, однако не застал его в живых. Тогда Альбрехт принялся изучать работы этого мастера, общаясь с его сыновьями, которые тоже были художниками.
---- В 1500 1511 годах Дюрер начал работать над основными листами к серии «Жизнь Марии». Двадцать гравюр к истории «Жизни Марии» воплощали мирный, светский идеал художника. Художник наделил их чертами своих современников и перенес действие ряда гравюр в реальную обстановку Германии 16 века. Характеру этой сцены, спокойной и поэтичной, соответствует весь образный строй гравюры плавные линии складок одежд, мягкие силуэты, вторящие ритму арок. Архитектура, пейзаж, бытовая среда этой серии становятся неотъемлемой частью гравюр Дюрера.
---- Композиции лишены тех бытовых деталей, которые наполняли гравюры "Жизни Марии". Все внимание сосредоточивается на главном действии. Но и здесь, как в серии "Жизнь Марии", среда продолжает играть активную роль.
---- А. Дюрер занимается разнообразными формами гравюр: эстампом, экслибрисами, гербами. Тематический диапазон ксилографий богат: мифологические и христианские легенды, ветхозаветные и евангельские сюжеты, образы современников, мемориальные и аллегорические темы в дюреровском решении отражают проблемы своего времени.
---- Дюрер жил и творил в то время, когда в Германии шла бурная борьба Реформации во главе с Лютером за обновление церкви, которая привела в движение все слои немецкого общества. Сторонники Реформации стремились упростить процессы богослужения, сделать Священное писание основным его источником. Лютер переводит Библию на немецкий язык. Дюрер же, стремясь приблизить Священное писание к жизни, перекладывает его отдельные легенды на общедоступный народу язык картинок.
---- Гравюра на дереве была идеальной техникой для художника, когда он передавал героический пафос борьбы, используя драматизм контрастов черного и белого, или обращался к событиям повседневной жизни: линии становились мягче, плавно обрисовывали форму предметов, были эквивалентны спокойному рассказу. Однако специфика обрезной гравюры на дереве заключается в том, что она сохраняет условность и декоративность языка, даже если художник вводит в дополнение к линии штриховку. Поэтому в технике ксилографии Дюрер не мог создать объемно-пластического образа, к которому стремился долгие годы. Он добился этого лишь в резцовой гравюре на меди. Последняя, так же как и рисунок, стала для него в юные годы школой овладения пропорциями и перспективой, а позднее помогла передать весь комплекс представлений художника о физическом и духовном идеале человека.
---- Начиная с 1500-х годов, художник ставит перед собой задачу овладеть законами научной перспективы и изучить пропорции тела человека и животных. Не удовлетворившись эмпирическим методом, он обращается к трудам древнеримских авторов и итальянских современников. Одновременно в резцовой гравюре Дюрер начинает воплощать свои представления об идеальных пропорциях тела, его пластической цельности, о гармонической связи человека с окружающей средой (эти поиски оказали влияние и на ксилографию этого периода: в частности, нашли отражение в серии «Жизнь Марии").
---- Ни один из видов творческой деятельности А. Дюрера не представлен так широко и ретроспективно, как гравюра на дереве. На каждом новом жизненном этапе графическое искусство А. Дюрера раскрывает новую свою грань, определяет следующую ступень творческого совершенства.
---- Творческая жизнь А. Дюрера – это цепочка неустанного утверждения собственной позиции в искусстве. Во всех сферах деятельности он достиг особых высот. Живописью «Я заставил умолкнуть всех живописцев, говоривших, что в гравюре я хорош, но в живописи не умею обращаться с красками. Теперь все говорят, что они не видели более красивых красок» (из письма А. Дюрера В. Пиркеймеру ).